Позиция и эго-состояние
Автор: Н.И. Козлов
Социальные психологи, педагоги и тренеры применительно к личности чаще говорят о позициях (позиция Родителя, Взрослого, Ребенка, позиция Жертвы), психотерапевты (процесс-ориентированные психотерапевты) чаще в аналогичных ситуациях говорят об эго-состояниях (внутренний Родитель, эго-состояние Взрослый… и так далее).
Отчего такое различие в словоупотреблении в отношении похожих феноменов?
Похоже, что позиция больше относится к уму, к интеллекту. Состояние - к телесной или эмоциональной составляющей. Работая с телеской, можно менять состояния, работая с головой - менять позиции.
Состояния могут быть сиюминутными и меняться вместе с состоянием тела и эмоций. Однако, если человек влетел в состояние Ребенка, это состояние в нем сформировано, задано уже давно, и в этом смысле стабильно. Позиция - сидит на убеждениях и от настроения зависит меньше. Если убеждения стабильны - позиции более долговременны, чем настроения, но положение, которое человек занимает при взаимодействии с другим человеком или с группой, и это тоже временное состояние..
"На мой взгляд внутренний Ребенок - это ребенок находящийся внутри - творчество, спонтанность, доверие к миру или внутренний стретегический ребенок защищающийся, обидчивый и т.д. Если говорится о позиции Ребенка, то это положение и, которое человек занимает при взаимодействии с другим человеком или с группой, это как бы временное состояние" - из разговора с коллегой.
Похоже, что о состоянии говорят тогда, когда оно просто есть, просто случается. А позиция - это то, что мы можем выбирать, и соответственно за что несем ответственность. Позиция - возможность осознанного выбора. И если есть возможность осознанного выбора, можно говорить о позиции.
Хотя, возможно, то что когда-то было осознанным выбором, со временем становится привычкой и шаблоном. И переходит в неосознаваемое, и уже труднее меняется.
Кажется, то или иное словоупотребление (позиция или эго-состояние) связано с разностью психотерапевтического и социально-психологического (иногда педагогического) подхода (типа Синтона). Психотерапевты чаще говорят о состояниях (психоаналитики - эго-состояниях), социальные психологи, педагоги и тренеры - чаще говорят о позициях.
Бывает, что сильная позиция строит состояние, также как и состояние, углубляясь, оформляется в позицию.
Внутренний Взрослый и позиция Взрослого
Например, разговор о внутреннем Взрослом (или позиции Взрослого?) Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само - говорится о находящемся в нас внутреннем Взрослом. Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции - говорится о позиции Взрослого. Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию...
Похоже, разговоры о внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, работающими с клиентами без привычки к активной и ответственной позиции. Ставят вопрос о позиции чаще психологи и педагоги, приучающие людей к активной и ответственной позиции.
ПОЗИЦИЯ ВЗРОСЛОГО - ЭТО СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР, ОСОЗНАННЫЙ. И ответственность за то, что при этом происходит, человек берет на себя. Это вопрос ОТВЕТСТВЕНОСТИ прежде всего, а вот внутренний взрослый - это действительно ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ. А в другой раз может НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ, как фишка ляжет, не осознает же.
Аналогично, когда говорят о состоянии Жертвы, далее предлагают работать с этим состоянием, изучать корни этого состояния, принять в себе это состояние, далее проходить процессы и процедуры, чтобы избавиться от этого состояния… Это - психотерапия. А когда говорят о позиции Жертвы, далее предлагают ее просто заменить на позицию авторскую и деятельную. Без всякой психотерапии.