Раннее развитие детей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Раннее развитие детей — деятельность взрослых, направленная на приобретение ребенком знаний, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития: обучение детей математическим умениям, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах до трёх-четырёхлетнего возраста.
Иногда под ранним развитием понимают просто развитие ребёнка в дошкольный период, но общеупотребительным является первое значение.
Иногда «ранее развитие» формулируется как «принуждение ребенка к приобретению знаний...» (Г. Крайг «Психология развития». — С.-Пб., 2002. — С. 293), но едва ли это справедливо. Мы же не говорим, что «школьное образование — это принуждение ребенка к приобретению знаний, принятых в обществе для его возраста» — в любом образовании есть моменты и побуждения, и принуждения, и просто выстраивание ситуации. К принуждению все не сводится: детей вовлекают, приучают, дети начинают сами ставить себе задачи по обучению себя.
Специалисты отмечают, что сутью раннего развития ребенка является «развитие, укрепление и углубление познавательной потребности (В.С. Юркевич. «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей. // Вопросы психологии. — 2002 год. — № 6. — С. 147), «расширение диапазона исследовательского поиска» (А.И. Савенков), «развитие общих способностей» (Ю.Д. Бабаева), а условием такого развития — ориентация на потребности ребенка, его собственную активность. Целью раннего развития не могут быть сами по себе навыки чтения, овладения иностранным языком или игрой в шахматы. Целью является личность ребенка.
Все психологи и педагоги считают раннее развитие необходимым, однако в вопросах оценки средств и методов раннего развития среди специалистов нет единства. Тогда как некоторые психологи (Савенков А. Раннее развитие и обучение. — Школьный психолог. — 2010. — № 2.//Савенков А. К вопросу по вопросе. — Школьный психолог. — 2010. — № 17) позитивно оценивают все методы раннего развития, другие призывают к осторожности и указывают на возможные негативные эффекты.
По мнению проф. Н.И. Козлова, опасность раннего развития не в том, что детей развивают слишком рано (относительно чего рано? относительно того, что не развивают других детей?), а в том, что управление интеллектуальным развитием не дополняется управлением личностным развитием. Если у вундеркинда нет настоящего внутреннего стержня, эмоциональной стабильности, продуманных ценностей и развитых коммуникативных навыков, то багаж знаний для него становится не капиталом, а обузой.
Ребенок двух-трёх лет легко может овладеть технологией чтения, но в силу ограниченности опыта, возможностей понимания текста не может перейти к этапу содержательного, смыслового чтения. Впоследствии это приводит к трудностям его эмоционального включения в чтение. Ребенка нужно учить читать только тогда, когда он личностно и познавательно подготовлен к этой деятельности (В.С. Юркевич. «Круглый стол» по проблемам раннего развития детей. // Вопросы психологии. — 2002 год. — № 6. — С. 147).
Известные имена
Наибольшую известность получили развивающие технологии американского врача-физиотерапевта Гленна Домана, написавшего шесть популярных книг о развитии детей: «How To Teach Your Baby To Read», «How To Teach Your Baby Math» и др.
В России самая популярная методика раннего развития разработана филологом Николаем Александровичем Зайцевым, разработавшим методики обучения чтению («Кубики Зайцева»), письму и математике.
Один из самых известных людей воспитывавшихся с активным применением методов раннего развития — Карл Витте, который к 8 годам владел 6 языками, а к 12 годам получил степень доктора философии.