Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет

01 марта 2017 г. в 09:43

Авторы: Юлия Корепанова, Марианна Большакова
Основатели и преподаватели английской online-гимназии Smilenglish

Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры.

Ролевая игра – это как «прописи», только не для обучения письму, а для обучения эффективному общению. Согласитесь, если ребенок имел достаточную практику с прописями, он потом будет красиво писать в чистых линеечках. Так же работают и ролевые игры. Если ребенок имел достаточную практику ролевых игр, то:

  • ребенку будет легко придумать, чем занять самого себя,
  • ребенку будет легче на уроках в школе: он будет с удовольствием участвовать в инсценировках на уроках литературы, английского языка, в командных играх на физкультуре,
  • ребенку будет несложно заводить друзей и располагать к себе учителей,
  • ролевые игры также уменьшат вероятность внутренних протестов по поводу учебы,
  • ролевые игры сформируют интересы к школьным предметам и к будущей профессии

Рассказывает мама 3,5 летнего ребенка:

«Я работаю репетитором, и ко мне ученики приходят на дом. Моей дочке 3,5 года. Перед уроком я просто раскладываю перед дочкой любимые игрушки, даю задание «поиграть, пока мама работает», и ухожу. Дочка прекрасно может поиграть 1 час самостоятельно. Чем она занимается? Она играет в то, во что мы с ней играли не раз: собирает пазлы, раскрашивает картинки, рисует, проигрывает на куклах сюжеты наших ролевых игр. Вчера, например, захожу к ней в комнату после занятия, а она рассадила игрушки на диване и сидит как будто бы им читает. Я узнала этот сюжет – это из нашей игры в «Детский садик». Дочке сейчас эта игра нравится больше всего».

Рассказывает учитель английского языка в начальной школе:

«Это мой первый год работы, и я удивлена, что только 4-5 детей из 25 в восторге от «инсценировок». Я придумываю игры, где детям нужно обратиться друг к другу в разных образах, и только эта небольшая группа детей с удовольствием и очень артистично это делают. Остальные, кажется, вообще не понимают, что это такое – «познакомиться по-английски, как медведь». Они могут скопировать медвежий рык, но хотя бы несколько секунд поизображать медведя им не по силам. В итоге я, кажется, подсознательно строю урок именно для тех артистичных 4-5 детей. С ними работать легко, интересно и отдача сильная».

Итак, если вы хотите вырастить ребенка не только умным, но и успешным, интересным, общительным человеком, обеспечьте своему ребенку до школы хорошую практику ролевой игры.

Как организовать эту хорошую практику?

Для разных категорий семей рекомендации будут разными. Если ребенок ходит в садик или с ним сидит няня, то тут родителям будет достаточно просто выбрать для ребенка лучшего педагога-воспитателя. Профессиональные преподаватели и гувернеры прекрасно знают о потенциале ролевых игр, умеют их правильно организовывать и знают, как заинтересовать детей участием.

Если же вы сами занимаетесь воспитанием своих детей-дошкольников, и у вас нет педагогического образования, то вот подсказки для вас:

1. Когда начинать играть в ролевые игры? Если речь ребенка достигла логопедических стандартов для 3х летних детей, то пора начинать играть. Ознакомиться с этими стандартами, можно по следующей ссылке. Если вы хотите ввести игровую практику раньше, то рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

2. Какой сюжет выбрать? Выбирать нужно то, что вероятнее всего откликнется у вашего ребенка. Проанализируйте его интересы: какие темы ему явно нравятся больше других? Какие игрушки он выделяет среди остальных? Полезно также бывает завести разговор на тему «Кем ты хочешь стать?». Поразительно, но многие 4х-летние дети быстро отвечают на этот вопрос. Если ваш ребенок затрудняется, посмотрите вместе книжки или видео о профессиях – если ребенка что-то заинтересует, от эта тема станет сюжетом вашей первой игры.

3. А если моему ребенку ничего не интересно? А если мне некогда выяснять? Тогда мы рекомендуем взять универсальный сюжет «Магазин». Это один из самых простых в организации сюжетов.

4. Что делать дальше? Вот вы выбрали сюжет. Теперь подготовьте реквизит: подберите игрушки, сложите их вместе, смастерите или докупите что-то.

5. Обязательно ли мастерить реквизит для игры или можно пойти и купить что-то готовое в игрушечном магазине? Кажется, что на первых этапах лучше мастерить что-то из подручных средств. Если сюжет «не пойдет», или ваши первые игры будут длиться не более пяти минут, вам не будет жаль потраченных денег.

Вам в помощь примерный список того, что можно подготовить для игры в «Магазин»:

  1. Кассовым аппаратом пусть у вас будет обычный калькулятор или коробка от помадки. Оберните коробку белой бумагой, нарисуйте на бумаге цифры-кнопки.
  2. В качестве денег можно взять настоящую мелочь, вымытую с мылом. Также, можно нарезать цифры из старых настенных календарей.
  3. Возьмите любую пластиковую карточку – это будет банковская карта.
  4. Найдите какой-то старый кошелек или возьмите конверт – это кошелек ребенка.
  5. Девочки также любят «ходить в магазин» с маленькими сумочками.
  6. Разные отделы в магазине у вас могут быть представлены плакатами, которые часто есть в доме, например, такими: «Овощи», «Фрукты».
  7. Не забывайте также, что вы можете пользоваться правом «понарошку»: например, продавец может давать ребенку «невидимую» сдачу, невидимые товары – многим детям такой ход очень нравится.

6. Мы не ослышались? Вы пишете, что игра может занять 5 минут? Я на подготовку реквизита потратила 1,5 часа! Да, друзья, любой педагог-воспитатель подтвердит вам, что это нормальная ситуация в их профессии: подготовка к игре порой занимает в 10 раз больше времени, чем сама игра. Стоит ли тогда овчинка выделки? Однозначно стоит! Причины мы озвучили в начале статьи. Кстати, вы можете предложить ребенку принять участие в подготовке: вместе смастерите кассовый аппарат, вместе подберите товары для прилавков, договоритесь о правилах игры.

7. Я собрала реквизит – уже можно приступать к игре? Не торопитесь. Сначала вам нужно пойти на экскурсию. Темой этой экскурсии будет именно ваша будущая ролевая игра. Комментируйте ребенку все, что встречается вам на пути, а особенно действия сотрудников магазина: «Мы – покупатели. Мы берем корзинку и идем выбирать товары. Сотрудник магазина раскладывает товары на полках. Кассир берет деньги. Кассир дает сдачу и чек».

Почему так важно обращать внимание детей на действия людей? Приведем цитату из книги «Детская психология» советского психолога Даниила Борисовича Эльконина:

«...во время экскурсии в зоопарк детей знакомили со зверями, их повадками, внешним видом и т. п. После экскурсии в детскую комнату вносились звери-игрушки, но ролевая игра не развертывалась. В других случаях во время такой же экскурсии детей знакомили с людьми, обслуживающими зоопарк, с их функциями и взаимоотношениями — с кассиром и контролером, с экскурсоводом, со служителями, кормящими зверей, со «звериным доктором» и т. п. После этой экскурсии, как правило, развертывалась длительная и интересная ролевая игра...» Источник

Таким образом, если вы хотите, чтобы вашему ребенку захотелось с вами поиграть, обязательно продемонстрируйте в реальной жизни элементы будущей игры. Акцент сделайте на действиях людей.

Если у вас нет времени для похода в магазин, вы можете посмотреть с ребенком видео о том, как устроена работа магазина. Останавливайте видео, комментируйте ребенку деятельность людей.

8. Мы были на экскурсии! Уже можно начинать играть? Я разложила реквизит, говорю: «Идем играть в магазин!», а ребенок не хочет, убегает. Сразу предупреждаем, что ваша игра пойдет тем легче и интереснее и для вас, и для ребенка, если у ребенка будет очевидное и искреннее желание играть с вами. Вы можете мягко предложить ребенку: «Кем ты хочешь быть: продавцом или покупателем?», но вы не должны настаивать. Если вы ходите в магазин на экскурсию уже вторую неделю, а ребенок так и не проявляет желания играть в магазин, то рекомендуем следующее:

9. Поищите на родительских форумах – как другим мамам удается заинтересовать детей ролевыми играми? Найдите на youtube каналы родителей, показывающих, как они играют со своими детьми. Покажите ребенку видео, как дети играют со своими мамами. Если вы будете ежедневно что-то новое узнавать о процессе организации игр, вы обязательно найдете рабочую для своей ситуации рекомендацию.

10. Мы сели играть, и я обнаружила, что я не знаю, что сказать. Мне что, надо сценарий было прописывать? Прописывать не обязательно, но примерно прикинуть в уме, что вы спросите и что может ответить ребенок – надо. Вот отрывок диалога, с которого могут начаться ролевые игры в «Магазин»:

Здравствуйте! Что вы хотите купить? – Я хочу купить картофель.

Извините, картофеля нет. Но зато есть яблоки! - Мне 5 яблок, пожалуйста.

С вас … рублей.

Если вы изучаете британский английский язык с ребенком, то вот этот же диалог на английском:

Hello, Madam/ Sir. How can I help you today? – I would like to buy some potatoes today, please.

I’m sorry, we don’t have any potatoes. But we do have apples! – I’ll have 5 apples.

That would be … rubles, please.

Еще больше фраз для ролевой игры в магазин (на британском английском) – на стене в нашей группе Вконтакте

11. И все же как часто играть? Дети должны играть каждый день.

12. Как долго мне играть с ребенком? Игра может случиться всего на 5 минут, и больше внутри этого дня у вас не получится поиграть. Это нормальная ситуация. Если ваш ребенок играет дольше – прекрасно. Играйте до тех пор, пока ему не надоест. Если вы очень занятая мама, живете по плану, то сделайте следующее: выделите в своем графике, скажем, 15 минут, поставьте таймер на это время. Предупредите ребенка, что, когда «запикает» таймер, маме нужно будет идти по делам. Начинайте играть – у вас все получится!

13. Обязательно играть именно дома? Да, необязательно. Вы можете выносить ролевые игры на улицу. «Продавать» можно палочки, камешки, а листочки будут деньгами. Летом на асфальте можно мелом нарисовать «отделы», мелом же нарисовать кассовый аппарат и его цифры-кнопки.

14. Как мне понять, что игра приносит пользу моему ребенку и развивает его? На что смотреть, где высматривать прогресс? Итак, вы на верном пути, если:

  • ребенок начал сам предлагать вам поиграть в конкретную игру,
  • ребенок запомнил фразы-реплики и уже не за вами повторяет, а сам произносит их,
  • ребенок использует фрагменты ваших игр в самостоятельных играх с игрушками,
  • ребенок начал приспосабливать подручные предметы для своих игр,
  • ребенок начал использовать прием «понарошку»

Еще одна подсказка: вам может быть удобнее отслеживать «игровой прогресс», если вы заведете отдельный блокнот. Назовите его, например, так - «Наши игры». Фиксируйте в блокноте интересные идеи игр (найденные в интернете, услышанные от других мам), прогресс ребенка в речи, в памяти, в самостоятельных играх по мотивам ваших совместных игр. Вы также можете снимать видео ваших игр, потом показывать это видео близким и друзьям. Многим детям нравится смотреть на себя на видео.

Коллеги, мы желаем вам удачи! Интересных вам игр с вашими детьми!
Файлы:
  • Ролевые игры
  • Воспитание детей
  • Развитие ребенка
  • Игры с детьми
  • Игротерапия
  • Развивающие игры
  • Детские игры

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Игротерапия и сказкотерапия детей
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы.
01 окт. 2022 г.
Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности. Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений.
01 окт. 2022 г.
Игры на разных стадиях развития ребенка
Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип игры.
17 сент. 2014 г.
Игры вашего ребенка: где норма, а где повод для тревоги?
На каждом этапе детского развития игровая деятельность имеет свои особенности и свои возможности. Взрослый в детской игре занимает далеко не последнее место – он не только организатор игрового пространства, первый партнер по игре, но и генератор множества свежих идей. Давайте посмотрим, как развивается игровая деятельность детей от рождения.
01 мар. 2014 г.
От игры к учебе, или кризис 6-7 лет
Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы «читали» их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.
26 нояб. 2014 г.
Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)
Книга «Психологические игры для детей», которую мы предлагаем читателям, представляет собой своеобразную мини-энциклопедию всевозможных игр. Название этой книги отражает ее основной смысл. Существует множество самых разнообразных игр и для большой, и для маленькой компании. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д.
19 нояб. 2015 г.
Релаксационные игры для детей
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.
01 окт. 2022 г.
Занятия для ребенка
Чем больше у ребенка занятий, тем лучше. Ребенок в идеале должен быть занят всегда, и чем более перспективные занятия, чем более развивающие - тем лучше. С этой точки зрения ребенок может быть в кружках с 7 утра до 21.00, и это только хорошо.
01 окт. 2022 г.
Значение игры для развития дошкольника
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.
01 окт. 2022 г.
Знать и понимать ребенка. Ситуация 12
Взрослый легче добивается от ребенка послушания, используя игровые приемы.