Игры для ребёнка-сангвиника
Автор: Галина Ивановна Исаева,
педагог-психолог МБУ ДО Дом детского творчества г. Азова
Наверное, каждый человек знает о существовании типов темперамента, которые выделил Павлов И.П. Темперамент ребёнка определить проще, чем темперамент взрослого, поскольку дети еще не умеют его маскировать. Это позволяет найти подход к развитию ребёнка, исходя из особенностей его нервной системы.
В данной статье описаны игры, которые подходят для сангвиников.
Дети-сангвиники активны, жизнерадостны, оптимистичны. Они с лёгкостью могут переключиться на другой вид деятельности. Как правило, с адаптацией проблем не возникает.
Коллективные игры. Дети-сангвиники очень любят общаться и взаимодействовать с людьми. Коллективные игры позволят им сделать это в полной мере.
Коллективные игры на взаимодействие
«Смотри вверх»
Дети становятся в круг. Ведущий просит посмотреть вниз, все дети опускают головы и смотрят вниз. Далее по команде ведущего «Смотри вверх» дети поднимают головы, смотрят вверх, а затем резко переводят глаза на одного из участников игры. Если взгляды двух участников совпали (т.е. они посмотрели друг на друга), то эти два участника подходят друг к другу, выражают свою радость любым способом (обнимаются, жмут руки, кричат т.д.) и выходят за круг вместе. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 2-3 участника.
Архитектурное бюро «Зодчий»
Детям выдаются материалы для рукоделия (скотч, ножницы, газеты, нитки, бумага, коробки и т.д.) и предлагается в установленное время создать какой-либо архитектурный объект (мост, дом, магазин, фонтан и т.д.). Комплект определяется целями и возрастом участников.
Например, дети 10-12 лет получают 5 листов картона, скотч, воздушный шарик, ножницы, маркер, 3 шишки, одноразовую тарелку. Перед детьми ставится задача за 30 минут договориться и построить ракету, используя все предложенные материалы. При этом с материалами можно делать что угодно — разрезать, склеивать, мять, складывать. Главное — результат.
Кроме взаимодействия участников в этой игре происходит раскрытие творческого потенциала, проявляются лидерские способности, а также находчивость, активность, усидчивость.
Коллективные игры могут быть как подвижными, так и интеллектуальными.
Подвижные коллективные игры
Поймай хвост дракона
Ведущий рассказывает легенду о китайском драконе, который никак не мог поймать свой хвост (подводку к игре можно придумать любую) и предлагает попробовать детям превратиться в этого дракона. Дети становятся друг за другом, держась руками за талию того, кто стоит впереди. Таким образом превращение состоялось. Дракон начинает двигаться. Далее распределяются задачи. Задача «головы дракона» (ребёнка, стоящего первым) поймать «хвост» (последнего ребёнка в строю). Задача «хвоста» — убежать от «головы». После того, как «хвост» пойман, выбираются новые «голова» и «хвост».
Прятки наоборот
В этой игре прячется только один человек, а остальные его ищут. Каждый ищущий ищет спрятавшегося самостоятельно. Когда один ребёнок находит спрятавшегося, он не оповещает остальных об этом, а незаметно прячется в то же место рядом со спрятавшимся. То же самое делает и следующий участник, обнаруживший укрытие. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ищущий и не обнаружит всех остальных, которые сидят в одном укрытии.
Рыбалка
Ведущий предлагает детям отправиться на рыбалку. Из компании детей выбираются два «рыбака», которые берутся за руки и образуют «невод». Остальные — рыбки, которые могут свободно перемещаться по полю и стараться не попасть в невод. Задача «рыбаков» — подбежать к любой рыбке и, не расцепляя рук, поместить рыбку в свой «невод». Пойманная рыбка становится третьим «рыбаком», таким образом «невод» расширяется. Игра заканчивается, когда рыбок уже не осталось, и все дети образовали один большой круг.
Интеллектуальные коллективные игры
Викторины, квизы, игры в формате «Что? Где? Когда?» стимулируют познавательную активность ребёнка. Сангвиники отличаются усидчивостью, наблюдательностью, поэтому им будет интересно решать различные логические задачки, отвечать на вопросы об окружающем мире, обсуждая их с командой.
Совместить физическую активность с интеллектуальной помогут квесты и игры по станциям. В данном виде игры детям предлагается перемещаться от объекта к объекту и выполнять различные задания, требующие как работы мыслительных процессов, так и физической активности, а также активизации творческих способностей.
Если ребёнок находится не в коллективе, занять его, конечно, можно индивидуальными играми.
Как уже говорилось выше, сангвиник наблюдателен, усидчив, внимателен, поэтому ему отлично подойдут игры, требующие сосредоточенности и мыслительной работы.
Игры на бумаге
Сюда можно отнести кроссворды, ребусы. Так же отлично подойдет сангвинику игра, в которой из букв одного длинного слова надо составить несколько других слов разного размера.
Найди отличия
Ребёнку предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими деталями. Задача ребёнка — найти отличия и указать их.
Загадки
Подойдут обычные загадки, рифмованные, загадки-обманки. Любая загадка позволит ребёнку подумать, пофантазировать, а некоторые даже способны развеселить.
«Вы поедете на бал?»
Эта игра хорошо развивает внимание. Ребёнку оговариваются условия игры «Чёрное и белое не называть, «да» и «нет» не говорить» (условия можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребёнка) и задаётся любой вопрос, требующий утвердительного или отрицательного ответа. Задача ребёнка — найти ответ, соблюдая условия игры. Например:
- Вы поедете на бал?
- Конечно
- Как обычно на лошади?
- На лошади
- Напомните, какого цвета ваша лошадь?
- Серого
и т.д.
Вопросы можно задавать и об обыденной жизни ребёнка. Например, любит ли он гулять, какого цвета его любимая игрушка.
Ребёнок-сангвиник любит узнавать новое, с охотой берётся за новые дела, проекты. Поэтому ему будет интересно заняться делом, требующим работы фантазии, креативности.
1. Рисование на свободную или заданную тему
2. Сочинение сказок, небылиц
3. «Заверши рисунок»
Ребёнку выдаётся лист бумаги, на котором изображена какая-либо фигура. Это может быть ломаная линия, волна, несколько кружочков. Расположение фигуры — в любой части листа. Задача ребёнка — повернуть лист так, как ему хочется и дорисовать так, чтобы заданная фигура оказалась частью рисунка. Детям помладше можно предложить дорисовать не фигуру, а заготовку рисунка (домик, лес и т.д)
Конечно же не обойтись и без физической активности.
1. Игры с мячом
2. Классики
Игра, которую, наверное, знают все. На асфальте рисуются клеточки, внутри которых записываются цифры от 1 до 10. Ребёнок становится перед линией старта, бросает камушек на первую клетку и прыгает на одной ноге по клеточкам туда и обратно. На обратном пути забирает камушек и снова бросает его, но уже на вторую клетку. Способы прыжков могут отличаться, могут придумываться новые.
Обманки-повторялки
Ведущий предлагает ребёнку выучить движения (можно придумать любые). Пример: «Земля» - присесть, «Воздух» - подпрыгнуть, «Вода» - руками изображать волны. Ребёнок слушает команду, повторяет за ведущим и запоминает движения. А потом ведущий говорит одну команду, а показывает другое движение. Задача детей — внимательно слушать и показывать то движение, название которого они слышат.