Трансакции
Транза́кция или транса́кция (англ. transaction, от лат. transactio — соглашение, договор) — минимальная логически осмысленная операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью.
Трансакции по Э. Берну
Трансакции - межличностные взаимодействия из позиций (внутриличностных ролей) Родитель - Взрослый - Ребенок.
По Берну, базисом трансактного анализа, в дополнение к эго-состояниям, является изучение трансакций - что, собственно, и отражено в названии трансактный анализ. Берн подразделял трансакции на дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
Дополнительные трансакции параллельны друг другу, как показано на рис.12, и осуществляются от любого эго-состояния одного человека к другому и обратно, например в симбиозе мужа и жены (см. рис.13). Она - матерински заботливая, он - покорный и ребячливый. Обоим это нравится, и они остаются в таких отношениях практически все время.
Когда же он внезапно переключается и начинает действовать из своего Родителя, возникает пересекающаяся трансакция (см. рис.14), а с ней - потеря коммуникации, и проблемы длятся, пока они вновь не возобновят дополнительные трансакции.
Скрытые трансакции - это шифровка, секрет, по крайней мере для эго-состояния Взрослый. В старом примере Берна ковбой спрашивает девушку, не хочет ли она осмотреть сеновал. Его секретная, скрытая трансакция: "Пойдем покувыркаемся в сене". Она отвечает: "Давай. Всегда обожала сеновалы" ... и, если она соглашается на скрытую трансакцию, ее секретный ответ: "Здорово!" Затем они вместе наслаждаются сексом - единственная цель использования скрытой трансакции - скрыть от своих Взрослых, чем они в действительности собрались заниматься. Если она не поняла его скрытого сообщения, то она будет удивлена, а может и рассержена его попыткой залезть под юбку. Он растерян и разочарован ее откликом и одновременно удивлен. Теперь они вовлечены в игру. На рис.15, чтобы избежать имплицитного сексизма в типичном описании игры "насилие", мы вложили предложение в уста девушки.
В дополнение к дополнительным, пересекающимся и скрытым трансакциям существуют также прямые, непрямые и смазанные трансакции.
- Прямые - это Я-Ты трансакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику.
- Непрямые - Я-Он/Она, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице.
- Смазанные - это Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей.
Как правило, проводя психотерапию, мы используем только прямые трансакции, и просим пациентов придерживаться именно этого типа трансакций. Многие пары начинают работу с непрямых трансакций, играя в игру "суд": "Он никогда ничего не делает по дому", "Она ни за что не приготовит то, что я захочу". В этой игре нам отводятся роли судьи и присяжных и ожидается, что мы втянемся в игру. Когда мы просим пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее лечению. Пока они говорят друг о друге, интимность, близость для них практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель - перестать ссориться и стать ближе друг другу. Когда же они разговаривают друг с другом, то узнают, что многое из сказанного на самом деле относится к незаконченным делам с их родителями, и тогда мы просим их адресовать свои замечания "напрямую" родителям.
Мы просим пациентов представить, что мать и отец сидят перед ними, и повторить родителям то, что они говорили нам. Так мы устанавливаем прямую трансакцию, "здесь и сейчас", между Я и Ты. Пациент мгновенно перемещается в эго-состояние Ребенок и из него, а не из Взрослого, разбирается с ситуацией. Говоря с родителем и перемещаясь на другой стул, чтобы говорить от лица родителя, он воскрешает поток воспоминаний и о событии, и о чувствах, связанных с ним, и ощущает себя на сцене этого события "здесь и сейчас". С позиции своего Ребенка, оживляя сцену и закрывая старые незавершенные дела, пациент получает возможность произвести эмоциональные изменения в своих ранних решениях (принять новое решение).
Мы крайне редко используем смазанные трансакции (Я-Вы все) в терапии, но часто - при сообщении организационной информации: "Все знают, что сегодня вечером семинар?" или "Приступим к еде!" На наш взгляд, многие терапевты используют смазанные трансакции очень неаккуратно. Например, обычным является вопрос терапевта к группе после того, как пациент что-то сказал: "Что группа чувствует по этому поводу?" или даже хуже: "Что его слова заставляют группу чувствовать?" Проблема с первым вопросом состоит в том, что "группа" ничего не чувствует, ибо является социальным единством, а не эмоциональным. Один из участников может злится, другой расстраиваться, третьему станет больно, четвертый запутается, пятый заскучает. Со вторым вопросом связана дополнительная проблема - ни один человек не может ничего заставить чувствовать другого; каждый из нас несет ответственность за свои чувства.