Мифы об эмоциях
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Мифы об эмоциях — это распространенные, кажущиеся логичными, привычные верования об эмоциях, которые, если разобраться, оказываются несостоятельными.
Часто вокруг эмоций складываются не сильно обоснованные предположения, которые, в силу удобства или кажущейся логичности, затем становятся общепринятыми положениями. Эти предположения мы и называем мифами. На данный момент найдено три таких мифа:
- про хорошие (позитивные) и плохие (негативные) эмоций,
- про врожденность эмоции и
- про зависимость эмоций от эмоционального состояния
Миф 1. Хорошие и плохие эмоции.
Согласно этому воззрению, есть эмоции хорошие — позитивные, и есть плохие — негативные. Обычно к позитивным эмоциям относят радость, удовольствие, восторг, интерес и т.д.,и эти эмоции — хорошие и разрешены, а к негативным — злость, гнев, ярость и прочие. Эти негативные эмоции плохие и их нужно скрывать или уничтожать. Вроде бы все ясно? Не всё. Вопрос остается один: по какому признаку отличить негативную эмоцию от позитивной? И есть ли он, такой признак?
Сколько мы не искали — такого признака не нашли: единой и неизменимой границы, где начинаются позитивные эмоции и оканчиваются негативные, не существует. Сама по себе эмоция — не плоха и не хороша. Будет она «плохой» (негативной) или «хорошей» (позитивной) — зависит от ситуации.
Эмоции — это инструмент, такой же, как, например ножик. Ножик в руке повара или хозяйки на кухне — удобная и полезная вещь, а в руках бандита или террориста — ножик опасен.
В таком случае, разумнее делить эмоции на уместные и неуместные а не на позитивные-негативные.
Если эмоция работает на ваши цели и не задевает окружающих -э то «хорошая», уместная эмоция.
Если эмоция ситуацию не решает, а усугубляет, от целей отдаляет и вредит окружающим — это эмоция «плохая», неуместная.
Миф 2. Врожденные эмоции.
Да, врожденные эмоции есть: страх, удовольствие.. — смотри статью. Но список их сильно ограничен, а все остальные эмоции учатся в процессе жизни. То, что эмоции — это всегда врожденная и естественная реакция -это несправедливое утверждение. Унаследовать весь набор эмоций взрослого человека ребенок не в состоянии. По всей видимости наследуется склонность к проявлению эмоций, а будет эмоций выучена или нет зависит от, если, например, у ребенка есть генетическая склонность к проявлению обиды, то при прочих равных обстоятельствах, ребенок скорее выучит эмоцию обиды, а не какую-то другую эмоцию.
Миф 3. Эмоции и внешние обстоятельства.
Есть версия, что эмоции рождаются под воздействием внешней среды. Это правда. А вот то, что внешняя среда всегда определяет эмоцию — это миф.
Тому есть физиологическое обоснование: с окружающей средой первыми встречаются рецепторы — чувствительные клетки, которые воспринимают звуки, изображение, температуту и так далее. Могут ли рецепторы испытывать настроения? Нет, не могут: задача рецептора просто передать то, что он воспринял в мозг человека. То есть объективная реальность доходит до мозга без оценки и тем более без какой-либо эмоции. Эмоция появляется, когда информация проходит через кору головного мозга. О чем это говорит? Кора головного мозга — это наш мыслящий центр. Если путь какой-либо реакции или действия проходит через кору головного мозга — мы можем этой реакцией управлять. Хотя и не всегда пользуемся этим. Дыхание, например, мы можем контролировать, но в норме мы о нем не думаем.
Эмоции мы можем легко переключать, но чаще об этом, как и о дыхании, не думаем. Есть привычная для нас реакция, которую мы через какое-то время начинаем считать естественной и неотделимой от внешней среды.
В жизни легко проследить путь эмоции даже не вдаваясь в физиологию. Смотри статью — Теория социального психоаналза эмоций