Самые популярные мифы современной психологии
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Люди думают не как правильно, а как привычно и легко, как думают все. Когда это происходит в поле психологии, рождаются психологические мифы: упрощенные и ошибочные представления, противоречащие современным научным данным. Сколько вы знаете подобных мифов?
Сегодня уже все знают, что сдерживать свои эмоции — вредно для здоровья. Сдерживать свои эмоции — то же самое, что пытаться удерживать пар в перегретом котле: рано или поздно котел взорвется. Те, кто сдерживают свои эмоции, повышают риск возкникновения у себя язвы желудка, инфаркта и инсульта. Кроме того, сдерживая свои эмоции, человек накапливает у себя стресс, что нередко приводит к неврозу.
Да? Скорее всего, вы это знаете уже давно. Не правда ли?
На самом деле — это не так. Перед вами — образчик популярного мифа, популяризируемого и психологами, и простыми людьми, любящими прислушиваться к умным психологам. А на самом деле — это неправда, и очень опасная неправда. Те, кто сдерживает свои эмоции, в невротиков не превращаются, а те, кто с детства себя сдерживать не привык, часто становятся психопатами. Что же касается собственно здоровья, то, согласно проведенным исследованиям, сдержанные люди живут дольше, чем не привыкшие сдерживать свои эмоции, и меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. А метафора о перегретом котле в данном случае неуместна: эмоции в большей степени напоминают костер в лесу — если его вовремя не затушить, он превращается в лесной пожар.
В современной популярной психологии таких мифов — множество. Иногда мне кажется, что в популярной психологической литературе мифов больше, чем серьезных научных данных. Если опускаться на уровень бытовой психологии, то ее основной массив — мифы, мифы, мифы...
Хотите в этом убедиться? Хотите проверить себя, насколько вы успели пропитать себя расхожими и ошибочными представлениями в области психологии? Я собрал в этой статье наиболее ходовые мифы: то, что люди говорят не думая и во что большинство людей верит. Примерьте это к себе, но будьте аккуратны: скорее всего, многие пункты вам покажутся вовсе не мифами, а истинной правдой.
А это еще смешнее: если люди во что-то верят, во многих случаях это становится правдой. Они в это верят, они так начинают себя вести, это видят окружающие и убеждаются в их правоте, и скоро чья-то случайная придумка становится социальным фактом. По крайней мере, на какое-то время.
1. О чувствах
- Настоящий двигатель жизни человека — его чувства и желания.
- Эмоциональная реакция — естественная и врожденная реакция, выражающая наше личное отношение к происходящему. См.→
- Плохих эмоций не бывает. См.→
- Чувства не врут. См.→
- Подавлять эмоции вредно для здоровья. См.→
- Если возникшие негативные эмоции не выражать, они накапливаются и травмируют психику. См.→
- Запрещать страхи — это загонять их внутрь себя. См.→
- Эмоции живут контрастом: если убрать негативные эмоции, человек перестанет чувствовать и радость тоже. См.→
2. О чувстве любви
- Создавать семью нужно в первую очередь по любви. См.→
- Если есть сильная любовь, то и отношения обязательно сложатся! См.→
- Любовь можно обещать, но о любви нельзя договариваться. См.→
- Любовь не может длиться вечно. См.→
- Чувствам не прикажешь.
3. Чувства и разум
- Прислушиваться к своим чувствам важнее, чем слушать свою голову. См.→
- Самое верное решение — интуитивное. См.→
- Когда сомневаешься, прислушайся к своему сердцу! См.→
- Всё время думать — вредно. См.→
- Тот, кто слишком много думает, не бывает счастливым. См.→
4. О психологии человека
- Ребенок уже с рождения — личность. См.→
- Интровертами рождаются. См.→
- Попытка изменить свой характер и психотип только умножает количество внутренних проблем. См.→ См.→
- К психологам идут только те, у кого есть проблемы. См.→
5. О любви к детям
- Любовь к ребенку должна быть безусловной. См.→
- Подавлять эмоции — вредно, поэтому разрешайте детям любые негативные эмоции. См.→
- Физические наказания детей недопустимы, поскольку ломают их психику. См.→
- Пережитое в детстве сексуальное насилие является тяжелой психотравмой на всю будущую жизнь. См.→
- Каждый ребенок нуждается по крайней мере в детстве в безусловной любви. См.→
- Дети, недолюбленные в детстве, во взрослой жизни не могут строить отношения. См.→
- Детей нельзя лишать детства. Ребенок, которого родители лишили детства, лишили его свободы, радости и будущего счастья. См.→
6. Как воспитывать можно, а как нельзя
- Жесткая дисциплина убивает творческое начало детей.
- Послушный ребенок — повод для тревоги. См.→
- Полностью послушные дети никогда не станут лидерами. См.→
- Давление — путь к конфликтам и потере контакта. Если ребенок теряет с вами контакт, нужно снизить на него давление. См.→
7. Нужно ли воспитывать детей?
- Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни. См.→
- Установка «соответствовать родительским образцам» — ошибочный путь воспитания ребенка. См.→
- «Хорошие дети» — проблемные дети. Дети должны быть естественными, а не такими, какими их хотели бы видеть взрослые! См.→
- С ребенком нужно дружить, а не воспитывать. См.→
- Лучший способ воспитания — это воспитывать себя и воспитывать ребенка только своим примером. См.→
- Навязывание чего-либо детям приводит к обратному результату, к внутреннему отторжению этого. См.→
8. О счастье
- Все люди стремятся к счастью. См.→
- Счастливы мы или нет, определяется в первую очередь теми событиями, которые с нами происходят. См.→
- Люди счастливы тогда, когда получают то, что хотят. См.→
- Что бы люди ни делали, в конечном итоге каждый заботится лично о себе. См.→
9. Об успешности
- Только освободившись от влияния социума, можно найти свой путь в жизни. См.→
- Те, кто идут по пути социальной успешности, вынуждены отказываются от своего Я и лишают себя счастья. См.→
- Тот, кто нашел в жизни свое призвание, всегда имеет энергию делать свое дело! См.→
Я думаю, будет очень весело, если вы в комментариях будете писать, чему вы здесь удивились или тем более чем вы возмутились: почему это автор очевидные и всем известные вещи отнес к психологическим мифам? Если же кто-то захочет «защитить» какой-то названный здесь миф и сошлется на научные данные, буду тем более признателен. Короче, веселимся, думаем и разбираемся!
Комментарии (14):
Классная отмазка для слабых.
Николай Иванович, быть может наивный вопрос, но... насколько можно доверять данному перечню мифов? Просто даже Полинг и Эйнштейн кое-где глубоко ошибались. В частности не доведём ли мы ребёнка до клиники дисциплиной и воспитанием послушности?
Дисциплина и воспитание послушности - инструмент, а не панацея. Армия с ее дисциплиной может воспитать из мальчика мужчину, а может из мужчины сделать инвалида: весь вопрос, в руках какого сержанта будет эта дисциплина. Поэтому первое требование к родителям: воспитай себя сам, а потом и с детей дисциплину требуй.
На протяжении вот уже четверти века восторгаюсь Н.И. Вот и сейчас - с десяток, а то и больше важных для моей деятельности мифов вызывали во мне недоверие. Какое облегчение найти подтверждение своим сомнениям у мэтра! На большинстве этих мифов строится господствующий ныне в детском альтернативном образовании демократический и самонаправленный подходы. Интересно мнение Н.И. об этих образовательных направлениях.