Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности! (З. Некрасова, Н. Некрасова)

31 июля 2014 г. в 08:30

Авторы: Заряна Некрасова, Нина Некрасова

Аннотация

Есть простое надежное средство от многих семейных и детских проблем. Вместо ссор, поучений и наказаний просто… сочините вместе с ребенком сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у школьника. И что самое главное – поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Где взять столько полезных сказок? В этой книге. И еще сотни подсказок о том, как их сочинять. Приключенческие, познавательные, романтические, героические… они легко у вас получатся. Надо только начать «сочинялки» вместе с ребёнком – и вы станете настоящим волшебником, которого дети сами захотят и слушать и слушаться.

Это выходит! Мы проверяли!

Известные писатели, мама и дочь Заряна и Нина Некрасовы, авторы бестселлеров «Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти!», «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать» и др.

Вступление

Отгадайте загадку: «Кругленькое, на шее растёт».

Эту загадку собственного сочинения нам загадала сударыня трёх с половиной лет.

Мы не угадали. А как вы думаете, что это? Так вот, оказывается, что кругленькое и на шее растёт – это… голова!

У детей совсем иная система ценностей, чем у взрослых, и воронье перо, отливающее синевой, в их, детском, мире куда дороже маминого золотого колечка. Потому что ворона – живая, и вчера приходила в гости – во-о-он за тем окошком сидела; или перо подарил тот самый мальчик, который такой …, ну такой он…

Многие недоразумения и проблемы с детьми родятся как раз из нашего непонимания этого детского мира: странного, непрактичного и/или сказочного.

А детям нас тоже трудно понять. Хотя бы потому, что им во многом ещё предстоит разбираться, и постепенно осознавать, что мир сказочный и реальный – совершенно разные вещи. А ещё потому, что до нашего, взрослого опыта, им ещё расти и расти. Это потом, повзрослев, они научиться думать по-взрослому. А пока…пока у них не получится, как бы они ни старались, а вообще-то даже стараться не будут: интересы у них другие.

И если мы хотим по-настоящему понимать своего ребёнка, его душу, его проблемы – это НАМ надо сделать шаги навстречу. Родителям – проще, потому что мы там, в мире детства, уже были. Просто немного подзабыли.

Но, к счастью, есть волшебный мост, по которому нам не трудно перебраться на сторону детства. И понять детское мышление и детский настрой. Сказки!

Они соединяют мир взрослый и детский, мир реальный и почти-ирреальный. Они легко вписываются и в наши, обыденные, и в волшебные законы бытия. Сказки, которые мы читаем и которые мы сочиняем, помогут нам вернуться в тот удивительный и ужасный, дремучий, волшебный, огромный и крошечный, пугающий, ободряющий и – какой угодно мир. В мир, где все мы на равных, где мы действительно друзья и попутчики своим детям.

Агитация без нотации

Почему именно сказки?

Да потому что в мире вымысла и фантазии мы тоже не чужаки. Во-первых, мы тоже когда-то любили сказки и верили им. Во-вторых, в нашей, недетской, реальности часто мелькают сказочные сюжеты, просто мы этого не замечаем и/или не догадываемся об этом. Кто из нас не ощущал себя, например, Колобком, вырвавшемся на свободу из дома? И кто не оказывался на месте Колобка, на которого покусилась лисица? Там, в глубине повзрослевшей души, явь и вымысел переплетены так же тесно, как и в детской головке. Кто-то проходит по жизни, как Снежная Королева, и за собой оставляет холодный след; кто-то, как Дюймовочка, собирается за крота, потому что практичная мышь навязала, кто-то всю жизнь чувствует себя Золушкой, ведет себя как Емеля иль Несмеяна… В мире детском и мире сказочном – всем мы там были…

В-третьих, давайте по-честному. Боевики, блокбастеры, мелодрамы, триллеры, комедии – все это тоже сказки, тоже волшебные сказки, чьи законы мы знаем: герой всегда победит и не умрет, потому что, скорее всего, будет вторая серия. Героины всегда выйдет замуж или хотя бы устроится на новую работу. Просто наше взрослое воображение уже обленилось и не может так ярко и красочно представить, чтобы «как в жизни». За нас трудятся специально обученные люди, чтобы показать нам это максимально эффектно. А у детей не так – они сами у себя в голове создают такие спецэффекты, что Спилбергу и не снилось. Они способны нарисовать сказку у себя в голове из любого предложения (давайте это учитывать каждый раз, усаживаясь вечером перед большим экраном).

В-четвертых, психологи доказали, что сказки были самой первой психотерапией мире. Потому что, рассказывая о чужих проблемах, помогали слушателям решать свои (психологи сказали бы – показывали готовые модели поведения, которым можно было следовать). Потому что давали и разрядку нервам и задачи для ума. Потому что позволяли всей семье или даже всему клану собраться вместе, объединяя старых и малых.

Как странно-целительно действуют сказки, я убедилась недавно сама. С маленькой дочкой мы возвращались из Египта, наш рейс задержали на двенадцать часов. Половину из них нам пришлось провести в аэропорту. Кто имел подобное счастье – знает, что и взрослым вынести его нелегко. Кто-то спал, кто-то ругался, кто-то звонил всем знакомым, кто-то искал виноватых. Поползли слухи о сломанном самолёте… потом о полёте, который отложен опять…и опять…и опять… Мне было не до истерик, я развлекала и отвлекала дочку. Ведь так не хотелось, чтоб это дурацкое ожидание и эта усталость свели на нет все добрые воспоминания об отдыхе.

Тихо-тихо я начала рассказывать ей древнюю притчу. Дочка внимательно слушала, а когда сказанье закончилась, тут же потребовала: «Ещё». Я стала рассказывать во второй: «В давние-стародавние времени …» Ребенок уютно приткнулся на коленях и толи слушал, толи дремал… А когда я сказала последнюю фразу, то вдруг с изумлением поняла, что вокруг – тишина. Там, дальше по залу аэропрота, шумели, галдели и переругивались, а рядом – люди затихли, и сидят, и смотрят на меня во все глаза.

Я поняла, что надо рассказывать снова. И вся наша группа (а там были люди за 20, за 30, за 40 лет) прослушала притчу по третьему разу, всё так же: затаив дыхание, буквально открыв рот. Когда история закончилась, с меня потребовали четвёртое повторение. Я повторила – эффект был тот же; никто не зажег сигарету, никто не кашлянул, не двинулся, никто не обратил внимание на «гавкающие» объявление по радиосети аэропорта. Люди слушали бы, наверно, и в пятый раз, но иссякли мои силы.

Вот она, эта притча. Может быть, вы мне объясните, что в ней такого удивительного, что она утешила и успокоила разгневанных русских туристов. Я так до сих пор и не знаю точно, в чем ее чудесная сила.

В давние – стародавние времена на берегу одного озера поселился Дракон. Огромный как дом, с глазами как блюда, ноздрями как блюдца, с крыльями как деревья, когтями как кухонные ножи, зубами – как столовые вилки, да к тому же еще и огнедышащий.

Сначала он таскал скот из соседних селений, потом принялся за людей. Кто смог – убежал или уехал, а те, кто остался в деревнях, жили в страхе и трепете. Лучшие витязи королевства приезжали бороться с ним. Но никому не удалось справиться. Одним он помял железные доспехи, других опалил огнем, а многих просто схватил железными когтями и унес в небо. Не помогли ни заклинатели, ни чародеи.

Плакали люди селений и не знали, что делать, видно, надо было готовиться к смерти.

И тут кто-то вспомнили о святом человеке, старце-отшельнике Георгии, который жил недалеко в горах, в пещере совершенно один. И пошли к нему с прошением: «Ты святой человек, все жизнь Бога молишь, он тебя послушает. Помоги нам, спаси от Дракона!» – молили они.

И пошел с ними Георгий на берег озера и подошел к пещере, где жил чудовищный Дракон. Выполз Зверь: чешуя так блестит, что больно смотреть, шею вытянул – из ноздрей дым как из трубы, лапы с когтями вытягивает, шипит – и подбирается к старцу. Люди замерли, издали наблюдая, как Чудище подбирается к безоружному Георгию все ближе, ближе, ближе. Эх, пропадет святой человек ни за грош!

Но сказал человек ему ЛАСКОВОЕ СЛОВО, повернулся и пошел в гору. А дракон … пополз за старцем на брюхе, торопясь и подпрыгивая, будто боялся отстать. Прямо как маленькая преданная собачонка. Так вместе и шли они в горы, по узкой тропе – Зверь и Человек, будто разговаривали. И никто их никогда больше не видел.

И отшельника старца Георгия в тех местах стали звать Святым и молиться на него как на спасителя. И создали притчи, и написали картины-иконы про его деяния.

И прошло с тех пор много и много веков. На первых иконах, написанных в те давние времена, между Георгием и зверем нарисовали веревочку – так древние люди хотели показать, как Человек привязал Чудовище словом. На последующих иконах веревка становилась все толще и крепче, а еще через несколько поколений веревочка превратилась в копье – и стали Святого Георгия считать укротителем зверя, а потом и вовсе сделали его воином, на коне, да с оружием. Написанное живет дольше сказанного, и потому скоро Георгия стали именовать не отшельником, а воином, победителем. Даже на монетах стали рисовать.1

Так молва изменила старую притчу, утеряв ее главный смысл.

Но мы-то с тобой знаем: не было ни копья, ни верёвки, а было слово, Ласковое Слово, которое человек сказал чудищу.



Чтобы сказка сумела помочь…

Общеизвестно, что в сказке «прячется» народная мудрость – опыт сотен, а может быть тысяч поколений. Но знаем мы это как-то больше теоретически. Практически же пользуемся мы сказками в самом что ни на есть прикладном смысле: ребёнку на ночь почитать, угомонить – порадовать – успокоить. А между тем эти детские сказки прекрасно могут помочь нам в решении разных взрослых проблем, тех самых, которые никак не решаются.

Потому что они, настоящие сказки, многослойны, даже те, которые перевернуты и подправлены. За наслоениями мусором, которое накидало время, можно отыскать жемчужное зерно.

Сказки – это как пушистые облака, плывущие над головами, которые мы видели когда-то в самый лучший день своей жизни.

Это – как чистый родник, из которого мы когда-то попробовали воды, и всю жизнь будем помнить ее вкус, и всю другую воду сравнивать с той, родниковой. Даже когда мы сами этого не осознаем, вкус первой чистой воды – в сказках ее называют «живой» – живет у нас на кончике языка.

Сказки обладают потрясающим свойством: однажды отпечатавшись в нашем сердце, они не исчезают никогда. Они живут в подсознании, а подсознание помнит всё. Там, в глубине мозга (или души, если вам так больше нравится) одновременно находятся источники всех наших проблем и все способы их решить. И вот сказки – прекрасный ключ к решению, ведь они сбивают с толку наш умный разум, и потому, пользуясь сказочными образами и приёмами, мы можем найти нетрафаретное, но верное решение, найти инстинктивно, интуитивно.

Малыш не хочет идти в детский сад? Пообещайте рассказать по дороге сказку – и расскажите. Или заранее поиграйте – как сказочные герои оказались в детском салу. И что там делали, и с кем играли, и как защищались, если шустрые одногруппники донимали, и как каждый вечер возвращались обратно – домой.

Ребенок боится сверстников? Придумайте и расскажите серию сказок о Мишке, который не знал, что он настоящий Медведь, а однажды вдруг понял это…

Подросток стесняется помогать своей маме нести сумки? Не критикуйте, а лучше заговорите о благородном супермене, который всегда приходит на помощь слабым…

Проблемы, которые сейчас волнуют и нас и наших детей, хорошо накладываются на сказочные ситуации и образы. А именно так – символами и образами – «мыслит» наше подсознание.

Но где взять столько сказок, чтобы хватало на все жизненные ситуации? В своем сердце, своей голове и – в этой книге.

Здесь вы найдёте подсказки, как сочинить свои собственные сказки, для своих собственных детей. Приключенческие, познавательные, романтические, героические … у вас легко это получится, тут только важно начать, только позволить какой-нибудь сказке протиснуться в двери нашего обычного мира. «Жили – были…» и «Когда-то давно…», а дальше – о том, что у вас перед глазами или на душе. Это нетрудно. Стоит только попробовать – и убедитесь, как выручает сказка, сочинённая на ходу. На что первое упал взгляд? Ага, домашний кот превращается в Котофея, отправляется в лес и встречает Лису Патрикеевну… И конечно пугается, а ваш сынуля ему говорит: не надо бояться, это дрессированная лиса. Она умеет надевать шапочку и сапожки, даже Ванечку моего научила. Вот так и вот так. А курточку надевать мой сыночек и сам научился. Покажем Котофею Лесному?

Сказка сама придет к вам и приведет с собой интерес, смех, приключения и ужасы, поражения и победы, решение массы проблем и конечно – волшебство. Надо только начать «сочинялки» вместе с ребенком – и вы сразу станете настоящим волшебником, которого дети сами захотят и слушать и слушаться.

Если вы всё же убеждены, что сказочные деяния не для вас, если вообще не умеете сочинять сказки – позвольте с вами не согласиться! Потому что так не бывает.

Мы все переполнены сказками. Стоит только начать – и вы сами будете удивлены, как легко и непринуждённо на радость детям рождаются наши присказки и рассказки.

Сделать это нетрудно. Надо только позволить им появиться. И захотеть доставить радость ребёнку.

Научиться сочинять сказки может каждый. Мы покажем «механизм» создания сюжета и множество игровых весёлых приёмов, весёлых, чтобы не было скучно и нудно. И всё многообразие сказочных возможностей станет подвластно вам.

Если же сочинительство даётся вам с некоторым напряжением, эта книга тем более вам пригодиться: вы без труда освоите простые и действенный приёмы сочинительства.

Ну а если вы прекрасно умеете сочинять сказки, если вы каждый вечер придумываете новых и новых героев для своего изумлённого чуда и невероятные приключения так и сыплются из вас – вам всё равно пригодится эта книга: она подскажет новые идеи и тем ещё больше расширит ваши сказочные возможности.

Сказки, которые вы прочитаете в этой книжке, и которые вы сочините «из головы» сами или вместе со своим малышом, дошколёнком иль школьником – это ключи и отмычки, запросто открывающие и детские, и взрослые сердца.

И тогда становится проще говорить и жить – от моего сердца к твоему сердцу.

Глава 1. Сказки для самых маленьких

Из чего создаются сказки? Из чего угодно: из дождя и снега, из листьев, упавших в траву, из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Изо всего-всего, что вы видите вокруг.

Это странное волшебство, из детства, когда вы знали наверняка, что мир вокруг – живой и единый, весь-весь, от капельки до камня, и всё на свете умеет говорить. И вы – в центе этого удивительного мира, и он вращается вокруг вас…Честное слово: было время, когда вы не сомневались в этом. Да и не думали – а зачем? – у вас была большая прекрасная работа: расти и тянуться до взрослости. И надо было столько узнать, и столькому научиться! «Некогда думать, делать надо», – как сказал один мудрый малыш.

А взрослые вам казались волшебниками, потому что они умеют все. Освещать темноту (включая какие-то «лампочки»), разжигать огонь (под какой-то «горелкой»), создавать водопады (прикоснувшись к крану рукой). А ещё – утешать, когда плохо, и застёгивать вредные «молнии», и приносить смешные подарки и оставаться рядом, когда что-то «болит в животе». Дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что не сомневаются: родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и пусть не всегда, но ведь это у нас получается!

И в сказочников мы превращаемся сразу – вместе с рождением малыша.

От присказки до сказки лёгкие шаги

– Мам, зачем тебя сделали, такую маму?
– Чтобы с тобой дружить, сынок.
– А меня зачем на заводе сделали?
– Почему ты думаешь, что на заводе? Это тебя сделала и…
– Что, из пластилина слепила, а потом белым цветом покрасила?

Новорождённый малыш сказок, конечно, не понимает; но это не важно. Важно, что наша любовь к нему – безусловная, волшебная любовь. Мы принимаем его – любого, и любим просто так, ничего не прося взамен. Только за то, что родился, что пришёл в этот мир через нас. Мы готовы ему служить бескорыстно, как царевичу – Серый Волк, Заре Зарянице – Солнце и Месяц, и Ветер, служить бескорыстно.

Мир младенца размыт и неясен, он состоит из пятен и звуков, из разных кусочков, которые ещё ему предстоит собирать. И будет ли удачной «сборка», по сути зависит от нас, от того, как ухаживаем за малышом и как общаемся с ним. Когда родитель любит безусловно (то есть всегда и таким, какой ребенок есть, а не таким, каким его хотел бы видеть), он как будто дарит все волшебство мира своему малышу.

Новорождённые сказок не понимают. Но прекрасно чувствуют, как мы относимся к ним.

Странно разговаривают мамы в младенцами… повторяют и повторяют такие глупости, такие чудесные глупости. Это первые сказки Дитя и Мамы – сказки для адаптации и мамы и малыша. Они незатейливы и наивны, и рассчитаны на двоих; но «пустячками» они только кажутся. На самом деле это самые важные «пустяки», потому что они открывают дорогу в новую большую жизнь. Здесь важно всё: мимика, жесты, и то, каким голосом, и с какой интонацией обращаются к малышу. А он и дремлет, и одновременно всеми своими органами чувств как бы ощупывает мир… Малыш, как губка, впитывает информацию о мире и о себе.

Оставим новорождённого за этим полезным делом – «ощупывать» мир и к нему привыкать, поговорим о маме. А точнее, о тех сказках, которые она сочиняет сейчас. (Она ведь тоже, по сути, новорождённая: новый статус, новые обязанности и новые права).

От них, этих сказок, которые она создаёт сейчас, во многом зависит, как они вместе – она и ребёнок – будут жить потом. Сейчас все эти «агушки», сюсюкания и припевочки определяют, быть может, всю будущую жизнь.

Две мамины сказки – вредная и БЕЗвредная

Первая мамина сказка – это бесконечные перепевы на тему «Какие мы большие!» и «Как я люблю тебя!», – и рассказывается она постоянно, большим удовольствием, а новорождённое чудо, в полудрёме лёжа в коляске или (ещё приятней) у мамы на ручках, её с большим удовольствием слушает и ощущает.

Другая – тайная сказка. Мамам она не очень нравится, и обычно они никому не рассказывают её. Кроме себя. Тот груз забот, та ответственность, которая свалилась на вас с рождением ребёнка (особенно если у вас нет помощников) кого угодно может довести до исступления. И доводит. И в голову маме приходят крамольные мысли: как хорошо было раньше, какая была свобода и как не надо было вскакивать по ночам… Появляются сердитые мысли «когда же это закончится…», «как надоел/о», возникает обида, растерянность, и даже гнев на ребёнка. И самой же становится стыдно за это. Так сочиняется вредная сказка: «Наверное, я плохая мать!». Эта «сказка», придуманная от усталости.

На самом деле в этой «сказке» плохо только одно: что мама себя обвиняет. Ничего полезного она не дает, а только приносит страхи и сомнения. Но, увы, нет почти ни одной матери, которая не рассказывала бы себе такое. Вы мучаете себя, а сверхчуткий малыш, который только недавно был с вами единым целым (да и сейчас во многом таким остается) ловит эту волну сомнений, вины, сожалений и самобичеваний, даже если вы никому не говорите о своей сказке плохой.

БезВредная сказка

Обычно плохих мыслей мы стыдимся и «заталкиваем» в себя, прячем ото всех. А надо бы сделать наоборот. Признаться себе: «Да, иногда я думаю плохо, но это не значит, что я плохая, это значит, что я устала…что мне пора отдохнуть…» Да, иногда нам приходится непросто, но в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным и полезным.

Чем опасна та вредная сказочка, которую вы себе придумываете?

1. Вы с малышом сейчас – на одной волне. Всё, что вы чувствуете – то чувствует и он. Ваше эмоциональное состояние и его эмоциональное состояние – одно и то же. Ваша радость – его радость, но и Ваши комплексы – его комплексы. Вам хотелось бы, чтобы малыш о себе плохо думал?

2. Вы в себе взращиваете комплекс плохой мамы. И нет гарантий, что это не проявится в малыше комплексом «плохого ребёнка».

3. То, что затолкали внутрь, в подсознание, там и останется. Напряжение никуда не уходит, и при схожей ситуации из подсознания выскочат те застывшие вредные эмоции и начнут вами руководить, заставят вас кричать, злиться. Ведь когда родители ругают ребенка, чаще всего они ругают себя, чувствуют свою вину, что недоучили, недоследили. Просто – боятся в этом признаться себе, и чтобы не слышать свой внутренний голос, кричат еще громче. Вам это надо?

Как только в голове завертелись мысли типа «я плохая мать» – необходимо СРАЗУ ЖЕ! избавляться от дурных сказок про себя.

Например, вот так:

  • Учитесь себя прощать. Вам сейчас нелегко, у вас много новых обязанностей, и никто не может делать все одинаково идеально. Вырабатывайте привычку думать о себе хорошо. Ну хотя бы вполовину так хорошо, как думаете о своем малыше. Ведь вы же знаете – ваши мысли и чувства – это мысли и чувства новенького человечка.
  • И если вы о себе начнёте думать плохо, это (именно это) немедленно скажется на состоянии ребёнка. Он тоже начёт нервничать, кричать, потому что чувствует – что-то не так, и на это «не так» реагирует как умеет – криком. Успокойтесь сами, хотя бы и усилием воли – и успокоиться малыш.
  • Есть хорошее средство, проверенное веками. «Придёт серенький волчок и ухватит за бочёк…», «уж мы били – колотили, поколачивали…», – странные слова для колыбельной, правда? Хорошие слова. Сам текст её так устроен, что, напевая его, мама освобождается от негатива «когда ж ты зараза уснешь, наконец!». Она «выпевает» свои подавляемые чувства, свои плохие эмоции и снова становится любящей, доброй мамой. Пойте!
  • Если вы чего-то боитесь и чем-то недовольны, вы можете даже рассказывать малышу об этом, например, рассказываете «Сказка про тараканов» (а про себя добавляете – в маминой голове). Только проследите, чтобы сказка, которую вы сочините, была с хорошим концом. Подсознание мыслит символами и образами, и создавая такую картинку, вы убеждаете его и себя, что все кончится хорошо. Образ уйдёт (ведь осы, тараканы и т. п. – это не вы) – а хорошее настроение останется.

Не волнуйтесь: малышу ваши придумки не повредят. Ему дела нет до содержания вашей сказочки, он ловит ваши эмоции, он реагирует на мимику, жесты, интонацию, на ваше тепло. Рассказывайте о своих чувствах так, как рассказываете сказку, словно сливаясь с ней, и в то же время понимая, что это-всего лишь сказка. Даже если появится что-то не то несимпатичное, что неприлично вслух говорить – ну и что? – вы-то рассказывает сказку. А в сказке случается всё, и герои впросак попадают. Главное, что, прошли сквозь воду, огонь или медные трубы, и «стали жить – поживать…». Вот так.

Жизнь – это, по сути, большая и красивая сказка.

Иногда нам приходится непросто, но видимо, это залог нашего роста – как родителей. Со временем мы вовлекаемся в игру, и то, что казалось раньше сложным, оказывается простым и занимательным. И тогда воспитание ребёнка превращается из трудного дела в радостное. Мы все одновременно и сказочники, и герои своих сказок, ведь так?! И во многом нас от самих зависит, топтать ли нам «три пары железных сапог» или хватит и взмаха волшебной палочки, и где потерять золотое перо, и где отыскать жар-птицу, и какою водой умываться, а какую не пить – нам решать. Мы – хозяева своей сказки.

Но пора. Вернёмся к нашему малышу. Мы оставили его в полуяви и полудремоте. А теперь он почти просыпается. Он готов идти на контакт.

К концу первого месяца заканчивается адаптационный период малыша, и появляется очаровательное явление, на которое вы, конечно же, сразу обратите внимание. Психологи называют его «комплексом оживления». Проще говоря, это значит, что младенец готов слушать ваши новые, добрые, сказки.

А как же их сочинять?

Иду на контакт

Как сочинять, рассказывать и обучать

Как сочиняются сказки?

Просто возьмите то, что у вас под рукою. Погремушка? Хорошо, пусть это будет «Сказка про погремушку». Чем не сказочный герой?!

Повернитесь так, чтоб малыш увидел лицо ваше в фас (а не в профиль): так ему удобнее; и скажите что-нибудь ласковым голосом. Он оживился? Значит, участвовать в сказке готов.

Теперь покажите погремушку (расстояние от его глаз до «объекта» – сантиметров двадцать – тридцать). Потрясите её слегка, подождите немного, чтоб взгляд малыша за неё «зацепился». И медленно ведите её горизонтально справа налево (или наоборот), приговаривая: «Вот какая у Машеньки погремушка! Динь – динь – динь…Погремушка пошла гулять…динь – динь – динь…».

Вот и вся сказка. Такой крошке и крохотной сказки вполне хватит, минуты на полторы. (Сосредотачивать своё внимание младенцы дольше пока не могут).

Малыш проследил глазам за погремушкой? Прекрасно. Сказка ему понравилась.

Через какое-то время сказку свою вы можете повторить.

Для двухмесячного младенца вы можете уже усложнить сенсорную информацию, и это поможет ему наблюдать мир вокруг. Возьмите две игрушки и перемещайте их (медленно-медленно) в разных направлениях. Это будет сказка про то, как встретились две погремушки и снова разъехались – разошлись; перемещайте их по очереди.

А в три месяца «героев» можно запустить по разным траекториям, а со временем у сказки появится продолжение.

Пятимесячный малыш с удовольствием послушает сказку про то, «как убежала погремушка»:«Куда же она от нас спряталась? Куда же убежала наша погремушка?.. Поищем, поищем…Да вот она, к Коле под бочок забежала…».

Детка живо выразит вам своё мнение. Собственно, на эту реакцию малыша стоит и ориентироваться. Дети всегда показывают, что им нравится, а чем недовольны.

Старайтесь сказку рассказывать по-разному.

Вполне вероятно, что вашему карапузику понравится сказка, рассказанная, например, шёпотом. Вообще – полезно менять интонации и по-разному говорить с малышом: то громче, то тише, то напевно, речитативом, то таинственно… Это и детский слух тренирует, и помогает маленькому человечку войти в мир звуков, причём легко, непринуждённо войти.

Развиваем речь и мышление

Может быть, кто-то из вас обращал внимание на такую престранную странность: малыш знает уже слово «зайчик» (ещё бы! беленький, мягкий – это его любимая игрушка), но если вы поставите перед ним нового зайца, другого, и спросите: «Где зайка?», и даже скажете: «вот зайка»– он недоумённо поглядит на вас. Дело в том, что мы называем одним и тем же словом разные предметы. Например, говорим: кукла (а кукла может быть и большой и маленькой), мячик (и тряпичный, и футбольный), а для малыша пока слово связано с конкретным предметом. Ваши простенькие сказки помогут понять малышу универсальность слов. А слушая вас, наблюдая за вашими действиями, он учится сравнивать, сопоставлять. Конечно, на там уровне, который доступен для него.

«Жил – был у Ванечки маленький мишка. Вот такой. (Показываете). У него у мишки были ушки («Покажи, где ушки у мишки»), лапки («Покажи, где лапки у мишки…») (и т. д.). Рассмотрели? доставайте следующего: «А вот пришёл большой мишка. «Где у мишки ушки…?.. лапки?.. носик?.. хвостик?..»

Когда ребёнок его как следует изучил, покажите ему обоих медведей одновременно, приговаривая: «Мишка…мишка…Какие у нас мишки…».

Постепенно малыш разберётся, что словом «мишка» мы называем и того, и другого.

«Здравствуйте, мишки!».

Те же манипуляции можно проделать с любыми другими парным игрушками или предметами: вот две чашки, красная и синяя; бутылочки, толстенькая и длинная; мячики, например, теннисный и футбольный и т. п. Такими нехитрыми сказками с демонстрацией предметов вы делаете большое дело: помогаете своему малышу сопоставлять, обобщать, сравнивать и даже делать выводы. (Конечно, на доступном ему уровне).

А если вам показалось, что это не сказки, а обыкновенные игры, что ж, вы правы.

Это, скорее, развитие и тренировка. Вы развиваете малыша и тренируете себя (и своё воображение) – для будущих сказок. А что? Большое всегда начинается с малого. Даже самый великий художник, прежде, чем написать шедевр сначала работает над эскизами.

Где-то месяцев после шести – семи ребёнок овладевает новым замечательным навыком: как манипулировать двумя предметами одновременно. Вложите/дайте по игрушке в каждую ручку малыша. «Кто пришёл? Подружки, подружки-погремушки». Позвенели, развели ручки в разные стороны: «Погремушки разбежались…Куда, куда, идите сюда!». Отпустили ручки – и малыш их тут же сведёт и поднимет, а вы приговаривайте:

«Ой, прибежали наши игрушки – погремушки: привет, погремушки! здравствуйте!». Потрясите и послушайте вместе приятные звуки.

Куклы – перчатки; мишки – пинетки, да ещё с бубенчиками, одетые на ножки малыша – прекрасный повод для незамысловатой сказочной истории. Это для нас она незатейливо-простовата, а для юного человека – просто восторг.

Месяцам к девяти младенец из потока нашей речи уже может вычленять отдельные слова и повторять их за взрослым. (С вашим малышом, вероятно, такое случилось гораздо раньше; мы даём, так сказать, стандартные нормативы). Вычленять – повторять – это целый этап в развитии. Слова ещё простенькие, но сказка уже получится. Да не простая сказка! такая, которую малыш с вами вместе сумеет рассказать.

Сказка про котёнка:

«Жил да был один котёнок. Он маленький, пушистый. Была у него мама. Как котёнок маму – кошку зовёт? Мяу – мяу…Пришла мама, погладила котёнка и говорит: «Мур – муррр…».

Или – сказка по цыплёнка:

«Жил – был цыплёнок. Он был маленький, пушистый, жёлтый. Мама курочка цыплёнку говорит: «Кушай, цыплёнок, зёрнышки!».

«Как цыплёнок зёрнышки клюёт?» И на ладошке малыша показываете: «тюк – тюк», «тюк – тук…». Вскоре он и сам догадается, что надо делать, чтобы поучаствовать в сказке; постучать своими пальчиками по своей (или вашей) ладошке и «потюкать».

Побуждайте малыша повторять за вами звуки и действия. Звукоподражательные слова очень забавно звучат в детском «лексиконе», и чем больше малыш подражает, тем быстрее и легче научится говорить, осваивать настоящие слова.

Чтобы сказка по-настоящему ребёнка заинтересовала и принесла наибольшую пользу, рассказывайте её наглядно. То есть

  • показывайте тех героев, о которых идёт речь;
  • сопровождайте рассказ действиями, манипуляциями, мимикой;
  • меняйте интонации в зависимости от того, от лица кого вы говорите и от того, какой сюжет вы описываете сейчас
  • побуждайте активно действовать малыша.
  • как можно больше старайтесь прикасаться к ребёнку.

Тактильный контакт очень важен для подрастающего человека: Он создаёт чувство безопасности у ребёнка и налаживается «обратная связь» с миром, причём на ласковой основе.

Забота, внимание в раннем возрасте влияют на то, станет ребёнок смелым или нервным, пугливым; да и не только на это. В сущности, от этого зависит всё отношение юного человека к жизни. Если, например, ребёнку не хватало объятий, в будущем запросто могут возникнуть какие-то поведенческие проблемы.

Дети познают мир не так, как мы. Взрослые опираются на слух и зрение и в основном только им доверяют. А ребёнок буквально «впитывает» в себя информацию о мире всеми органами чувств, а кожа – самый большой орган чувств у человека. Так что побольше объятий.

Факт. Кожа малыша в два раза тоньше, чем у взрослых. Телесный контакт одинаково важен и в физиологическом, и в психологическом плане.

Тактильного опыта до того, как малыш родился, у него не было – совсем. Теперь любые прикосновения для младенца – источник информации, они помогают формированию его центральной нервной системы, способствуют образованию всё большего количества нейронных связей, создают мощный поток импульсов, стимулирующих работу всех систем организма.

Тактильный контакт – это

– масса положительных эмоций.

– источник информации

– ваша «обратная связь»

– чувство надёжности и безопасности

Пусть ваши сказки будут наглядны, «двигательны» и «тактильны»: малышу важно не только слушать, но и действовать, чувствовать, ощущать.

Театр для младенца

Серафима водит по расчёске пластмассовой палочкой и говорит: «Слышишь, какого я скрипача устроила!»

Скоро малыш отправиться исследовать мир самостоятельно. Посмотреть, потрогать, понюхать, погладить все, до чего возможно дотянуться. Чем больше органов чувств задействовано – тем лучше. Тем богаче впечатления, тем ярче эмоции, тем активнее развивается мозг малыша.

Хотите, чтобы малыш хорошо говорил? Развивайте его речь всеми доступными способами. Самый простой и приятный – рассказывать и играть.

Разыгрывайте почаще сказочные сценки – и очень скоро в вашем доме заведётся «театр одного актёра» (в лице малыша.)., где ваше сокровище – режиссёр, декоратор, звукооператор, работник сцены и великий артист (он/а на всех ролях сразу и всё это одновременно). Присев на корточки / ползая на четвереньках / растянувшись на пузичке на полу, поставит с неподражаемым блеском спектакли и шоу, мюзиклы, футболы и мистерии-буфф..!

А пока:

«Едет машинка (плывёт кораблик) в гости к Ванечке и гудит «би – би-и-и-; («ду-ду-ду…»). А в машинке сидят игрушки, в гости к Ванечке едут. Кто едет в гости к Ванечке? Мишка, собачка…» и т. п. и т. д.(перечисляете пассажиров).

Голоса животных, «технические» звуки – это сейчас как раз то, что надо. Это всё помогает развивать его речь.

А в следующий раз можно историю продолжить. Причём постараться построить сказку так, чтоб малыш принимал в ней активное участие. Попробуем?:

«Едут в машинке в гости к Ванечке мишка, собачка…(кто там у вас ещё в машине поместился? – сажайте всех). Вдруг пошёл дождик: кап – кап – кап. Ой, промокнут зверята! Промокнет мишка, собачка… Кто поможет, кто от дождика спрячет зверят? Ванечка поможет. А как помочь?»

И пусть малыш (с вашей помощью) догадается: вытащит зверят из кузова или машинку поставит в «гараж».

Обратите внимание, как часто встречаются в детской сказке повторы: так детям понятнее, они успевают осознать, о ком /о чём идёт речь, соотнести слово и обозначающий его предмет.

Совет: помогать не торопитесь. Дайте время карапузу саму сообразить, что надо сделать. Мы частенько своей торопливостью мешаем детям просто потому, что нам кажется, что малыши и малышки до решения такой сложной задачки ещё не доросли. И – этим самым тормозим их смекалку (а заодно и инициативу). А вдруг ваш – дорос?

И ещё один аргумент в пользу «подождать – помолчать»: Когда вы не кидаетесь сходу на помощь, а сначала какое-то время понаблюдаете за действиями ребёнка – вы лучше узнаете его способности и особенности.

Не делайте за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

Вырабатывайте в себе привычку наблюдать, оставляя инициативу за ребёнком! Она вам ещё очень и очень пригодится. Итак: подождали…подождали…ещё подождали… И только тогда, когда вы действительно убедились: не знает, не получается – вот тогда и покажите, начните действие. Да и тогда – будьте готовы в любой момент поддержать малыша, если он проявит хоть малейшую инициативу: «Дождик кап-кап-кап. Мишке мокро в машинке. (пауза). Как же мишке помочь? (пауза). Мы спрячем мишку от дождика. Нет, дождик мишку не замочит». При такой вашей умной тактике, скорее всего, вытаскивать мишку из машинки малыш уже будет сам. Нет? тогда – вытащили вместе и оставили игрушку в руках малыша. Мишку он куда-нибудь да положит. «Вот молодец, помог мишке, спрятал от дождика, мишка будет сухой!». Не сомневайтесь: в следующем заходе вашей игры ребёнок уж точно поучаствует. «А собачка? Как собачке помочь?». Вы разводите руками, а юный «спасатель» вслед за вами примется и вытаскивать, и укрывать, и спасать. Сам. Сам догадается. Такие незатейливые ситуации, которые поможет создать вам ваша сказка, хорошо тренируют те самые «серые клеточки», мышление малыша.

Обойдёмся без капризов

Иные родители даже не представляют, скольких острых углов в воспитании могли бы они избежать, если бы использовали сказку как главный педагогический приём. От скольких капризов спаслись бы и спасли своего малыша.

Вот малыш сидит на стульчике и размазывает кушанье по столешнице. Можно сказать «ай – яй – яй!» – и немедленно нарваться на неприятности. Ротик закроется, милая мордочка скуксится… Инцидент неизбежен?

А что, если попробовать вот так: делаете большие глаза и говорите слегка нараспев: «А знаешь, что я видела?! Сейчас я тебе расскажу…» – глаза карапуза тут же превратятся в два блюдечка, а ротик открывается сам.

«А в самом деле…что я видела? – лихорадочно соображаете вы между тем, – а…а что мы сейчас едим?». Взгляд на тарелку («так, сегодня горошек и камбала…») – вот и сказка готова.

«Плыла-плыла рыбка-камбала и увидела горошек. Что это? Раньше такие круглые штучки здесь не росли…».

Пока ваше чудо совсем в мелком возрасте, вам не стоит даже голову ломать, чтобы придумать героев своей незамысловатой сказки. Тут принцип простой, проще некуда: «что вижу, то пою». Это может быть ложка, которая подружилась с чашкой. Или ротик, к которому ложечка в гости пришла. Или стол, который взял, да пошёл погулять, «Ванюша приходит, а столика нет на месте…»

Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. (Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не желает подружиться). Наоборот, чем привычней (обиходней) объект, тем интереснее ребенку узнавать про него: для него в мире всё новенькое, всё неизвестное.

Этим и воспользуемся.

Вот вы собираете ребёнка на прогулку. Брючки одели, курточку одели, а ботиночки он вдруг не пожелал обувать. Сил у вас, конечно, хватит, чтобы натянуть эту несчастную обувь, но какими нервами! А зачем нервы тратить?

Берёте ботиночки, ставите на пол и рассказываете своему капризному чуду сказку про «Ботиночки, которые сами пошли гулять». А если вы ещё и покажете, как они к двери самостоятельно пошли – ни одна детская вредность не выдержит. Малыши – большие собственники, и со своими штучками ни за что не расстанутся.

Вам надо без воплей усадить чадо, например, на горшок, и удержать его там, и что еще важнее, чтоб малыш был не против кое-что там сделать. Например, сколько битв разгорается, когда родители решают – пора! и начинают деятельно приучать карапуза к горшку! И сколько головной боли (себе) и проблем (ребёнку) они формируют. А единственно, в чём по-настоящему надо не промахнуться – в сроках. Если вы убедились, что малыш и физически, и психически до решения «мокрой проблемы» созрел – сочините с ним серию сказок и поиграйте.

Сказка про куклу Катю, которая стала такой большой, что подарила памперсы маленькой куколке Юле, а сама стала делать «пис – пис/ка-ка» на горшок.

Сказка про быстрого зайчика, который быстрее Мишки прискакивал и садился на горшок.

Сказка про мальчика Пупсика, который сам научился писать и сам натягивал на себя штанишки.

Главное тут – проиграть тот порядок действий, который следует совершить малышу. И те положительные эмоции, которые он будет при этом испытывать.

Возможно, вы с некоторой отопью услышите и его первые сказки, когда на ваш строгий вопрос: «Это кто намочил штанишки?», – раздастся «Ку-ка (кукла) или «ми-ся» (мишка). Только не посчитайте это за ложь. Просто ребёнок хорошо оценил важность горшка и правильность сказки. Берите это самую куклу с подмоченной репутацией и… нет, шлёпать не надо. Надо её пожалеть («ах, бедная Катя, ходит в мокрых штанишках!») и попросите малыша показать «бедной Кате», как правильно на горшок садиться и что там положено делать.

Особенность сказок для самого раннего возраста

Общие сказочные принципы

1. Особенность сказок для самых маленьких в том, что это сказки – действия. То есть вы рассказываете и показываете (желательно вместе с малышом).

2. По возможности вовлекайте в эти самые действия все органы чувств малыша.

3. Постарайтесь построить сказку так, чтоб малыш оказался одним из её героев. Или найдите такой объект, который ребёнок легко спроецирует на себя. (Как, например, мышка в «Репке»).

4. Сюжет должен быть крайне прямолинейным: Всё очень просто: Герой встречает другого героя, они что-то делают вместе, а потом расходятся по домам.

А знаете, какое самое любимое, самое лучшее окончание сказки? «Тут пришла мама и обняла своего малыша». (И вы обнимаете) …

Где взять сюжет?

Для человечка 1–2 лет с его малюсеньким жизненным опытом за сюжетами сказок, как видите, не надо далеко ходить.

Вот канва, по которой он строится:

  • Кто он/она
  • Что случилось с ним/с ней и/или что он/она сделали
  • Чем дело кончилось.

Когда малыш подрастёт, когда начнёт осваивать премудрости языка, – забавные сюжеты так из него и посыплются, только подхватывай.

У сестрёнки Кати носочки в полоску: красные – белые. Братец Илюша, увидев, как она их надевает, кричит: «Мам, посмотри, у Кати на ножках крабовые палочки!». Вот вам и сказочный сюжет.

А пока вы, так сказать, вы набиваете руку – тренируетесь, разминаетесь, разгоняете своё воображение. Чтобы потом, когда придёт время, оно легко, без усилий и скрежета, сумело взлетать.

(А действительно, что будет, если носочки превратятся в крабовые палочки? а Мурка, любительница поспать в шкафу, их возьмёт и унюхает).

На двоих с продолжением

«Всё, пора Серёжку укладывать, – сказала, взглянув на часы, одна знакомая мама и добавила, чуть вздохнув: «Пошла очередную мыльную оперу сочинять». «Мыльной оперой» она называла многосерийную сказку, где храбрый Серёжа спасал бесконечную череду страдальцев и сражался со всеми подряд.

У вас тоже такая история?

Малыши обожают самодельные многосерийные сказки, родители, пожалуй, не очень. Ещё бы! В самый неподходящий момент (на пятый – пятидесятый день/вечер) ваша фантазия, исчерпав все ресурсы, вдруг берёт себе выходной. И что тогда делать?

Покажем на практике.

Предположим, ваш «сериал» – это сказка про дровосека. (Почему про дровосека? да слово ребёнку понравилось и то, что дровосеки гуляют в лесу). Вы уже рассказывали, откуда шёл и куда, что там делал, что нёс с собой и вообще – почему его так называют… И теперь в очередной раз ваш дровосек должен отправляться куда-то. Актуальный вопрос: куда? (куда подальше – не получится: малыш сидит и ждёт, и смотрит на вас, как ученик на волшебника, и надо оправдывать его ожидания). Итак,

… шел – шёл дровосек и вдруг встретил … И…и…и…

Делаете выразительную паузу и ждёте, что скажет ваш говорун. Что скажет – то и будет, подхватывайте и, как ни в чём ни бывало, чешите дальше. Будет это стол – значит стол, змея – так змея, не привередничайте. И вот они пошли…нет, поползи вместе…

– А почему бы дровосеку не поучиться ползать?

– И попробовать самим по-змеиному «походить».

– И заодно выяснить, почему змеи ползают, а не ходят?

Вот вам и развитие действия, и зарядка, и урок природоведения, и развлечение. И всё – благодаря одному детскому слову и вашей сознательности (как родителя).

Как только малыш ваш сообразит, что от него (от него!) зависят похождения его собственного героя, скоре всего, расстарается. Много слов напридумывает. Старайтесь и вы.

Палочка – выручалочка

1. Выберете героя для своей сказки

2. Представьте его живым и говорящим

3. Отправьте, поместите его в необычное место

4. Уточните,

  • куда он попал (место само подскажет, что там может с героем случиться)
  • и кого там встретил (или что нашёл)
  • что сделал/и
  • что с ним (или с ними) случилось? (набил себе шишку, в ямку «бух», ускакал…)
  • как себя чувствовал, что решил (выбираться обратно, пописать/покакать, дальше идти, испугался, захотелось навестить лисичку…)
  • кто герою помог – кто помешал

5. Как выбрался, как вернулся обратно

Как только малыш встанет на ножки, как только научится говорить, пусть даже не очень связно, но слова уже зазвучали, в сказочном деле произойдет настоящий революционный переворот.

Теперь вы оба доросли до сказок других. Не наивные присказки – пришло время настоящих сказок: с зачином, развитием действия и кульминацией, с полезной моралью в конце. Теперь сказки помогут вам не только развивать, но и формировать характер. Время пришло.

Глава 2. Где взять героя и что с ним делать

Снег – это большой главный дворник; посмотри, он все мусоринки убирает…

Из чего же придумать сказку? Да из чего угодно. Просто надо оглянуться вокруг, и представить обычную вещь в необычном месте.

Из чего появляется сказка?

Вот, например, на прогулке сегодня вы лепили с малышом снеговичка, такого, маленького, с ладошку. А потом ребёнок решил, что домой без него не пойдёт. Вот вам и сказка, по крайней мере, сказочное начало.

…Принесла Машенька Снеговичка домой, поставила на стульчик и пошла ужинать. А Снеговик стоит, жарко ему в доме. Смотрит Машенька – тает Снеговичок. Что делать, как же его спасти?

А дальше ваша сказка может повернуть куда угодно. Спросите свою Машеньку: «Что делать?», – и послушайте её ответ.

Подумала – подумала девочка – и поставила Снеговичка в холодильник. На верхнуюю полочку.

И снова ваша сказка сможет сочиняться по-разному. Спросите свою Машеньку: «Что делал Снеговичок в холодильнике?»

…Перестал он таять; холодно в холодильнике, хорошо! стоял – стоял – скучно ему стало. Попробовал выйти – дверца не открывается. «Ну что ж, – подумал Снеговичок, – поживу пока тут. И тогда он решил построить себе домик. Оглянулся: из чего же строить домик? Смотрит: лежат сосиски…

Вот вам один вариант. Или можно иначе:

Рядом лежало Яблоко. Вот Снеговичок его и спрашивает… «Ты кто такое? и откуда взялось?»…И завязался у них разговор… А может, Снеговичок подружился с луком-пореем? А может, на него зарычала селёдка? и потом: а что было дальше? Как он выбрался из холодильника? А может, Машенька ему помогла?

Пожалела Маша снежок и отнесла его снова на улицу: пусть полежит на морозце. Лежал – лежал снежок и покатился…Катится, катится… Снег прилипает к его боками. Снег прилипает, растёт снежок. И докатился он до снежного кома, который лежал в сугробе. Прикатился и рядом встал. «Здравствуйте!» – «Здравствуй!». «Давай играть в превращения!» – «А как это – в превращения?», – спросил удивлённо снежок. «Забирайся-ка на меня», – сказал снежный ком. И снежок закатился. Сначала на сугроб, потом на комок. И они, все вместе, вдруг превратились…в Снеговика.

Но это оказался неправильный Снеговичок: без глаз, без носа, без ротика и даже без ручек. «Ой, что же мне делать? Кто же поможет?», – подумал белый Снеговичок.

Вышла Машенька на прогулку, увидела снеговичка и сказала: «Я помогу». Взяла шишку и сделала нос. Вот так. Из маленьких камушков сделала глазки. Вот так. Из веточки – рот, который улыбался. Что ещё надо сделать? «Руки!» – сказал Снеговичок. Маша сделала ручки из двух комков снега. Как она их сделала? Правильно, взяла снег в руки, слепила маленький снежок и покатала по снегу; а потом прилепила, куда положено, вот сюда. А на голову Снеговика она надела жёлтое ведёрко.

Какой красивый и весёлый снеговик получился!

А потом помахала Снеговику ручкой и пошла домой. А Снеговичок остался на улице.

Стоит снеговик под окошком и улыбается. Снеговик стоял под окошком и улыбался. Маша подвела маму к окну и сказала: «Вот тебе подарок, мама!»

Мама очень – очень обрадовалась: «Какая ты молодец, моя доченька, спасибо!».

Вот так.

Кстати, поворачивая сказку как вам удобно, вы

  • найдёте весёлое дело на прогулке или дома (развести в баночках с водой краски и сделать разноцветный снег, или, например, этот снежок покрасить)
  • сможете исследовать свойства воды и снега, провести серию опытов: исследовательский эксперимент… (как снег превращается в воду и вода – в снег или лёд),
  • поможете выучить цвета («Какого цвета глазки? А носик?»);
  • познакомите ребёнка с устройством тела;
  • займётесь устным счётом (пересчитывая ручки – носик – глазки, пересчитывая снежки);
  • покажете, как сделать подарок и как приятно его подарить;
  • легко и без капризов приведёте ребёнка домой (когда не хочет идти, а пора)

А если вы принёсёте домой снег в ведёрке, и подождёте, когда он растает, и покажете малышу, какого цвета стала вода – вредности по поводу мытья рук отпадут сами собой.

А ещё вы дадите почувствовать малышу, как это приятно: радовать других. Маленькие дети – эгоцентристы, и думают, и заботятся они исключительно о своём личном благе; а научить их думать – заботиться о других – это уже наша забота.

Как видите, сказка появится – и повернётся куда угодно.

Только и надо сделать, что

  • посмотреть на обычный предмет и
  • отправить (поместить) его в необычное место, и
  • сказать себе: что будет, если…

А что будет, если:

– щенок оденет сапожки;

– у блюдца вырастут крылья;

– огонь пойдёт в гости к воде;

– обычная шапка превратиться в невидимку;

– варежка потеряется и отправится искать своего хозяина;

– компьютер заявит: «Я устал», – и возьмёт себе отпуск…

Абсурдно? Абсурдно. Но пусть отдохнёт ваш умный разум: иногда из неразумности получаются славные вещи. Собственно говоря, именно абсурд поможет вам достигнуть одного великолепного момента: состояние отпущенного разума. От таких глупостей он непременно собьётся с толку – и это прекрасно.

Потому что тогда

  • активно заработает ваша интуиция; собственно, она работает всегда, но голос её звучит так тихо, что шумный разум её забивает;
  • вы становитесь человеком творческим, потому что творчество и интуиция крепко связаны; на вас обрушатся те самые прекрасные озарения, которые англичане называют «инсайт»;
  • на многое, старое и привычное (и надоевшее, и/или мешающее вам), вы посмотрите свежим взглядом; и тогда заметите свои ошибки, недоделки, заблуждения, заметите и поймёте то, что мешает вам счастливо жить;
  • освободите детство, живущее в вас.

Рассказывая сказки ребёнку, вы выпускаете на свободу себя самого.

Когда мы были детьми, разум был ещё не опутан списком из «нельзя» или «можно», мы ещё не впитали настолько плотно чужой, навязанный опыт, чужие программы, мы тогда отличали их от своих. И не мучались от того, что не следуете им неуклонно. Мы вели себя естественно и открыто, свободно выражали свои эмоции (и могли запросто избавиться от дурных, покричав-поревев, например, как следует). Мы не загоняли переживания внутрь, и, как Алёнушке, камень на шею, общество ещё не успело повесить на нас свою бирочку и навязать такую-то роль, и мы знали свои интересы, то, к чему тянется душа.

А когда идёшь за веленьем души, тогда ты, оказывается, счастлив.

Не это ли та мудрость, когда умный разум вдруг сбивается с толку? Сбивается с толку, и притихает и перестатет кричать «как все!», «так нельзя!» И мы слышим сами себя. Душа наша вспоминает, что мы тоже были когда-то детьми. И мы возвращаемся в детство. Эмоционально и мысленно возвращаемся туда, когда весь мир был живой. И тогда вдруг происходят удивительные вещи: мы начинаем своего ребёнка понимать, по-настоящему понимать. Что заботит его и волнует, и почему из-за замызганного дракончика, которого вы постирали, получился такой скандал, и что ему, юному-вредному, надо на самом деле, когда он/а, например, хвостиком ходит за вами, и что надо делать, и чем этот «хвостик» занять…Вы на одной волне – отсюда и понимание, и умение с честью выйти из ситуации, которая очень вас достаёт.

Например, ваш хороший сынишка имеет нехорошую привычку разбрасывать свои игрушки и вещи. Вы заставляете его, конечно, убирать, но каждый раз – рёв и скандалы.

Что делать? Ссориться дальше? И мучиться потом от чувства вины, видя его зарёванную мордашку?

Нет. Если вы прекратите действовать по трафарету (как привыкли: разумно) – вы легко найдёте другой, необычный, ход. Вы превратитесь, например, в Бабу Ягу или в Змея Горыныча. Так ребёнку и доложите: «Змей Горыныч прилетит и утащит твои разбросанные игрушки». Уберёте и спрячете их подальше (в идеале – выбросите вообще). И ни в коем случае не поддадитесь на уговоры и рёв. «Я тебе говорила: игрушки, которые ты не убираешь, пропадут», – скажете вы бунтующему (или ноющему) ребёнку. Два – три «прилёта» – и ребёнок сам не захочет отставлять свои драгоценности без присмотра. Но главное даже не это. Главное – то, что ваш «сердитый» образ – это не вы, это Змей Горыныч, который прилетел и порядок навёл.

«Плюс» такого подхода двойной: во-первых, вы не будете страдать чувством вины, которое очень вредно; во-вторых, вы не испугаете своего ребенка. Дети часто пугаются, когда мамы усиленно воспитывают их (т. е. набрасываются), им кажется, что недовольны не их поступками, а ими самими. И – сомневаются в нашей любви, в том, что они нам нужны. Пусть ребёнок твёрдо знает, что вы его всё равно не разлюбите, даже вот такого: несобранного и неаккуратного.

Сказки, и старые народные, и те, что которые вы сочините буквально на ходу, очень нас выручат, и детей и взрослых. Они объединяют нас.

Тест. Какой вы сказочник?

Сказки – народная мудрость, прошедшая сквозь века. И они же – волшебный мост, который два мира – детский и взрослый, соединяет. Вы, конечно, это знаете. Но пользуетесь ли? И насколько удачно? Проверьте себя.

№ 1. Вам приснился престранный сон: вы – витязь на распутье. А на камне, пред которым стоите, написано: «Направо пойдёшь – на работу опоздаешь», «Налево пойдёшь – такси поймаешь», «Прямо пойдёшь – сказку найдёшь». Куда вы отправитесь?

А) Налево

Б) Направо

В) Прямо

№ 2. На микроволновку уселась бабочка. «Ой, – сказала дочка, – это БАОбабочка такая, из сказки прилетела. Ваше первое желание:

А) Поправить: не «бао», а просто – бабочка;

Б) Объяснить, что баобабочек вообще не бывает, а в такую погоду холодную погоду – тем более;

Б) Подойти и рассмотреть: удивительно, откуда же она прилетела

№ 3. Ребёнок, выслушав вашу сказку, притащил вам фломастер и просит нарисовать ему чудовище о трёх головах. Какие головы вы нарисуете?

А) Ухмыляющиеся

Б) Улыбающиеся

В) В кепочках

№ 4. Ваш малыш расстроился из-за Теремка, который медведь раздавил. Ещё бы! Все зверушки остались без домика. В следующий раз вы будете рассказывать эту сказку в таком, первозданном виде?

А) Нет, нечего детей расстраиваться из-за всяких медведей – тяжеловесов

Б) Нет, лучше подберу какую-нибудь оптимистический вариант

В) Да, эта сказка даёт полезный урок нашим таким наивным малышам

№ 5. Карапуз гоняется по квартире за вашим персидским котом, и кричит, что это Конёк – Горбунок, и пытается её оседлать. Бедный «горбунок» уже в полуобморочном состоянии. Вы срочно

А) Сами превращаетесь в огнедышащего дракона и…

Б) Объясняете, что Горбунок выглядит несколько иначе

В) Подхватываете кота и удираете с ним на кухню

№ 6. Ваш дошколёнок так вертелся за обеденным столом, что смахнул со стола тарелку. Теперь он утверждает, что тарелку разбил мальчик – с – пальчик, а он сам тут совсем не при чём. Что вы сделаете и что скажете?

А) Будет отпираться – накажу: ладно разбил, так ещё лжёт при этом;

Б) Попрошу передать тому некультурному мальчику всё, что думаю по этому поводу!

В) Попрошу своего дошколёнка показать мальчику – с – пальчику, как обращаться с тарелками, чтобы они не прыгали со стола

№ 7. После обеда ребёнок кинулся собирать все косточки и корочки в пакетик. На ваш резонный вопрос: «Зачем?» резонно ответил, что пакет возьмёт с собой на прогулку, чтобы покормить Змея Горыныча. Вы отвечаете, что

А) Тому, кто плохо себя ведёт, никакие Змей Горынычи не помогут

А) Горынычи в наш двор не заглядывают

Б) Выясняете, откуда он взялся, этот Змей

№ 8. Какой волшебный предмет из старой сказки вам бы особенно пригодился, когда в выходной вы идёте с детьми гулять?

А) Волшебное зеркальце

Б) Палочка – выручалочка

В) Волшебный клубочек

№ 9. Коллега жалуется, что её дочка никак не освоит устный счёт. Что вы ей посоветуете?

А) Срочно вести в студию раннего развития

Б) Побольше заниматься – и всё получится;

В) Рисовать и считать деревья в сказочном лесу

№ 10. Ваш ребёнок требует рассказать ему сказку про волка и семерых козлят, причём шестой раз подряд, причём слово в слово. Как вы к этому отнесётесь?

А) Предложу другую сказку, благо, интересных на свете много;

Б) Перескажу ещё разок, а куда деваться

В) Рассказать не трудно; понять бы, что в этой сказке так его задело

№ 11. В детстве вы любили рассматривать узоры на морозном стекле?

А) Узоры? не помню…

Б) Да, и на ледышках тоже

В) И до сих пор люблю…

№ 12. На репетиции к новогоднему утреннику поссорились Буратино, Пьеро и пёс Артемон. Что лучше сделать, чтоб дело не дошло до драки?

А) Развести по углам, объяснив, что ссориться некультурно

Б) Позвать папу Карло

В) Отправить их в совместную экспедицию – Мальвину спасать

№ 13. Наслушавшись про страдания Дюймовочки, ваша дочка вытащила игрушку – лягушку и стал её лупить. Сейчас лучше всего

А) Оставить малышку в покое и подождать, когда схлынут эмоции

Б) Поговорить о том, какую пользу лягушки и жабы приносят природе

В) Напомнить, что бывают ещё лягушки – царевны

№ 14. Ваш сынок, вместо того чтобы учить уроки, залихватски свистит в своей комнате. На ваши замечания отвечает, что он – это не он, а Соловей разбойник, и свист не умолкает весь вечер. Вы входите в его комнату и

А) Эмоционально сообщаете, что случается с Соловьями, которые людям мешают

А) Говорите раздумчиво: «Придётся Соловушку на цепь посадить…»

В) Объявляете: «Теперь я – Соловей Разбойник, а ты – Добрыня Никитич. Сразимся?!

№ 15. Сообразив, что Египет – это всё-таки Африка, малыш наотрез отказывается ехать туда и вас не пускает: Бармалея боится. Вы не стали ему объяснять, что Бармалеев не бывает. Почему?

А) Потому что до поездки ещё три недели; сам забудет

Б) Потому что это хороший повод напомнить о правилах поведения и дисциплине

В) Потому что не хочется сказку разрушать …

Результаты

Большинство ответов «В». Сказки – ваша стихия, да? Вы любите сказку, хорошо чувствуете её особенности и прекрасно умеете использовать в жизни. А может быть, и сами (хоть немного) верите в чудеса. И в этом смысле вашему ребёнку повезло. В вас не угасло творческое начало, а значит, вы поддержите его и развиваете в своих юных наследниках. А ещё – можете использовать сказочные образы и через сказку влиять на детей. Это помогает вам объяснить ребёнку многие важные вещи доходчиво, без нервотрёпки, подсказать и на помощь прийти. И, что не менее важно, вы умеете слушать детские истории, понимать тот подтекст, который ребёнок (обычно сам того не осознавая) вкладывает в них; и на свет божий вытаскивать те проблемы, которые не дают ему покоя. Такой «сказочный» настой помогает вам избежать острых «воспитательных» углов, а когда вы совершаете ошибки (а у кого их не бывает) – не отчаиваться, а искать и находить в конце концов верное решение. Образно и символически, доступным сказочным языком вы в состоянии объяснить многие важные вещи, а ребёнок – понять и усвоить всё то, о чём ему говорите и чему обучаете.

Единственная опасность, которая вас подстерегает – так увлечься «сказочными методами», что забыть обо всех других.

Большинство ответов «Б» – вы прекрасно ориентируетесь в сказочном мире. Сказки знаете, уважаете и даже используете. Но – несколько прагматично. Пока вы видите в детских сказке только простой и хороший способ привлечь внимание ребёнка, развлечь его, наставить его на путь истинный, передать свод нужных правил. Это тоже, по сути, правильно, но слишком уж прямолинейно и нравоучительно. Но сказка – это ещё и мир чувств… Мораль – она хороша в басне, а сказка обладает большей силой и наглядностью – она говорит не только с разумом, но и с душой. Чуть легче, чуть проще смотрите на то, что происходит вокруг, не будьте въедливы, почаще напоминайте себе, что дети – не взрослые. И мир, и их ценности от наших всё-таки отличаются.

Вам осталось сделать совсем немножко: поверить, и не только разумом, в добрую силу сказок – и сказки станут надёжными вашими союзниками в воспитании детворы.

Большинство ответов – «А». У вас всё по порядку: сказки отдельно, воспитание отдельно. Увы, вы так привыкли – и как раз это вам здорово мешает. Причём сразу в двух вещах: понять мир своего ребёнка и самому/самой расслабиться – отдохнуть. Дети, конечно, народ несерьёзный, но именно поэтому стоит относиться к воспитанию не как страшно серьёзному мероприятию, а как творчеству, причём совместному – вашему и его. Неизвестно ещё, кто кого больше воспитывает: мы детей или дети нас. Зато точно известно, что процесс это взаимовлияющий и взаимный, как общий танец, как хоровод, в котором все держатся за руки, и чтобы в нём, хороводе совместных будней, всё хорошо получалось, надо искать точки соприкосновения. И, принимая решения, смотреть на ситуацию с точки зрения ребёнка, а не только своей. Вы так умеете! Вспомните, как в детстве вам нравились сказки. Вспомните, как – было такое! – хотелось в сказку удрать, когда родители «завоспитывали». И как давали себе зарок, что сами, когда вырастите и заведёте своих детей, сами «никогда – никогда»… Это были хорошие обещания. Пора бы их выполнять. Сделать это легко. Стоит только попробовать, преодолеть привычку и шагнуть в этот сказочный круг… Ведь, действуя и играя, дети и изучают мир и, примеряют на себя «сказочность» и реальность, и осваивают его законы. И сказка вас поведёт за собой, и подскажет… И тогда обучение и воспитание в глазах ребёнка будет выглядеть не очередной нотацией, а забавной и полезной игрой. Вам всего и осталось: позволить себе.

Единственно, что тут надо сделать – отпустить на волю свою фантазию и воображение. Потренируемся?!

Что делать, если у вашей фантазии выходной

Придётся это полёт организовывать.

Конечно, насильственные методы типа «нахмуренный лоб» и «дай как следует подумать» вряд ли помогут. Наоборот, чем больше вы будете стараться, заставляя себя что-нибудь сочинить, тем медленнее и скучнее поползут ваши мысли.

Недаром говорят о полёте! Вам действительно надо отпустить на свободу своё воображение, позволить ему отправляться туда, куда оно захочет, а не куда вы требуете.

Есть разные способы раскабалить себя. Начинайте с пустячков. Тренируйтесь.

Например, вот так.

1. Задавайте себе неожиданные вопросы.

Вот по газону вышагивает ворона. Куда она идёт? На ветке сидит другая. Они знакомы?

Если вопросы не получаются, используйте фразы, долетевшие до ваших ушей. Но соотнесите (перенаправьте) их не к говорящему, не к себе, а к первому же предмету, попавшемуся вам на глаза. Например, на глаза вам попалась урна; а фразу вы услышали в это момент такую: «Давай, чао; созвонимся». Кому урна могла это сказать? И вообще, откуда у неё мобильник? выкинул что ли кто-то? И с кем она там болтала?

2. Найдите обычной вещи необычное применение

Тут наши малыши большие мастера. Это у них палочка превращается в скакуна, а тряпочка – в плащ для принцессы. А мы чем хуже? Вы собираетесь…достаёте флакон с духами… Предположим, что духи закончились, а выбрасывать жалко. Как его ещё можно использовать – не по прямому назначению? Если трудно поначалу представить – вспомните себя девочкой с хвостиком или мальчиком в шортиках. Как она/он им бы распорядилась?

Какая это игрушка. Посмотрите на любую вещь и скажите себе: «Если этим играть, то это будет (превращается, превращается…). А во что? Или – наоборот. Задаёте себе вопрос: «Из чего можно сделать ковёр – самолёт?» Оглядываетесь кругом. Из блокнота. Из старой варежки. Из крышки от мусорного ведра… И так весь день, как только вспомните – сразу ищите: на кого он похож…Когда заместителей штук сто наберётся – считайте, что ваше воображение распоясалось (ой, извините, раскрепостилось).

3. Посмотрите на мир вверх ногами.

И не обязательно для этого вставать на голову. Просто представьте это. И как это будет выглядеть? Птицы ползут по земле. Почему? Что-то потеряли? Дома крышами зарылись в землю. Почему? Чего-то испугались?

4. Поднимите забавный камешек.

И найдите среди трещинок, в переплетении линий какой-то рисунок. Что он означает? Можете искать хоть что-то конкретное, хоть что-то абстрактное, как вам больше понравится. А если поискать на другой стороне? Так же можно рассматривать узоры на морозном стекле, на льдинке, в изменчивых облаках, в загогулине, которую нарисовал ребёнок. Это, кстати, очень приятно делать вместе.

5. Посмотрите свежим взглядом.

В буквальном смысле слова. Как ни покажется странным, мы на всё (почти всё) смотрим по привычке, словно бы вскользь. Потому что сто раз видели, тысячу слышали – не интересно. Вы уверены? Проверим.

Первая серия вопросов:

Вспомните первый столб, который вам встречается по дороге на работу. Вспомнили? Какого он цвета? Что на нём висит? А фонарь горит или погашен? А провода в какую сторону тянутся? Кто этот столб обнимает?

После каждого вопроса постарайтесь закрыть глаза и …

Вторая «вопросная» серия: Представьте, что вы марсианин и увидели его в первый раз. Что в о нем скажете?

Представьте, что вы собачка, которая бежала мимо столба и…Что собачка увидит? Представьте, что вы – фонарщик, который должен залезть на этот столб и засветить фонарь.

Представьте, что вам у этого столба назначила свидание…симпатичная кошечка…

Обратите внимание: каждый раз вы смотрели на это самый столб по-другому. Заметили? Он стал для вас чуть – чуть интереснее, забавнее, что ли. А завтра, отправившись на работу, вам вдруг захочется внимательнее посмотреть на него, и даже если мимо проскочите – всё равно вспомните и оглянётесь. Смотрите с любопытством.

А если вы подумали: «Делать мне, что ли, нечего..!», – что ж, вы снова правы.

У нас есть масса моментов, когда мы умираем от тоски. В автобусе, в очереди, в метро, на собрании, на совещании, на… (дополните список сами).

Порадуйте своё подсознание и используйте это время с толком. Выберете, например, ухо начальника (или обложку журнала, или пейзаж за окном) и посмотрите на это с любопытствующим интересом, так, как будто видите в первый раз. С точки зрения кого-то другого.

Ещё одна польза от «столбового» занятия. Если близкие часто жалуются, что вы их «совершенно не понимаете», такая тренировка вам поможет лучше любимых понять. И только потом придёт к вам вас подходящее, правильное решение.

Когда заходим в тупик, надо делать неожиданный ход. Будите свою фантазию. Да, это риск, но это и плацдарм для взлёта. Она действительно окрыляет. И ещё – возвращает детское чувство безопасности. И готовность пойти за приключением.



Файлы:

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Детские сказки
01 окт. 2022 г.
Игра «Сказка втроем»
Цели: потренироваться в партнерском взаимодействии; способствовать развитию спонтанности и творческих возможностей участников тренинга; улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сократить дистанцию в общении.
01 окт. 2022 г.
Игротерапия и сказкотерапия детей
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы.
01 окт. 2022 г.
Как наладить контакт с ребенком
Хотели бы Вы, что бы Ваш ребенок по поведению был похож на Вас? — тогда берите процесс воспитания в свои руки.
01 окт. 2022 г.
Как научиться самим сочинять детские сказки?
А если написать сказку такую как вам хочется? С вашим сценарием? Сказку для себя.
13 июл. 2019 г.
Как воспитать успешного человека (Э. Войджицки)
Одна из величайших радостей — осознание самостоятельности.
01 окт. 2022 г.
Лучшие сказки — наши и от души
Чтобы сказка появилась на свет, ее вначале нужно сочинить!
01 окт. 2022 г.
Обрести уверенность в себе ребенку поможет сказка
Маленькие дети (лет до трёх) себя обожают! Они оценивают себя на «пять с плюсом» - без ложной скромности, и абсолютно уверены: всё, что они делают, - хорошо. И это здорово, эта завышенная самооценка помогает малышу быть уверенным и довольным существом. И он не сомневается, как нужен и важен и как его любят. Так должно быть. Но вот есть у детей такая особенность: они оценивают себя через других. То есть как другие к нему относятся, таким он себя и считает. Вы сказали «хороший» - он в это верит - прекрасно. Вы сказали «плохой» - увы, тоже поверит (со временем, когда разберётся, что такое «плохо» и «хорошо»). Вот почему ребёнка желательно не критиковать, а направлять.
03 июн. 2016 г.
Приучаем ребенка играть самостоятельно
приучить ребенка занимать себя самостоятельно вполне реально. Нужно немногое: простор для деятельности, хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.
29 июл. 2014 г.
У нас разные характеры… Как быть? (Ю. Гиппенрейтер)
Шумные и спокойные, подозрительные и простодушные, яркие и скромные – какие они, наши близкие, друзья, коллеги? Существует ли идеальная совместимость и как подобрать партнера? Как строить отношения и разрешать конфликты? Что такое трудный характер и можно ли его изменить? Что влияет на нас больше: качества врожденные или заложенные воспитанием?
13 нояб. 2015 г.
Жить со скоростью ребенка (А. Быкова)
Дорога до садика у нас занимает 30 минут. Дорога от садика до дома — час-полтора. Маршрут тот же самый, но вот скорость… Вперед мы летим со скоростью мамы. Занятой, спешащей, планирующей, оптимизирующей. Бегом. Нет времени на отвлечения, развлечения, разговоры. Даже на разговоры. Потому что для того, чтобы не просто услышать голос ребенка в утренней суете шумного города, а разобрать, что именно сказал ребенок, нужно присесть, наклониться до его уровня, прислушаться. А это снижение скорости, потеря рабочего времени. Я крепко держу его за руку, потому что один он пойдет гораздо медленнее. И мы летим. Сашка привык к маминой скорости, привык молчком, без капризов добегать до садика. Но он знает, что у нас все по-честному, и обратно мы пойдем уже со скоростью Сашки.