Релаксационные игры для детей

19 ноября 2015 г. в 18:00

Автор: Любовь Романова, воспитатель, методист

Релаксационные игры — это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками — релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.

Игры на основе нервно-мышечной релаксации

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы — мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно — жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Сорока-ворона»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.

Сорока — ворона кашу варила,
Сорока — ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала
И этому дала, и этому дала

А самому маленькому —
Из большой миски
Да большой ложкой
Всех накормила.

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук «А»). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук «У»).

Игры с прицепками

«Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

Читается стихотворение и выполняется действие.

Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).
Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.
Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).
Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

«Лиса»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
​Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Птичка»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Действия с прицепкой сопровождается текстом.

Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),
Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

«Пальчики»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Выполнять движения в такт стихотворению:

Пальчик, пальчик шевелись:
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.

Игры — «усыплялки», колыбельные

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать. Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон — будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

Детские колыбельные на Youtube.

«Малышам всем спать пора»

Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.

Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Малышам всем спать пора.

«Усыплялки» для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).
С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).
С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).
Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).
Кидали хлебные крошки
Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).
Устал наши ладошки,
Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

«Игрушки»

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.

Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,
Слоник тоже хочет спать,
Хобот опускает слон,
Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят,
Тихо носики сопят.
Мягкие подушки
Согревают ушки.
Глазки закрываются,
Сказки начинаются.

Другие игры и упражнения для обучения ребенка расслаблению

Файлы:
  • Упражнения на расслабление для детей
  • Игры для релаксации
  • Психика, здоровье
  • Воспитание детей
  • Дети 3-5 лет

Комментарии (0):

Материалы по теме:

25 янв. 2021 г.
Игры для ребёнка-сангвиника
Дети-сангвиники активны, жизнерадостны, оптимистичны. В данной статье описаны игры, которые для них подходят.
01 окт. 2022 г.
Детские игры, которые лечат
Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
01 окт. 2022 г.
Игры для детей при заболеваниях дыхательной системы
Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
01 окт. 2022 г.
Игры для повышения самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.
01 окт. 2022 г.
Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности. Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений.
01 окт. 2022 г.
Игры на разных стадиях развития ребенка
Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип игры.
26 нояб. 2014 г.
Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)
Книга «Психологические игры для детей», которую мы предлагаем читателям, представляет собой своеобразную мини-энциклопедию всевозможных игр. Название этой книги отражает ее основной смысл. Существует множество самых разнообразных игр и для большой, и для маленькой компании. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д.
01 окт. 2022 г.
Случаи устранения страхов у детей посредством игры
Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метаморфоза. Обычно грустная, не по возрасту серьезная, боязливая и заикающаяся, она преобразилась после совместной с психологом игры в кегли, где ей было интересно и весело играть и где ее похвалили. Со слов матери, девочка на глазах изменилась настолько, что стала улыбаться, петь и громко, чисто говорить, то есть ожила, стала сама собой. Почему же она была такой заторможенной? Для этого было много причин, и прежде всего затрудненный эмоциональный контакт с отцом, к которому тянулась девочка, но отец сам находился в подавленном настроении и не пользовался никаким влиянием в семье.
01 мар. 2017 г.
Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет
Ролевая игра – это как «прописи», только не для обучения письму, а для обучения эффективному общению.
01 окт. 2022 г.
Значение игры для развития дошкольника
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.