Игры вашего ребенка: где норма, а где повод для тревоги?
На каждом этапе детского развития игровая деятельность имеет свои особенности и свои возможности. Взрослый в детской игре занимает далеко не последнее место – он не только организатор игрового пространства, первый партнер по игре, но и генератор множества свежих идей. Давайте посмотрим, как развивается игровая деятельность детей от рождения.
От 0 до 0,5 лет игра всегда инициируется взрослым и задействует реакции младенца: зрительное сосредоточение, слушание, хватание.
Игровые упражнения с малышом выглядят так: взрослый вызывает сосредоточение взгляда ребенка на предмете, слежение за ним, подносит его на расстояние, при котором ребенок начинает направлять руки к предмету, отдаляет предмет, вынуждая ребенка тянуться к нему; если ребенок направляет руки к предмету, то взрослый прикасается к ним предметом и т. д. Именно таким образом происходит развитие ориентации ребенка в пространстве и самостоятельное управление движениями на основе этой ориентации. Во всех этих ситуациях центром является взрослый человек.
От 0,5 лет до 1 года появляются такие формы поведения, как повторные и цепные движения: малыш похлопывает по предмету, размахивает им, перекладывает из одной руки в другую, повторно толкает висящий над ним предмет, ударяет одним предметом о другой и т. д.. Затем, развивается последовательная цепь движений, что говорит о появлении у ребенка ориентировочно-исследовательской деятельности. Но юному исследователю совершенно необходима новизна предметов и разнообразие присущих им качеств, поэтому игровые материалы должны часто обновляться.
Важно знать, что предметы привлекают ребенка больше, если они появляются вместе с близким взрослым, который манипулирует ими перед ребенком, сопровождая свои действия речью. Но это все это еще не игра, а игровые упражнения.
Самым важным приобретением 1-го года жизни является поиск ребенком оценки взрослого (внимания, одобрения, радости). Тогда взрослый выступает для ребенка, как носитель образцов действий с предметами, и ребенок начинает обучаться путем подражания.
НЕ норма: при отсутствии игровой деятельности с детьми развитие их движений задерживается. Дети могут проводить целые часы в состоянии бездеятельности, удовлетворяясь сосанием пальцев и монотонным раскачиванием туловища.
Избыток игрушек в помещении при недостатке игрового общения взрослых с ребенком приводит тому, что малыш перебирает игровой материал, быстро меняя предметы, не сосредотачиваясь ни на одном из них. В таком случае создается видимость занятости ребенка игрой, а на самом деле игровых действий не возникает.
От 1 до 3 лет основной игрой ребенка становятся действия с предметами по их значению: всевозможные рамки и вкладыши, пирамидки и матрешки, машинки и кубики, музыкальные инструменты, кухонная утварь, - все интересно осваивать малышу вместе со взрослыми. Но! Игра возникает не спонтанно!
Самостоятельное открытие ребенком значения предметов не является основным в его развитии. Если ребенок никогда не видел, что взрослые делают с вилкой, отверткой, дудочкой, совочком и любыми другими предметами – он вряд ли самостоятельно изобретет правильное действие с ними. Основной путь освоения действий с предметами – совместная деятельность со взрослым, где взрослый показывает ребенку образец действий, контролирует и поправляет его выполнение, а затем поощряет, когда у малыша правильно получается.
Существуют определенные этапы освоения предметно-орудийных действий ребенком от 1 до 3 лет:
- Освоение общей схемы действия с предметом – его смысл: ложкой едят, ее подносят ко рту. Общая схема осваивается малышом быстро.
- Ожидание оценки со стороны взрослого: малыш сравнивает свои действия с действиями взрослого, ищет его одобрения.
- Освоение технической стороны действия, навыка: правильно захватить ручку ложки, удобно поднести ко рту, не пролить…. Навык формируется долго, может формироваться неправильно и требовать переучивания (например, удерживание ложки в кулаке).
- На этом этапе освоение действий на любых предметах может происходить путем наблюдения за взрослым. Наблюдая, малыш в игре раздевает куклу, копает ямку, прячется, кидает мяч, режет игрушечные овощи, мешает поварешкой суп и т.д.. Это вполне доступно детям в возрасте 1 года.
- Важным скачком в интеллектуальном развитии ребенка является перенос действий с одного предмета на другой предмет: причесывание куклы, себя, медведя, полотенца и т.д. Как правило, такой скачок доступен ребенку ближе к 1,5 годам.
- Еще более сложной интеллектуальной работы требует перенос действия на предмет-заместитель: причесывание расческой, палочкой, рукой, ложкой… тут уже вовсю включается воображение ребенка, а значит – развивается его умение в умственном плане представлять нужные действия и предметы.
- Следующим этапом развития игровых действий ребенка является цепочка действий с героем, логически не связанная между собой. Например, девочка, играя с куклой, может сначала положить ее в кровать, потом одеть в платье, покормить и искупать.
- Скачком в развитии игровой способности становится появление цепочки логически связанных игровых действий. Теперь уже игра с куклой подчиняется законам жизни: ее сначала кормят, потом раздевают и купают, а затем укладывают спать. Логическая цепочка игровых действий доступна детям ближе к 2-х летнему возрасту.
- На этом этапе возникают зачатки игрового сюжета: «кукла заболела», «каша горячая», «зайчик испугался»…
- Далее, становится возможным использование ребенком в игре предметов-заместителей: палка может стать для играющего малыша и пистолетом, и ложкой, и градусником, и самолетом, и ручкой, и лопатой и т.д. Но! Дети могут это сделать (назвать и произвести действие с предметом-заместителем), только после того, как это сказал и сделал взрослый или другой ребенок.
- Вершиной освоения предметно-орудийных действий ребенком является появление зачатков игровой роли: действия с куклами от имени роли («мама пришла с работы») и разговор от имени роли («кто дома есть?»).
НЕ норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать следующие варианты отношения ребенка к игре: у малыша от 1 до 3 лет нет интереса к игре, или этот интерес быстро угасает, либо много дурашливых и хаотичных или примитивно однообразных игровых действий, отсутствие зачатков сюжета, нет мотива обращения ко взрослому за оценкой своих действий. В таком случае, требуется психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку, потому что причины недоразвития детской игры могут быть как простыми (неправильно организованная игровая деятельность ребенка), так и весьма серьезными (например, детская депрессия, нарушения детско-родительских отношений в семье, некоторые виды нервно-психических заболеваний ребенка).
От 3 до 7 лет основной развивающей ребенка деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Пик ролевой игры приходится на возраст – 5-6 лет. Каковы основные принципы ролевой игры?
- Ролевая игра социальна по своему происхождению и по своему содержанию, т.е. сюжеты для игры дети берут из жизни взрослых.
- Игра возникает не спонтанно, а под влиянием воспитателя (взрослого или более опытного в игре ребенка).
- Основным содержанием игры является взрослый человек - его деятельность и отношения, поэтому игра есть форма освоения ребенком задач и мотивов человеческой жизни. Именно поэтому детская игра нередко наполняет смыслом всю последующую жизнь человека – в ней рождаются и крепнут наши (взрослые) мечты. Тому есть множество примеров из жизни великих людей.
- В игре развивается игровая техника (воображение, обобщение, сворачивание действий, моделирование ребенком социальных отношений).
- Ребенок получает практику реальных отношений, опыт коллективных действий.
Ролевая игра имеет свою структуру (каркас, на котором все строится). Это - воображаемая ситуация; сюжет; роль: ролевой образ и ролевая речь; игровые предметы, партнер и игровые отношения с ним.
Чтобы помочь группе детей освоить ролевую игру, необходимо пройти несколько шагов :
- создать интерес к игре – эмоционального отношения детей к игрушке или игровому действию;
- показать доступную для ребенка цепочку игровых действий (например, возить на машине куклу и высаживать ее на остановке);
- дать ролевое название этой цепочке действий: «ты кто? водитель?»;
- втянуть ребенка в совместное создание игровой ситуации и введение его в роль: «я папа я буду чинить шкаф, а ты кто?», «я врач, у меня здесь больные звери, много работы, ты умеешь лечить зверей? Ты кто?»;
- удлинять и развивать сюжет игры;
- научить детей переименованию предметов в «заместители»: «эта палка у меня будет градусником»;
- научить детей сворачиванию «неважных» действий в обобщенную словесную форму («ну, как будто я уже поспала и проснулась»);
- со временем, действия с предметами отступят на второй план, а отношения выйдут на первый;
- когда ролевая игра уже увлекла детей можно и нужно вводить ролевые правила и санкции в игре: «если ты будешь на всех ругаться, ты не будешь врачом»;
- имеющие подобный опыт дети уже могут придумывать свои игровые правила;
- возникновение спонтанной сюжетно-ролевой игры происходит после знакомства детей с отношениями людей, а не знакомством с предметами.
Например, в одном психологическом эксперименте детям дали набор для игры в железную дорогу. Дети немного покатали паровозик по рельсам и потеряли интерес к игре. Тогда детей сводили на экскурсию на ЖД вокзал и показали различные поезда, паровозы и помещение вокзала. Экскурсия никак не повлияла на игру детей. Затем детей снова сводили на экскурсию на ЖД вокзал и познакомили с работой людей: кассиров, контролеров, проводников, машиниста, диспетчера, пассажиров, членов ремонтной бригады. После этого дети стали каждый день играть в железную дорогу, моделируя и развивая в игре профессиональные отношения взрослых.
НЕ норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать: одиночные игры ребенка в группе детей, застревание на манипуляциях с предметами, подмена переживаний в игре переживаниями наблюдателя (ребенок явно предпочитает телевизор игре), узость ролей, бедность игровых средств, подмена социально-значимых сюжетов игр сюжетами из популярных фильмов и мультфильмов, преобладание агрессивных и антисоциальных сюжетов в игре….
Игра с ребенком - бесконечно благодарное занятие для взрослого! Именно в игре приобретается непоколебимый авторитет взрослого в глазах ребенка, именно в игре возможна мягкая «психотерапия» угловатостей детского характера, именно в игре вы можете научить ребенка соблюдению правил и любым навыкам.
Список литературы
- Гиппенрейтер Ю.Б. Как быть ребенком.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агенство.1997.
- Полински Лизель Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни
- Медведева И. и Шишова Т. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. М. 2004.
- Мэрилин Сигал. Ребенок играет от рождения до года.
- Фесюкова. Воспитание сказкой.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.