Раннее развитие детей

01 января 2006 г. в 06:55

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Раннее развитие детей — деятельность взрослых, направленная на приобретение ребенком знаний, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития: обучение детей математическим умениям, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах до трёх-четырёхлетнего возраста.

Иногда под ранним развитием понимают просто развитие ребёнка в дошкольный период, но общеупотребительным является первое значение.

Иногда «ранее развитие» формулируется как «принуждение ребенка к приобретению знаний...» (Г. Крайг «Психология развития». — С.-Пб., 2002. — С. 293), но едва ли это справедливо. Мы же не говорим, что «школьное образование — это принуждение ребенка к приобретению знаний, принятых в обществе для его возраста» — в любом образовании есть моменты и побуждения, и принуждения, и просто выстраивание ситуации. К принуждению все не сводится: детей вовлекают, приучают, дети начинают сами ставить себе задачи по обучению себя.

Специалисты отмечают, что сутью раннего развития ребенка является «развитие, укрепление и углубление познавательной потребности (В.С. Юркевич. «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей. // Вопросы психологии. — 2002 год. — № 6. — С. 147), «расширение диапазона исследовательского поиска» (А.И. Савенков), «развитие общих способностей» (Ю.Д. Бабаева), а условием такого развития — ориентация на потребности ребенка, его собственную активность. Целью раннего развития не могут быть сами по себе навыки чтения, овладения иностранным языком или игрой в шахматы. Целью является личность ребенка.

Все психологи и педагоги считают раннее развитие необходимым, однако в вопросах оценки средств и методов раннего развития среди специалистов нет единства. Тогда как некоторые психологи (Савенков А. Раннее развитие и обучение. — Школьный психолог. — 2010. — № 2.//Савенков А. К вопросу по вопросе. — Школьный психолог. — 2010. — № 17) позитивно оценивают все методы раннего развития, другие призывают к осторожности и указывают на возможные негативные эффекты.

По мнению проф. Н.И. Козлова, опасность раннего развития не в том, что детей развивают слишком рано (относительно чего рано? относительно того, что не развивают других детей?), а в том, что управление интеллектуальным развитием не дополняется управлением личностным развитием. Если у вундеркинда нет настоящего внутреннего стержня, эмоциональной стабильности, продуманных ценностей и развитых коммуникативных навыков, то багаж знаний для него становится не капиталом, а обузой.

Ребенок двух-трёх лет легко может овладеть технологией чтения, но в силу ограниченности опыта, возможностей понимания текста не может перейти к этапу содержательного, смыслового чтения. Впоследствии это приводит к трудностям его эмоционального включения в чтение. Ребенка нужно учить читать только тогда, когда он личностно и познавательно подготовлен к этой деятельности (В.С. Юркевич. «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей. // Вопросы психологии. — 2002 год. — № 6. — С. 147).

Известные имена

Наибольшую известность получили развивающие технологии американского врача-физиотерапевта Гленна Домана, написавшего шесть популярных книг о развитии детей: «How To Teach Your Baby To Read», «How To Teach Your Baby Math» и др.

В России самая популярная методика раннего развития разработана филологом Николаем Александровичем Зайцевым, разработавшим методики обучения чтению («Кубики Зайцева»), письму и математике.

Один из самых известных людей воспитывавшихся с активным применением методов раннего развития — Карл Витте, который к 8 годам владел 6 языками, а к 12 годам получил степень доктора философии.

  • Раннее развитие ребенка
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

03 июл. 2018 г.
Практические советы по развитию логики ребенка от 1,5 лет и старше
На прошлой неделе в детском саду, куда ходит дочка (ей сейчас 3,5 года), у меня была встреча с воспитателем и директором, посвященная подведению итогов года. Некоторые вопросы воспитателей (а так же вопросы от других родителей одноклассников дочки, которые я регулярно слышу) заставили меня внимательнее посмотреть на процесс развития дочери и поделиться со всеми заинтересованными моими находками.
01 окт. 2022 г.
К вопросу о раннем развитии (К. Карпенко)
Проект «Рождённые в СССР» был начат в 1989 году. Сергей Мирошниченко по инициативе британского продюсера Джеммы Джапп провёл интервью с 20 семилетними детьми из разных регионов СССР. Режиссёр задавал детям вопросы о политике, религии, деньгах, власти, войне, планах на будущее и др. Также в фильме озвучивается краткая информация об условиях жизни героев проекта. Изюминкой проекта является то, что повторные интервью проводятся через каждые семь лет. По сути это лонгитюдное исследование, с видеоотчётом о котором может ознакомиться каждый желающий. На сегодняшний день вышло уже три части, называющиеся соответственно «Семилетние», «Четырнадцатилетние» и «Двадцатиоднолетние».
06 авг. 2014 г.
О детском рисовании (М. Озерова)
Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.
02 сент. 2016 г.
Почему мой ребенок молчит
Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. Активная речь - когда ребенок сам говорит вслух, пассивная - когда он понимает чужую речь. Допустим, вы просите ребенка подать вам ложку, и он подает вам именно ложку, а не что-то другое. Он отличает ложку от вилки, конфету от яблока при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной форм речи происходит не одновременно. Сначала развивается пассивная речь, когда ребенок учится понимать слова, просто слушая окружающих, и лишь потом начинает говорить сам.
01 окт. 2022 г.
Пренапедия
Пренапе́дия — метод обучения и развития ребенка в утробе матери до его рождения. Целью пренапедии является более полное использование генетического и интеллектуального потенциала младенца, создавая активную обучающую среду в дородовой период. Пренапедия базируется на педагогике обучения, пренатальной психологии, нейропсихологии (Neuroscience, Neurogenesis) и перинаталогии (наука, которая объединяет акушерство, гинекологию и неонатологию).
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
01 окт. 2022 г.
Управление личностным развитием детей
Если детей не развивать, они только растут. Но заботливые родители и хорошие учителя детей заботятся о развитии детей, и не только развитии физическом и интеллектуальном, но и развитии личностном: развитии настоящего внутреннего стержня, эмоциональной стабильности, продуманных ценностей и развитых коммуникативных навыков.