Дальние последствия физических наказаний

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Два диалога на тему битья.

Первый — в поликлинике. Длинная очередь. Мамы нервные, дети тоже начинают заводиться. Одна девочка сидеть спокойно не может. Наичнает снимать теплые штаны и ходить в полуспушенных штанах. Капризничает, дергает маму. Мама на нее ругается. Вступает другая мама (типа хочет помочь):

Другая мама: — А вот я сегодня тебя к себе заберу. Пойдешь ко мне?

Девочка: — А у тебя игрушки есть?

Другая мама: — Игрушек у меня нет, зато есть ремень. Во-о-о-т такой!

Девочка: — Ну и что?

Мама девочки (очень робко): — Она не знает, что такое ремень.

Другая мама (с осуждение): — Вот и плохо!

Второй — в автобусе. Две женщины в возрасте рассказывают друг другу о внуках.

Первая: — У меня внучка — золото. Ангел, не ребенок. Я вообще не знаю, за что ее и ругать-то можно!

Вторая: — Так и не ругай.

Первая: — Да не я ругаю. Мать ее ругает. И ругает, и шлепает. А я ей говорю: тебя-то шлепали что-ль? Вот хоть разочек?

Вторая: — Дети от этого только озлобляются.

Первая: — Да, да. Озлобляются.

Негативные дальние последствия физических наказаний — очень спорный вопрос. С одной стороны, эксперименты в сфере социальной психологии показывают незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, а также крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др. (Смотри Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999). В то же время другие исследователи утверждают, что дети, которые подвергаются физическим наказаниям, имеют большое количество эмоциональных и поведенческих проблем, особенно, связанных с агрессией, депрессией и насилием по отношению к окружающим. (Смотри R.R.Sears, E.C.Maccoby. H.Levin, 1957; W.Becker et al, 1962; S.Coopersmith, 1967; R.Gellers, 1974; J.Bryan, f.Freed, 1982; R.Larzerele, 1986; R.L.Caesar, 1988; L.D.Eron, R.L.Huesman, A.Zelli, 1991; M.A.Straus, 1994; R.H.DuRant et al, 1995)

Впрочем, работы исследователей этой направленности подвергаются критике, и, похоже, вполне обоснованной. Как проводятся такие исследования? Берётся группа людей с девиантным поведением (чаще всего группа заключённых) и проводится опрос: подвергали ли вас в детстве физическим наказаниям. И большинство опрошенных отвечают: да, подвергали. То, что это самое большинство — выходцы из неблагополучных семей, однозначно, но этот факт игнорируется. Потому, что исследователей волнует только вопрос физических наказаний. То, что «прогрессивными» методами воспитания балуется в основном социально и материально благополучное общество — тоже понятно. То есть, исследуемая группа оказывается ещё и выходцами из материально необеспеченных семей (таких в тюрьмах, даже в западных — тоже большинство). Этот факт тоже игнорируется.

Раньше «советские учёные» любили ловить западных коллег на таких вот «грязных» методологиях (из чисто идеологических соображений), теперь — некому.

Контрольной группы чаще всего вообще нет, или она настолько по параметрам не совпадает с экспериментальной, что просто смешно. Например, опрашивается группа осуждённых за насильственные действия в тюрьме, и группа студентов какого-нибудь колледжа. И потом, ВОТ НА ТАКОМ ВОТ МАТЕРИАЛЕ, делаются выводы о влиянии физических наказаний на агрессивность. Это всё равно, что проверять истинность приметы о том, что чёрная кошка приносит несчастье — на мышах.

​Физические наказания — атрибут быта в неблагополучных семьях. Никакого воспитания там по сути нет, отсюда и все проблемы. Другое дело, когда к физическим наказаниям прибегают не от бестолковости, а достаточно продуманно. Ясность тут могут внести исследования когда не мешают все в кучу, а разделяют случаи бестолковых и достаточно продуманных наказаний. Гипотеза: если установить зависимость между вредными последствиями физических наказаний и педагогическим уровнем родителей, то будет сильная корреляция, и при достаточном педагогическом уровне родителей вред от физических наказаний будет на нулю​. Обсуждение на форуме Синтона...

Итого: когда-то по делу детей шлепать — можно, а избиение детей — это совсем о другом.

Разумные физические наказания предупреждают сильно отклоняющееся поведения у детей в подростковом возрасте. Обычно родители, "принципиально" не использующие наказаний, при достижения ребенку лет так 11-15, становятся не способными "управлять" ребенком и начинают применять ТАКИЕ наказания, которые в нормальной семье жившей "с наказаниями" в принципе не возможны, а в указанном возрасте сводятся к замечаниям.

  • Физическое наказание
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Физические наказания (Добсон)
Ребенок должен иметь возможность сказать все своим родителям, вплоть до «Я недоволен тобой» или «Мама, ты поступила со мной несправедливо». Подобные выражения подлинных чувств не должны подавляться при условии, что они выдержаны в приличествующей форме. Однако граница между приемлемым и недопустимым поведением является очень тонкой.
01 окт. 2022 г.
Оценка приемлемости и эффективности физических наказаний
Родителям следует в первую очередь уяснить для самих себя, является ли тот или иной нежелательный акт со стороны ребенка прямым вызовом авторитету, их родительской власти.
01 янв. 2010 г.
По делу шлепать ребенка — можно
Никто из разумных людей сейчас не будет пропагандировать телесные наказания как единственно верный пути воспитания, речь не об этом. Речь идет о страшилке "ужасный и непоправимый вред, наносимый психике ребенка от наказания детей шлепками", но эта страшилка, на которой настаивает Страуc, является мифом. Со Страусом спорит семейный психолог Джон К. Роузмонд, уверенный, что данные об эффекте шлёпанья детей искажены и слишком раздуты. На что опирается Роузмонд в своих рассуждениях?
01 окт. 2022 г.
Нашлепаю. Дам ремня! Выпорю. Можно ли без этого?
Физическое наказание ребенка — задача сделать ему очень больно и много раз больно.
01 янв. 2006 г.
Телесные наказания
Физические наказания — причинение неприятных или болезненных телесных ощущений.