С чего начинается успешное развитие ребенка?

22 февраля 2018 г. в 09:00

Автор: Ольга Лихачева

Выпускница Университета практической психологии

Думаю, что вы, психологи, родители, педагоги, слышали: каждый человек по природе априори способный. Вот только почему одни действительно проявляют свою талантливость, а другие свою обычность?

Порассуждаю об это на примере трех детей.

Один ребенок по своей природе такой здоровый и замечательный родился, получил 8-10 баллов по Апгар1, из роддома выписали домой.

Второй ребенок получил длинный список диагнозов и печальные прогнозы в первый же час от роду, был направлен из роддома в специальную клинику.

Третий ребенок такой же, как и второй и направлен туда же. Только с одним отличием. Мама.

Его мама за день звонила от 5 раз кому-то и рассказывала длинную эпопею о том, какая она несчастная, какой ребенок больной, повторяла все диагнозы. Соседкам в палате она об этом жаловалась от 3 раз в день. Как правило, после каждого взвешивания малыша. За завтраком, обедом и ужином – случайным соседкам по отделению – тоже.

Чем ее история завершилась – знать не могу. Пессимисты мне всегда мало нравились.

Мама второго ребенка была полной противоположностью. Да, она звонила, отвечала на звонки, говорила, что с ребенком в больнице. А вот любопытным говорила не о том, как она несчастна, какие диагнозы у ребенка. Она говорила о том, какой ребенок смышленый, какие успехи делает.

«Ты представляешь, ей только 5 дней, а она уже бутылочку сама держит!»

«О, да она сама стала с вечера до утра спать, а ведь ей только неделя!»

«Она знает, где лево и право! Говорю ей ногу правую поднять. Она правую поднимает. Прошу левую руку вверх сделать – левую поднимает. Вот это сообразительность!»

Мама первого малыша замечала успехи сына. Делала она это не так рьяно, как вторая. Может потому, что ребенок здоров и ей не требовалось отмечать для себя нормальность и развитость ребенка. Может потому, что многое как данность воспринимала. Может потому, что достижения для нее – это более значимые действия.

Вот только результаты детей уже с года разительно стали отличаться. Например, один из них мог в 7 месяцев забираться по лестнице-перекладине самостоятельно, висеть на турнике от 1 минуты без поддержки.

Как вы думаете, какой ребенок это был? Здоровый и с минимальным замечанием достижений или второй с множеством диагнозов и огромным значением каждому достижению?

Если вы проходили упражнение «Дневник успехов», то однозначно ответите правильно. Второй ребенок оказался впереди.

Да, одного только замечания успехов и достижений ребенка – этого мало для того, чтобы наладить его здоровье. Необходимы и действия родителей в этом направлении. Однако, без отслеживания успехов ребенка результат его развития идет медленнее. Мало что-то развивать. Важно видеть получаемое изменение. Важно видеть подтверждение, фиксировать его где-то. Озвучивать ребенку. Учить его радоваться получаемому. Сам по себе ребенок этому не научится. В этом ему могут помочь родители.

Если вы замечаете достижения своего ребенка с самого рождения, то ваш ребенок весьма успешен. Знание своих сильных сторон помогает ему в обучении. Если вы это начали делать несколько позже, то замечайте результат. Он вас обязательно порадует.

Я, мама второго ребенка, вам гарантию даю!

Замечать достижения детей – это минимальная база для их успешного развития. И это под силу каждому родителю!


1 Апга́р, Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого.

На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур.

Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.

Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого. (Википедия)

Файлы:
  • Развитие ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. 
01 янв. 2006 г.
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития. 
01 янв. 2000 г.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Теория интеллектуального развития Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости.  
01 окт. 2022 г.
Когнитивное развитие ребенка (ВВП)
Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента» биологического развития и навязываемых извне стимулов. 
01 окт. 2022 г.
Любовь, которая негативно влияет на развитие ребенка
Чувство, когда родители считают детей своей собственностью - это стремление родителей поощрять чрезмерную зависимость ребенка от них.
06 авг. 2014 г.
О детском рисовании (М. Озерова)
Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
01 окт. 2022 г.
Специфика психического развития ребенка
Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. 
02 авг. 2000 г.
Способности ребенка
Родителям важно понимать, что у каждого ребенка есть сильные и слабые стороны. Например, ребенок может быть очень сообразительным, но, в то же время и ленивым. Таким образом,он начинает очень ловко прогуливать школу или увиливать от обязанностей по дому, рискуя быть заклейменным обычным лентяем. В это же время, напрочь игнорируется его позитивное проявление такое как, например, логичное аргументирование собственной позиции, пусть даже и пока оно отражается в отказе помыть дома пол или сделать домашнее задание по английскому.