Трансактный анализ

01 октября 2022 г., 21:50

Автор: Н.И. Козлов

Фильм "Передача: Наука о душе"

​​​​​​​​Классический психоанализ сложен, юнгианский психоанализ запутан, а люди всегда тянутся к чему-то простому и понятному. Как формулировал сам автор данного подхода, Эрик Берн, трансактный анализ – это упрощенный, дешевый вариант психоанализа, «психоанализ для домохозяек». Последователи трансактного анализа называют его коротко: ТА ("тэа").

То, что Фрейд описывал как Ид («Оно»), Эрик Берн в ТА называет состоянием ребенка, или внутренним Ребенком: то состояние, в котором человек действует в соответствии со своими желаниями и простыми потребностями, идя навстречу тому, что хочется, живя спонтанно и во многом импульсивно. Если мы помним, какими мы были детьми до собственно социального воспитания, мы помним свое состояние Ребенка. Напротив того, внутренний Родитель каждого из нас – отзвук наших родителей и других взрослых людей, которые воспитывали нас и доносили до нас правила жизни в обществе. Конечно, они во многом ограничивали нашего ребенка, и это аналог фрейдовского Супер-Эго. Третье основное состояние в ТА – это внутренний Взрослый, наше разумное начало, аналог Эго из схемы З. Фрейда.

Внутренний Родитель - отражение разнообразия родительских стилей и ролей, знакомых человеку в его опыте. Детям естественно копировать своих родителей, и то, что чаще человек видел в своем детстве и жизни, как поведение и стиль Родителя, то позже легко воспроизводит и сам - в самых разных ситуациях, не обязательно в ситуации общения с детьми. Человек в родительской позиции учит и требует, опекает и наставляет, заботится или критикует, ставит высокие цели и настаивает на следовании должному, создавая и поддерживая традиции. В умном и заботливом варианте, как роли Учителя жизни, Наставника или Поддерживающего Опекуна, это нужно и уместно. С другой стороны, родительские роли занудного Ментора, недовольного Критика или вечно тревожной Курицы-наседки чаще создают конфликты и проблемы.

Позитивная и негативная сторона есть и в других позициях, эго-состояниях личности. Внутренний Ребенок – когда-то радость для всех, когда-то ужас и проблемы. Спонтанность и живое любопытство, доверие людям и миру, увлеченность и готовность к творчеству, легкость и позитивный настрой, готовность искренне поблагодарить за помощь – это ребенок со своей позитивной стороны. Со своей негативной стороны эго-состояние Ребенок уже не так обаятельно: это эгоцентризм и капризы, упрямство и агрессивность, безразличие к чувствам и интересам окружающих. Проще говоря, это роль Хулигана. Другие проблемные лики Ребенка – протестующий Бунтарь, несчастная беспомощная Жертва и упрямо тупой Дурик.

«Я хочу» или «я не хочу», «боюсь», «ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело» - типовые обороты, по которым можно узнать Внутреннего ребенка. Сюда же – невербалика: дрожащие губы, слезы, «надутый вид»; опущенные плечи либо выражение безмерного восторга.

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого. Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом. Он не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющеся информации решение. Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении. Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка. Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: "Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости" (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) "Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо".
Авторы этих строк: Ян Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, СПб, 1996.

Кроме собственно психотерапии, ТА во многом выполняют просветительскую функцию, рассказывая о правилах грамотного общения и возможностях избегания конфликтов в общении и взаимоотношениях, способах ухода от манипуляций и умения видеть манипулятивные игры как в поведении окружающих, так и в собственном поведении.

Эрик Берн ввел в культурный обиход представление об играх во взаимоотношениях: игры «Да, Но», «Замотанная домохозяйка», «Я просто хочу вам помочь» и множество других вошли в классику практической психологии. Рассматривая возникновение проблем у взрослых людей, ТА вполне в русле психоанализа указывает на важнейшую роль детства и детских сценариев: сценариев, которые ребенок наблюдал в своем детстве и тем более в которых участвовал сам. Не менее популярны стали представления о позициях «я о'кей», «я не-о'кей», «ты о'кей» и «ты не-о'кей». Эти позиции определяют выбор игр, игры вплетаются в жизненные сценарии, сценарии определяют жизненные выборы человека. Результат – та или иная судьба, получение человеком удачных или проблемных переживаний.

Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает 2 позиции: «Я ничего не стою» (я не о'кей) и «Мужчины — это животные, которые будут обижать меня» (мужчины не о'кей). Исходя из этого, она выбирает людей, играющих такие роли, которые соответствуют ее жизненному сценарию. Так, она выходит замуж за «животное», к тому же алкоголика. В дополнение к этому на людях она играет в игру «Насильник»: привлекая мужчину беседой, пытается его соблазнить; если же он поддается на это, она с возмущением отвергает его, еще раз убеждаясь, что «мужчины — это животные, которые хотят обидеть» ее.

При подробном рассмотрении, чувства и переживания являются не столько результатом тех или иных событий, сколько целью, к которой стремится человек, выстраивая те или иные события и в результате коллекционируя свои «любимые чувства». В соответствии с ТА, большинство решений, идущих из детства, имеют целью получение родительских «поглаживаний» (внимания со стороны родителей). Что касается жизненных сценариев, то, по Э.Берну, они также закладываются в раннем детстве и возможность их пересмотра самостоятельно, без помощи терапевта в ТА оценивается скептически и практически не рассматривается.

Трансактный анализ – достаточно рационалистичный подход. Психотерапевт (обычно вместе с клиентом) устанавливает признаки, когда клиент находится в том или ином эго-состоянии, помогает клиенту входить в нужное для него эго-состояние и, помогая устраивать переговорный процесс между конфликтующими частями личности, в итоге решать вопросы по-взрослому. ТА проходит как в индивидуальной, так и групповой форме, где лекционные моменты чередуются как с разборами индивидуальных случаев, так и с анализом ситуаций взаимоотношения клиентов в группе между собой и с психотерапевтом.

Обычная практика в современном ТА – заключение контракта с клиентом, где обговаривается условия, цель и путь психотерапевтического процесса, в том числе требования к клиенту, которые он обязуется выполнять. Как правило, главной целью ТА считается достижение автономии личности: способность человека определять свою собственную судьбу, принимать ответственность за свои поступки и чувства.

Сильные стороны ТА – понятность его языка, богатство конкретно разработанного материала, очевидная разумность психологических рекомендаций и прозрачность используемых терапевтических стратегий. В то же время, поскольку в ТА принято видеть за проблемным поведением в первую очередь внутренние выгоды клиента, ТА ориентирован в первую очередь на интеллектуальный инсайт клиента и редко ставит задачи обучение клиента новому, более продуктивному способу поведения. ТА хорошо работает с как-либо разумными людьми при решении проблем в межличностных отношениях и лечении неврозов, хуже – с людьми низкого культурного уровня и психотиками.

  • Трансактный анализ
  • Автор Эрик Берн
  • +

Комментарии (9):

Гость, 27 июня 2014 г., 00:55
Просто и понятно.
Гость, 16 сентября 2014 г., 10:39
А возможно ли выйти из своего сценария не стихийно и не с помощью психоаналитика, а с помощью пособия? Например, прочитав книги по трансактному анализу? То есть возможно ли быть самому себе психологом?
1 ответ
Гость, 28 декабря 2018 г., 13:19

Добрый день! Про ваш вопрос - можно ли самостоятельно выйти из жизненного сценария при помощи пособия. Сейчас я самостоятельно занимаюсь по книге Дугласа Мосса "Игры,">https://www.psychologos.ru/articles/view/igryzpt-v-kotorye-my-vse-igraem.-trening-po-sisteme-erika-berna-d.-moss">Игры, в которые мы все играем" и результаты действительно есть. Всё чаще мой Взрослый берёт управление реакциями Родителя и Ребёнка в свои руки и это потрясающее ощущение! Ощущение свободы выбора в своих реакциях и поступках, чувства лёгкости в общении с окружающими, уверенности в себе, веры в себя! Я очень рекомендую данную книгу-тренинг и искренне надеюсь, что она поможет вам стать счастливее:)

Н.И. Козлов, 16 сентября 2014 г., 11:02
Ответ Эрика Берна: "Можно, также как можно самому себе лечить зубы: это больно и неудобно. Лучше пойти к специалисту". Ответ мой: "Умные люди обходятся и без психоаналитика, и без пособия по трансактному анализу. Они прописывают себе цели жизни, уточняют себе задачи на квартал, месяц, неделю и на день, а дальше разумным образом реализуют свои планы. И какие сценарии, если я свою жизнь продумал и сделал?" Какой ответ вам ближе, выберите сами.
2 ответа
Михаил, 30 июня 2015 г., 23:44
Исходя из статьи, умные люди = сбалансированный треугольник Родитель - Взрослый - Ребенок. Если баланс присутствует, то и перекоса, ошибки в целях и планах не будет, не так ли?
1 ответ
Гость, 23 июня 2018 г., 15:53

Исходя из Вашей интерпретации, умные люди не имеют проблем психологического толка? Это не так, человек может быть очень умным и даже талантливым, но при этом крайне одиноким или психопатом или маньяком или еще чем угодно. Дело здесь не в уме, а в психологическом здоровье. Не зря ведь сейчас говорят о психическом и о физическом здоровье, этот чуть чуть разные понятия.

Гость, 01 сентября 2017 г., 17:16

Не думаю, что все зависит только от ума. Что есть вообще ум? Все зависит от хорошей или нет наследственности, воспитания и тд. Ибо в детстве мы можем принимать импульсивные решения, не зная многого о мире и самих себе. Это разве глупость? Затем появляются конфликты, но мы пытаемся быть умными, лучшими, разобраться во всем до мелочей. А наш Обиженный Ребенок страдает и возвращает все на круги своя, чувствуя себя недостаточно хорошим и умным, если родители ничего не подкрепляют. Потом вредные решения детства могут и не осознаваться. Поэтому "умный" человек, но с трудным детством и осложненной генетикой может лишь потом понять, что что-то не так, и искать возможность хоть как-нибудь выйти из своего сценария. И я не буду считать его глупым, если он это делает. Скорее глуп тот, кто ничего не делает и говорит, что все так и должно быть.

Н.И. Козлов, 01 июля 2015 г., 11:57
Михаил, вопрос не простой... Боюсь, что дело не только в балансе, но еще и в иерархии. Внутренний Ребенок, видимо, должен подчиняться Внутреннему Родителю, а вот оптимальные отношения "Родитель - Взрослый" не ясны. Мне близок подход, по которому наверху Родитель, Взрослый его консультирует, и вместе они заботятся о Ребенке, который их должен слушаться.
Гость, 24 апреля 2017 г., 13:53
Общение двух людей - это контакт их определенных я-состояний, и если понаблюдаете за поведением окружающих - со временем научитесь их распознавать. Тема очень увлекательная, спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "Эрик Берн"
01 окт. 2022 г.
Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн 1910-1970) — американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «трансактный анализ». В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и других предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (например, отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний).
1Подробнее →
Картинка к "Манипулятивные игры"
01 окт. 2022 г.
Манипулятивные игры - такое взаимодействие между людьми, в котором активно используются манипуляции. Манипуляции могут использоваться осознанно и целенаправленно, а могут неосознанно - по наитию.
Картинка к "Межличностные игры"
Картинка к "Рэкетные чувства"
01 окт. 2022 г.
Рэкетное чувство — замещающее чувство, оно замещает настоящее, аутентичное чувство, эмоцию или потребность.