Выразительные движения
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Выразительные движения (англ. expressive movements) — то, что выдает, передает, отражает и формирует состояние человека. Обычно это выражение лица (мимика), выразительные движения тела (пантомимика), жесты и выразительные интонации. Выразительные движения — своеобразный и богатый язык для передачи оттенков эмоций, чувств, оценок, желаний и отношений.
Именно своими эмоциями маленький ребенок сообщает родителям, что он хочет и что родителям теперь надо. Большинство женщин совершенно целенаправленно пускают в ход свои эмоции, когда им нужно запрячь мужчин на реализацию их замечательных замыслов. Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом... Наблюдая эмоциональные движения, вы можете разгадать даже то, что другой человек хочет от вас скрыть. Смотри Эмоции: коммуникативная функция
Едва ли у выразительных движений есть единый источник. Выразительные движения могут быть и частью эмоциональной реакции, и намеренным спектаклем в эмоциональной акции, и результатом хорошей или дурной привычки.
Выразительные движения самым тесным образом связаны с эмоциями и общим состоянием человека. Выразительные движения не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска.
Тот, кто владеет своими выразительными движениями, может с их помощью запускать нужные эмоции. Тот же, у кого выразительные движения яркие, но непроизвольные, запускает в себе эмоции против своей воли. Если же вы освоите расслабление и научитесь проживать эмоционально трудные ситуации без выразительных движений, у вас в душе основным тоном будет — спокойствие↑.
Эмоциональные акции могут сопровождаться переживаниями в очень разной степени. Чем больше эмоциональные акции сопровождаются переживанием, тем более их считают искренними. В других случаях их считают или манипуляциями (включая милые манипуляции), или просто выразительными движениями↑.
Умелые коммуникаторы используют выразительные движения в общении вполне осознанно. Выразительные движения являются важнейшей частью передаваемого текста, где смыслы и отношения передаются невербально. Копирование выразительных движений партнера в общении является моментом пристройки и является эффективным средством установления контакта. Что и как копировать можно, а что неправильно — смотри Пристройки.
Не у всех людей выразительные движения развиты одинаково: есть люди, способные своим лицом, голосом и жестами ярко и точно выразить большую палитру эмоций и чувств, есть люди с достаточно бедными выразительными движениями. Хорошо то, что выразительные движения можно развивать, и тот, кто подобную задачу ставит, скоро получит этот богатейший инструментарий в свое распоряжение↑.
При этом нужно учитывать, что воспитанность предполагает сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками говорит о невысокой культуре, широту жестов и громкость голоса воспитанные люди чаще заменяют на точность, тонкость и адресность в выразительных движениях↑. Это отдельное искусство: умение выражать свои чувства не лопатой ладони, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно; выражать удивление — не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Лицо воспитанного человека обычно выражает спокойствие, внимательность и доброжелательность. Оно чутко отражает состояние партнера и выражает те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением.
Важный момент в общении — умение понимать выразительные движения собеседника. Внимательность к языку тела, знание особенностей выразительных движений в разных группах и культурах делает общении более эффективным, как минимум — адекватным. Даже близким людям полезно проверить, насколько они хорошо считывать выразительные движения друг друга (см. упражнение Эмоциональный словарь).
Развитие выразительных движений у детей
Первые выразительные движения у детей в достаточной мере непроизвольны, далее дети их осваивают так же, как и речь и другие моменты человеческой культуры — в процессе совместной деятельности со взрослыми, через освоение культурных образцов, через заражение и в свободном поиске наилучших способов влияния на родителей. См.→