Самоанализ
Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio — обращение назад, отражение) — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями — понятие «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
Самоанализ является неотъемлемой частью любой психотерапии. Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные изменения в психике гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Клиент, как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии самоанализ клиента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.
Самоанализ в различных видах психотерапии
Удельный вес самоанализа в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной психотерапии самоанализ играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при знакомстве с клиентом, при подготовке клиента к применяемым методикам, в беседах между сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более важное место самоанализ занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные изменения личности психотерапии, где активность клиента приобретает особое значение. В зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует самоанализ клиента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения.
В методах поведенческой психотерапии, основное внимание которой сосредоточивается на обучении клиента новым, более адекватным нормам поведения, предметом самоанализа клиента являются его связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.
В рациональной психотерапии, сущностью которой является логическое переубеждение клиента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения — это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.
В психоанализе, способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания, представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание клиента не на реальность, не на актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения. Вытесненные из сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях клиента, в сновидениях, описках, оговорках, они становятся предметом работы психоаналитика. Подразумевается, что клиент по-новому оценит события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к выздоровлению.
Целью клиент-центрированной психотерапии, недирективной по своему характеру, является увеличение конгруэнтности клиента, открытости опыту, повышение уровня реалистичности и объективности восприятия себя и окружающих. Психотерапевт лишь создает доброжелательную обстановку, клиента же сам формулирует свои проблемы и ищет выход из неблагоприятных ситуаций. Самоанализ здесь направлен на чувства, выражение которых в процессе психотерапии становится все более свободным, на распознавание и дифференцирование своих чувств и восприятий, включающих собственное «Я», окружающих лиц и взаимоотношения между ними.
В патогенетической психотерапии Мясищева и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, целью которых является осознание клиентом противоречивых потребностей и мотивов, нарушенных отношений, приведших к невротическому срыву, и в итоге — регуляция потребностей, формирование сознательного отношения и разрешение психотравмирующей ситуации, задача психотерапевта состоит в том, чтобы направить самоанализ клиента не только на его субъективные переживания и оценки, но также и на внешние условия его социальной среды, ее особенности, взаимоотношения с окружающими его людьми.
Первостепенную роль самоанализ также играет в разговорной психотерапии, направленной на понимание и самостоятельное изменение клиентом тех сторон своей личности, которые препятствуют самоактуализации. Характерное понятие в системе разговорной психотерапии — самоэксплорация (Helm J., 1978), т. е. мера, в какой клиент включает в беседу свое собственное поведение и свои личностные эмоциональные переживания, анализирует их и делает на этой основе выводы для себя. Основная задача психотерапевта здесь заключается в вербализации, отражении переживаний и чувств клиента, которая не должна выходить за рамки их осознания, что способствует активной роли клиента в психотерапевтическом процессе.
В гештальт-терапии, целью которой является увеличение личностного потенциала, мобилизация собственных ресурсов клиента, на первый план выступает переживание контакта с самим собой, повышение степени осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также осмысление их значения и функции в настоящем. Задача психотерапевта состоит в создании ситуаций для проведения клиентом поиска и эксперимента, в котором он сам проверяет, что может быть для него ценным и подходящим, а что вредит. Анализ переживаний основан на принципе «здесь и теперь» — клиента просят анализировать, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту, делая акцент на осмыслении того, «что и как» происходит.
В трансактном анализе, направленном на помощь клиенту в удовлетворении потребности в оптимальном контакте, психотерапевт знакомит клиента с основными понятиями трансактного анализа (3 состояния «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый), объясняет механизмы поведения и его расстройств. В процессе психотерапии клиент обучается самостоятельно анализировать ситуации с позиций Взрослого, т. е. проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с которыми сталкивается в жизни.
В групповой психотерапии самоанализ имеет сложный характер. Содержанием его становятся не только собственные переживания и поступки каждого участника группы, но также и его взаимоотношения с другими членами коллектива и главным образом то, каким, как ему кажется, его видят эти другие. Таким образом, самоанализ в групповом процессе — своеобразное двойное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективный внутренний мир партнера по общению, который, в свою очередь, отражает внутренний мир самого рефлексирующего.
По ходу самоанализа клиент сталкивается со значительными трудностями, но они имеют и свое позитивное значение. Прибегнуть к самоанализу, как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии — это путь далеко не легкий. От индивида он требует большой решимости и самодисциплины. В этом отношении самоанализ не отличается от других житейских ситуаций, которые способствуют личностному росту.
В психотерапевтическом процессе, в котором участвуют, как минимум, двое — клиент и психотерапевт, самоанализ происходит у каждого из его участников. Психотерапевт, вырабатывая ту или иную психотерапевтическую стратегию и тактику, опирается на анализ собственных чувств, суждений относительно своего клиента. В некоторых психотерапевтических направлениях самоанализа психотерапевта играет существенную роль. Так, например, в психотерапии психоаналитического направления анализ контрпереноса является важнейшим элементом работы психотерапевта.
Комментарии (1):
Обращали ли Вы внимание, что обсуждают больные? больные обсуждают методы лечения, обследования, медикаменты, отношение к себе медперсонала, но никто не обсуждает, как он пришел к своей болезни - самоанализ отсутствует. К сожалению, это относится и к здоровым.