Как маме выжить в больничной палате с активным ребенком?
Автор: Лихачева Ольга
Выпускница Университета практической психологии
20+ способов из моего опыта и 1 лайфхак
Эта статья о том,
- как провести полезный досуг с ребенком, если вы оказались в замкнутом пространстве и привычная активность сведена к минимуму;
- как увлечь ребенка, не имея с собой никаких подручных спасателей (например, игрушки);
- как гаджет превратить в средство развития, а не трату времени.
Информация пригодится как мамам, так и папам. Будет полезной для бабушек и дедушек, и всех людей, заинтересованных в развитии ребенка. Полагаю, что данные способы можно легко адаптировать под любые условия, в которых ребенок жаждет проявить свою активность, но в пространстве присутствуют физические затруднения.
От больничной палаты никто не застрахован. Но одно дело лежать самому (одному взрослому). И совсем другое – с ребенком. Одно дело лежать со спокойным, послушным, покорным ребенком. И совсем другое дело лежать с активным, любознательным, пытливым егозой. О последнем случае и пойдет сегодня речь. Интересно? Тогда вперед!
Прежде я лежала в больнице с новорожденным ребенком – сразу после роддома. Этот опыт был прекрасный: ребенок спит, кушает, периоды бодрствования маленькие, постепенно увеличивающиеся. Вопрос о время провождении вставал только для меня. И с этой задачей легко справлялась: рисовала, писала, читала, общалась. Этим летом состоялась ситуация нового вида: как обойти скукоту с ребенком, если собирались мы экстренно, неожиданно и ночью? Мысли о том, чтобы взять игрушки, в мою голову совсем не приходили!
Вот так мне и посчастливилось оказаться с ребенком в палате без всех подручных материалов, которые имеются дома.
Дети-соседи спят, кушают, + сопутствующие действия на горшок, поплачут и по новой круг. Мое дитя чрезвычайно активное. Болезнь никоим образом не нарушает активность и любознательность моего 2-летнего дитя. Да, можно включить мультики. Так поступала мама-соседка. Видео, вне всякого сомнения, завораживает ребенка. И вместе с тем тормозит умение воображать, представлять, думать, поглощает физическую активность. Мое задача вырастить дочь думающим, развитым человеком. Желание двигаться – это природное свойство ребенка. Во время движения развивается мозг. Именно движение помогло снять устрашающий диагноз ДЦП. Об этом опыте напишу в другой раз.
А сейчас о том, как спасло меня в очередной раз творческое мышление.
Вот список выбранных и придуманных действий:
Активно-двигательные помогают снизить физическую активность, так как затрачивается энергия:
- переливать воду (нам носили бутылочки и стаканчики) – помогает развить ловкость и координацию;
- попрыгать в кровати;
- покатать кровать (если есть колеса у кровати). Можно покатать в кровати ребенка. Побочный эффект этого действия в том, что растрачивается сила только у родителя;
- покружиться, приседать, кувыркаться, - делать зарядку на полу;
- покатать/переместить стул по палате;
- выполнять артикуляционную гимнастику. Если не знаете, как - делайте любое кривляние губами, щеками, языком, маски эмоций. У нас были ватные палочки. Поэтому гимнастика была с усложняющими приемами. Это дочь повеселило. Приятный бонус маме: помогает сохранить молодость лица;
- постучать/похлопать/потопать N раз, попросить ребенка повторить. Дополнительно развивает слух, чувство ритма, внимательность, счет и плавно переходит в следующую группу упражнений.
Познавательно-развивающие помогают повысить внимательность, умение считать, анализировать, развивать речь:
- посмотреть в окно вместе с ребенком и посчитать объекты, которые видны из окна. Можно организовать что-то вроде соревнования. Например, спросить, как ты думаешь, сколько сегодня пройдет мужчин/женщин мимо окна? Каждый выдвигает свою версию. В конце дня побеждает тот, кто наиболее близкое число назвал. У нас за окном было много разнообразных домов и машин, поэтому следующий пункт возник:
- сравнить объекты: большие и маленькие дома, легковые и грузовые машины, маленькие и большие грузовики и пр. предметы/признаки;
- рассматривать внимательно какой-нибудь объект, называть его признаки, придумывать про него истории. В этом помогают вариации вопросов: Что было до? Что будет после? Это развивает и речь, и мышление, и воображение.
На следующий день у нас появились бумага и фломастеры, бусины. Это в разы увеличило досуг! И привело к появлению группы занятий, помогающих развивать мелкую моторику, координацию, воображение. Назвала ее художественно-эстетические действия:
- рисовать что-либо просто так все, что приходит в голову, традиционными способами. Интерес к этому проходит быстро. Целесообразнее поощрить нетрадиционные способы рисования. Например, когда один из фломастеров оказался разобранным на части, то мы стали рисовать мягким стержнем с краской. Тыкали, мазали, выжимали, стучали. Получались следы разнообразного характера. В результате вышел рисунок "Рыбки над Землей":
- рисовать рисунки-грифонажи. Это помогает развивать воображение, изобретать, снять барьеры в рисовании (информация для взрослых, кто жаждет рисовать, но есть вредная мысль «я не умею»). Данную технику практиковал Леонардо да Винчи, он же ее и придумал. У дочери вышла собака такая:
- сфотографировать рисунки и обработать их в фоторедакторе или любом другом приложении для фотографий. Помогает развивать мышцы рук, если есть возможность рисовать по экрану пальцами. Такое занятие продлилось у нас около часа (самое длинное). Этот пункт показывает, как гаджет превращается в средство развития. Некоторые из наших вариантов такой затеи:
- рвать бумагу. Можно всматриваться в кусочки и разгадывать на что они похожи. Можно кусочки сортировать по размеру. Тут идет перекличка с предыдущей группой;
- резать бумагу (если есть ножницы), рисовать на бумаге что-либо и вырезать это;
- нанизывать бусины на толстую нитку (нам их подарили, а пряжа у меня-рукодельницы нашлась).
Можно добавить познавательно-развивающий эффект и:
- придумывать истории с героями рисунков;
- делать самодельные книжки из листа бумаги, рассматривать их и читать.
Если к листу бумаги добавить активно-двигательную составляющую, то вариации следующие:
- смять лист в комок и использовать его как мяч. Количество занятий будет больше. Поскольку все мы знаем немалое количество таких игр с мячом, упоминать их не буду;
- сделать самолетик и пускать его, догонять. Если сделать два самолетика, то можно устраивать соревнования. Можно организовать мастер-класс для детей по сворачиванию любой фигурки оригами.
Этот список можно продолжать. Например, сейчас в мою голову пришли варианты игр с руками. Превратить руку в удава и разговаривать с ребенком. Можно изучить театр теней и сделать представление. Нарисовать животное, вырезать или вырвать его из листа, проделать отверстия для указательного и среднего пальцев и вот уже фигура может двигаться. С детьми постарше придумывать стихи. Перевоплощаться самим в животных, повторять их движения, имитировать их звуки. Играть в пантомиму. Список бесконечен.
Лайфхак. Для себя решила: хорошо иметь список важных вещей (памятку), если предстоит долгое нахождение с ребенком в замкнутом пространстве. Хорошо бы создать некий спасительный сундучок-сумку с вещицами, которые можно использовать разными способами. На случай экстренных сборов для госпитализации с ребенком этот сундучок будет прекрасным помощником.
Вот что бы я положила в такую сумку:
обязательно
- листы бумаги А4 (тетрадь/альбом тоже подойдут, но из листа можно делать аккуратные книги без использования ножниц);
- цветные карандаши и точилку (фломастеры подойдут тоже, но маленький ребенок может рисовать на стенах, постельном, столе. Карандаши минимизируют такие последствия);
- ручку (можно нарисовать на пальце глазки, рот и уже не палец, а герой рассказа/сказки. Если брать простые фломастеры, то рожица быстро сотрется);
дополнительно
- небольшие кубики/конструктор;
- ножницы;
- может быть несколько маленьких пластмассовых игрушек.
Этот список у вас будет другим. Моему ребенку 2 года, и данный список вполне актуален для него. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его интересы и свои пожелания.
Случалось лежать в больнице? Тогда делитесь своей историей в комментариях о том, как проводили время с пользой.
Комментарии (4):
Отличные предложения! У автора хорошая фантазия. Мне приходилось ездить в поезде с ребенком (в разном возрасте). Мало станций, мало возможности двигаться. Дети невероятно скучают. Для ребенка около года моя соседка устроила прекрасный аттракцион. По неясной причине мой непоседа сидел невероятно долго, откручивая и закручивая пробку на бутылке. Существует много игр с руками для детей разного возраста. Мы играли: - "лапочка-лапочка, фу, половая тряпочка!" (поглаживаем ладошку, притупляя внимание ребенка, а потом неожиданно произносим про тряпочку и шлепаем ладошку) - птичка клюет крошки на ладошке, а я неожиданно сжимаю ладонь, ловлю птичку. Это игры на реакцию. Жестами или пальчиками можно показывать загаданные слова. Для детей постарше я использовала игры со словами - города - назови слово на последнюю букву моего слова - "да" и "нет" не говорите, черное с белым не берите, букву "р" не произносите. Вы поедете на бал? - сочиняем стихи, имея заданные рифмы.
Мыльные пузыри. Сбрасывают лишнюю энергию у всех, кому надо, в ближайших палатах. Только от них пол мокрый и скользкий, поэтому - недолго, и вытереть пол за собой.
С больными детьми, при отсутствии инвентаря, я использовала гаджет "говорящий носок". На руку надеваешь носок и можно играть в любую игру с юмором. Главное, иметь желание в интересной форме поведать то, что может пригодится ребенку. В очереди всегда использовала ручку и бумажку. Учили цифры, части/целое, рисовали, угадывали слово.
Мы в основном лежали в инфекционных отделениях с высокой t и основное время моего нахождения в больнице было занято уходом за ослабевшим, лежащим "влёжку" ребенком и времяпрепровождение в такие часы сводилось в основном к чтению детских книг вслух. Потом, когда спадала температура и наступала пора активного детского любопытства - мы рисовали, играли в пальчиковые игры: "киска-киска-брысь под лавку", "сорока-сорока", "идет коза рогатая", рисунки на спине(нужно угадать что нарисовано), складывали и запускали бумажные самолетики. Одно из наших посещений больницы пришлось на солнечный весенний апрель и мы до-о-олго могли кормить голубей и воробьев, кидая хлебные кусочки и крошки из форточки второго этажа на землю. Из списка спасительного сундучка обязательными были бумага, ручки и карандаши(они нужны были и при оформлении в стационарное отделение). Если сразу мы не брали, то потом нам довозили какие-нибудь простые в уходе игрушки - пластмассовые машинку, куколки, игрушки-зверушки.