Дальние последствия физических наказаний
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Два диалога на тему битья.
Первый — в поликлинике. Длинная очередь. Мамы нервные, дети тоже начинают заводиться. Одна девочка сидеть спокойно не может. Наичнает снимать теплые штаны и ходить в полуспушенных штанах. Капризничает, дергает маму. Мама на нее ругается. Вступает другая мама (типа хочет помочь):
Другая мама: — А вот я сегодня тебя к себе заберу. Пойдешь ко мне?
Девочка: — А у тебя игрушки есть?
Другая мама: — Игрушек у меня нет, зато есть ремень. Во-о-о-т такой!
Девочка: — Ну и что?
Мама девочки (очень робко): — Она не знает, что такое ремень.
Другая мама (с осуждение): — Вот и плохо!
Второй — в автобусе. Две женщины в возрасте рассказывают друг другу о внуках.
Первая: — У меня внучка — золото. Ангел, не ребенок. Я вообще не знаю, за что ее и ругать-то можно!
Вторая: — Так и не ругай.
Первая: — Да не я ругаю. Мать ее ругает. И ругает, и шлепает. А я ей говорю: тебя-то шлепали что-ль? Вот хоть разочек?
Вторая: — Дети от этого только озлобляются.
Первая: — Да, да. Озлобляются.
Негативные дальние последствия физических наказаний — очень спорный вопрос. С одной стороны, эксперименты в сфере социальной психологии показывают незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, а также крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др. (Смотри Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999). В то же время другие исследователи утверждают, что дети, которые подвергаются физическим наказаниям, имеют большое количество эмоциональных и поведенческих проблем, особенно, связанных с агрессией, депрессией и насилием по отношению к окружающим. (Смотри R.R.Sears, E.C.Maccoby. H.Levin, 1957; W.Becker et al, 1962; S.Coopersmith, 1967; R.Gellers, 1974; J.Bryan, f.Freed, 1982; R.Larzerele, 1986; R.L.Caesar, 1988; L.D.Eron, R.L.Huesman, A.Zelli, 1991; M.A.Straus, 1994; R.H.DuRant et al, 1995)
Впрочем, работы исследователей этой направленности подвергаются критике, и, похоже, вполне обоснованной. Как проводятся такие исследования? Берётся группа людей с девиантным поведением (чаще всего группа заключённых) и проводится опрос: подвергали ли вас в детстве физическим наказаниям. И большинство опрошенных отвечают: да, подвергали. То, что это самое большинство — выходцы из неблагополучных семей, однозначно, но этот факт игнорируется. Потому, что исследователей волнует только вопрос физических наказаний. То, что «прогрессивными» методами воспитания балуется в основном социально и материально благополучное общество — тоже понятно. То есть, исследуемая группа оказывается ещё и выходцами из материально необеспеченных семей (таких в тюрьмах, даже в западных — тоже большинство). Этот факт тоже игнорируется.
Раньше «советские учёные» любили ловить западных коллег на таких вот «грязных» методологиях (из чисто идеологических соображений), теперь — некому.
Контрольной группы чаще всего вообще нет, или она настолько по параметрам не совпадает с экспериментальной, что просто смешно. Например, опрашивается группа осуждённых за насильственные действия в тюрьме, и группа студентов какого-нибудь колледжа. И потом, ВОТ НА ТАКОМ ВОТ МАТЕРИАЛЕ, делаются выводы о влиянии физических наказаний на агрессивность. Это всё равно, что проверять истинность приметы о том, что чёрная кошка приносит несчастье — на мышах.
Физические наказания — атрибут быта в неблагополучных семьях. Никакого воспитания там по сути нет, отсюда и все проблемы. Другое дело, когда к физическим наказаниям прибегают не от бестолковости, а достаточно продуманно. Ясность тут могут внести исследования когда не мешают все в кучу, а разделяют случаи бестолковых и достаточно продуманных наказаний. Гипотеза: если установить зависимость между вредными последствиями физических наказаний и педагогическим уровнем родителей, то будет сильная корреляция, и при достаточном педагогическом уровне родителей вред от физических наказаний будет на нулю. Обсуждение на форуме Синтона...
Итого: когда-то по делу детей шлепать — можно, а избиение детей — это совсем о другом.
Разумные физические наказания предупреждают сильно отклоняющееся поведения у детей в подростковом возрасте. Обычно родители, "принципиально" не использующие наказаний, при достижения ребенку лет так 11-15, становятся не способными "управлять" ребенком и начинают применять ТАКИЕ наказания, которые в нормальной семье жившей "с наказаниями" в принципе не возможны, а в указанном возрасте сводятся к замечаниям.