С чего начинается успешное развитие ребенка?
Автор: Ольга Лихачева
Выпускница Университета практической психологии
Думаю, что вы, психологи, родители, педагоги, слышали: каждый человек по природе априори способный. Вот только почему одни действительно проявляют свою талантливость, а другие свою обычность?
Порассуждаю об это на примере трех детей.
Один ребенок по своей природе такой здоровый и замечательный родился, получил 8-10 баллов по Апгар1, из роддома выписали домой.
Второй ребенок получил длинный список диагнозов и печальные прогнозы в первый же час от роду, был направлен из роддома в специальную клинику.
Третий ребенок такой же, как и второй и направлен туда же. Только с одним отличием. Мама.
Его мама за день звонила от 5 раз кому-то и рассказывала длинную эпопею о том, какая она несчастная, какой ребенок больной, повторяла все диагнозы. Соседкам в палате она об этом жаловалась от 3 раз в день. Как правило, после каждого взвешивания малыша. За завтраком, обедом и ужином – случайным соседкам по отделению – тоже.
Чем ее история завершилась – знать не могу. Пессимисты мне всегда мало нравились.
Мама второго ребенка была полной противоположностью. Да, она звонила, отвечала на звонки, говорила, что с ребенком в больнице. А вот любопытным говорила не о том, как она несчастна, какие диагнозы у ребенка. Она говорила о том, какой ребенок смышленый, какие успехи делает.
«Ты представляешь, ей только 5 дней, а она уже бутылочку сама держит!»
«О, да она сама стала с вечера до утра спать, а ведь ей только неделя!»
«Она знает, где лево и право! Говорю ей ногу правую поднять. Она правую поднимает. Прошу левую руку вверх сделать – левую поднимает. Вот это сообразительность!»
Мама первого малыша замечала успехи сына. Делала она это не так рьяно, как вторая. Может потому, что ребенок здоров и ей не требовалось отмечать для себя нормальность и развитость ребенка. Может потому, что многое как данность воспринимала. Может потому, что достижения для нее – это более значимые действия.
Вот только результаты детей уже с года разительно стали отличаться. Например, один из них мог в 7 месяцев забираться по лестнице-перекладине самостоятельно, висеть на турнике от 1 минуты без поддержки.
Как вы думаете, какой ребенок это был? Здоровый и с минимальным замечанием достижений или второй с множеством диагнозов и огромным значением каждому достижению?
Если вы проходили упражнение «Дневник успехов», то однозначно ответите правильно. Второй ребенок оказался впереди.
Да, одного только замечания успехов и достижений ребенка – этого мало для того, чтобы наладить его здоровье. Необходимы и действия родителей в этом направлении. Однако, без отслеживания успехов ребенка результат его развития идет медленнее. Мало что-то развивать. Важно видеть получаемое изменение. Важно видеть подтверждение, фиксировать его где-то. Озвучивать ребенку. Учить его радоваться получаемому. Сам по себе ребенок этому не научится. В этом ему могут помочь родители.
Если вы замечаете достижения своего ребенка с самого рождения, то ваш ребенок весьма успешен. Знание своих сильных сторон помогает ему в обучении. Если вы это начали делать несколько позже, то замечайте результат. Он вас обязательно порадует.
Я, мама второго ребенка, вам гарантию даю!
Замечать достижения детей – это минимальная база для их успешного развития. И это под силу каждому родителю!
1 Апга́р, Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого.
На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур.
Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.
Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого. (Википедия)