Обрести уверенность в себе ребенку поможет сказка
Авторы: З. и Н. Некрасовы
Маленькие дети (лет до трёх) себя обожают! Они оценивают себя на «пять с плюсом» - без ложной скромности, и абсолютно уверены: всё, что они делают, - хорошо. И это здорово, эта завышенная самооценка помогает малышу быть уверенным и довольным существом. И он не сомневается, как нужен и важен и как его любят. Так должно быть.
Но вот есть у детей такая особенность: они оценивают себя через других. То есть как другие к нему относятся, таким он себя и считает. Вы сказали «хороший» - он в это верит - прекрасно. Вы сказали «плохой» - увы, тоже поверит (со временем, когда разберётся, что такое «плохо» и «хорошо»). Вот почему ребёнка желательно не критиковать, а направлять.
Он - единственный и неповторимый, и не надо его ни с кем сравнивать. И вот, опять-таки, почему. Вот малышка подошла к шведской лесенке, встала на первую ступеньку, потянулась, чтоб подняться повыше и... отошла. «Что же ты? Посмотри, Вика как высоко забирается, и не боится». С точки зрения нашей логики малышка должна сделать вывод: «Ничего страшного, и ты так можешь». С точки зрения детской она сделает другой: «Вика не боится, а я боюсь... Вика хорошая, а я плохая... Я, выходит, трусишка, да». И если родители последовательны в своей тактике: сравнивать и ставить в пример - не стоит потом удивляться, когда их школьница Люся будет слушаться Веронику, даже если та поведёт не туда.
Сказка, рассказанная вовремя, поможет человеку обрести уверенность в собственных силах, понять, что он нужен и важен ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек. И даже если сначала у тебя ничего, ничегошеньки не получается - всё впереди, ты доберёшься, научишься, и осилишь, и сумеешь. Поможет, особенно если вы сумеете ею задеть что-то родное и близкое, что камертоном в душе отзовётся.
И возможно, она сделает то, что ещё важнее: подскажет вам. Подскажет, что вашему, именно вашему ребёнку необходимо, что в нём поддержать, чем помочь.
Сказка про маленький жёлтый автобус
Жил на свете маленький жёлтый автобус. Был он совсем-совсем как большой: и дверцы у него были, чтоб заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колёса, чтоб быстро ехать, только не было у него пассажиров. А автобусу этому очень-очень хотелось людей, пассажиров возить. «Все автобусы пассажиров возят, и я могу», - подумал маленький жёлтый автобус и поехал на остановку. К остановке подходили большие автобусы, в них садились люди и уезжали, куда кому было нужно. Маленький жёлтый автобус подкатил к остановке и распахнул свои двери. Он сказал: «Би-би! Садитесь, люди, я вас покатаю». Подошёл к жёлтому автобусу один дядя, хотел сесть в автобус, а не получается. Автобус маленький, а дядя большой. Подошла к автобусу тётя, но тоже не смогла войти в его дверь: уж больно дверь маленькая. Подошёл маленький мальчик, и так попробовал, и сяк попробовал - ничего не выходит. Только ножка в дверь пролезла, а сам он никак в автобусе не помещается. А тут его мама позвала. Махнул мальчик рукой и пошёл в большой автобус садиться.
Так и остался маленький жёлтый автобус на остановке стоять, один-одинёшенек.
Грустно ему стало, даже слёзы в фарах заблестели. («Фары» - так у автобусов глазки называются, которыми он освещает дорогу).
А в это время мимо проходила девочка Арина. (Хорошенькая девочка в жёлтом комбинезончике, в сапожках с солнышками, за ручку с мамой.) Увидела она маленький автобус и подошла к нему.
- Ты чего грустишь, маленький жёлтый автобус? - спросила Арина.
А автобус ей и отвечает:
- Хотел я людей возить, как большие автобусы, а ничего у меня не получается. Никто не может в мою дверь войти, на сиденье сесть, в окошко поглядеть, уж больно я маленький. Никому я не пригожусь, - вздохнул жёлтый автобус и чуть не заплакал.
- Не плачь, - сказала девочка Арина и погладила маленький автобус по жёлтой крыше. Я знаю, как тебе помочь.
Обрадовался маленький автобус, закрутил всеми колёсами и поехал вслед за Ариной.
Вот пришли они домой. Арина разулась, автобус вытер колесики о половичок, и отправились они в тот уголок, где жили Аринины игрушки.
Достала Арина маленькую собачку:
- Хочешь в автобусе прокатиться?
- Гав! - сказала собачка.
Открыл маленький автобус маленькие дверцы, собачка запрыгнула внутрь и села на первое сиденье.
Потом в автобус сели две куколки, Маша и Миша, потом весёлый динозаврик, потом... (называйте любимые игрушки своего малыша).
Автобус обрадовался, дал сигнал: «Би-би! Спасибо, девочка Арина», и мотор его заработал (изобразите как). Закрутились его колёса. Весёлый маленький жёлтый автобус поехал катать своих пассажиров.
Что такое уверенность?
…Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это НЕЗНАНИЕ. Когда кто-нибудь сомневается, он просто не знает. Он не уверен. Люди, которые ЗНАЮТ, уверены. Люди, которые не знают, верят в удачу.
Для любого человека (и особенно для маленького ребенка) уверенность - это предсказуемость. Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них.
Предотвращение расстройств важно для здравомыслия ребенка. Слишком большое количество непредсказуемые происшествий будет причиной того, что ребенок будет чувствовать себя неуверенно. См. →
Формирование у ребенка уверенности в себе
Задача родителей - помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, причем так, чтобы они приносили ему удовлетворение. Проблема компенсации подводит нас к очень важной мысли, которую нужно хорошо усвоить. Осознание собственных недостатков может разрушить и парализовать личность, однако может и наоборот, дать ей огромный эмоциональный заряд, который будет способствовать достижению успеха в самых разных сферах. См. →
Воспитание уверенности в себе и самоуважения
Если мы относимся к детям с любовью, то они уверены в том, что мы их любим. Если мы обращаемся с ними плохо, то они убеждены, что заслуживают это. Дети, с которыми обходятся не как с ценными и нужными людьми, считают, что с ними что-то не так. Они верят в то, что «это из-за них», и не предполагают, что что-то может быть неправильным в обращении с ними. То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.
Комментарии (2):
Знающий человек, допустим, хорошо владеет языком иностранным, но не знает, что он умеет красиво переводить. Неуверенный в себе человек знает всё (из конкретной области) кроме того, что он это хорошо знает (ну или умеет применять).