Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный отклик у человека помимо его воли.
Вызывающее у человека видение, чувства, состояния в обход или против его сознательного контроля.
Манипуляция обходит сознательный контроль и действует на нас скрыто, изнутри, как будто это наше желание или решение.
Это влияние, которое человек не замечает или не идентифицирует, как влияние; это влияние, при котором чужие намерения человек начинает воспринимать как свои. Проще говоря, манипуляция — это скрытое влияние. Манипуляции могут быть легкими и воздушными, но сила их в том, что непонятно от чего защититься или как защититься.
Манипуляции разнообразны, как сама жизнь. Манипуляции бывают позитивные, негативные и нейтральные, бытовые и профессиональные, искренние и нет, и разной степени осознанности. Однако в повседневной жизни чаще встречаются негативные манипуляции, вследствие чего понятие «манипуляция» практически отождествляется с «негативной манипуляцией» и привычно понимается как проявление злого умысла или дурных наклонностей. К таким манипуляциям относят давление на чувства, лукавое умалчивание, скрытые внушения и даже цыганский гипноз: все средства, имеющие целью добиться от человека в свою пользу то, что честным и открытым образом получить от него нельзя.
Он попросил у вас денег, и от его взгляда, от его интонаций вы уже ощущаете чувство вины. Если же вы попросили у него денег, от его взгляда и его интонаций вы также испытываете чувство вины. Вы душевно здоровый человек, но рядом с ним вы чувствуете себя всегда виноватым. Это — манипулятор!
Боязнь манипуляций («Мною могут манипулировать!») — одна из распространенных фобий, наряду ксенофобией, гомофобией (боязнь гомосексуализма и иррациональная ненависть к гомосексуалам) и сектофобией (боязнь сект, страх быть затянутым в тоталитарную секту. Эта фобия, похоже, культивируется искусственно, поскольку если вы даже поставите себе задачу отыскать на территории России тоталитарную секту типа Аум Сенрике, вам придется очень сильно потрудиться).
Любопытно, что в сложившейся практике бытового словоупотребления любое скрытое психологическое воздействие заранее, до какого-либо анализа, шаблонно оценивается негативным образом. С другой стороны, все то, что человеку понравилось, не будет названо манипуляцией, даже если при этом скрытое психологические воздействия имело место.
В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал: «В тот момент буквально при каждом своем движении, даже на слабом блеске моего пояса я ощущал широко разлитый педагогический долг: надо этим хлопцам нравиться, надо, чтобы забирала за сердце непобедимая, соблазнительная симпатия, и в то же время до зарезу нужна их глубочайшая уверенность, что мне на их симпатию наплевать, пусть даже обижаются, и кроют матом, и скрежещут зубами». Это типовая манипуляция, он ставил задачу скрытого завоевания сердец своих воспитанников, но кто будет обвинять великого педагога в психологическом манипулировании?
Душевная просьба от хорошего знакомого вызывает у вас желание помочь ему помимо вашего сознательного контроля, но если вы помочь не против, тем более давно хотите ему помочь, вы не будете разглядывать в его действиях манипуляцию. Восхищение и комплименты действуют в обход сознательного контроля, но в список бытовых манипуляций включаются только тогда, когда становится очевидно, что они были направлены против интересов того, кому говорят комплименты. Во всех остальных случаях это поощряется и приветствуется.
Сведение манипуляций только к чему-то негативному не описывает все разнообразие человеческих отношений. Между чужими и корыстно относящимися друг к другу людьми, манипуляция преследует, в первую очередь, негативные цели. Если же люди относятся друг к другу дружески, тем более любят друг друга, у них есть выбор: когда-то (и как правило) они могут использовать прямые и открытые способы влияния, а когда-то более удобными и устраивающими обе стороны для них окажутся влияния скрытые, а именно позитивные манипуляции.
Мы вдвоем, есть общая задача. Мне трудно… Если партнер открыто сформулирует мои задачи, оно конечно хорошо, только организовывать себя мне нужно самому. А если партнер втихую подвинет меня к работе, незаметно вызвал у меня желание, увлек и вовлек меня, то он взял часть моей работы по самоорганизации на себя. Он мною сманипулировал, но это было в наших общих интересах, и за это ему спасибо!
Если жена прошла курсы Эриксоновского гипноза и после этого вставляет мужу нужные ему внушения, чтобы ему было легче делать зарядку и спокойнее реагировать на трудные особенности тещи, она, конечно, им манипулирует. Как относится к этому муж? С благодарностью, потому что это в его интересах и она ему — помогает. Жена помогает ему без усилий делать то, на что ему пришлось бы тратить собственные усилия.
Психологическое манипулирование — такая же часть жизни, как кулинарная обработка и специи к пище. Кто-то настаивает, что пища должна быть только натуральной, без тепловой обработки, без соли, сахара и специй, однако кулинария давно стала важнейшей частью современной культуры. Такой же естественной частью современной культуры стало психологическое манипулирование, включающее милые комплименты и сердечное обращение к сочувствию, чарующий женский макияж и тонкий английский юмор. Деловая коммуникация имеет целью эффективное влияние на партнера и естественным образом включает в себя элементы психологической манипуляции. На психологическом манипулировании построен весь современный рекламный бизнес. Предвыборные речи кандидатов в президенты — образцы манипулятивного влияния, речь любого руководителя на встрече с сотрудниками содержит направленные скрытые внушения, и обучение дипломатов, руководителей, продавцов всегда включает обучение эффективной коммуникации и ее разновидности — адекватным манипуляциям в общении.
В тех областях жизни, где подобные целенаправленные психологические воздействия приняты, «узаконены» (в сыскной деятельности, в разведке, в практике политтехнологий, в рекламе и переговорах, в флирте и в психотерапетической деятельности), эти действия скрыты под другими названиями. Они называются «профессионализмом», «маленькими хитростями», «скрытыми информационными потоками», «тонкими коммуникативными влияниями», «профессиональными приемами» и «секретами мастерства». Им учат, им учатся, и они вызывают уважение.
Многие люди убеждены, что они не манипулируют, только потому что невнимательны и не привыкли отслеживать мелочи своего поведения и общения. То, что мы делаем с детства и каждый день, перестает нами видеться, становится привычным и неосознаваемым.
«Я знаю, что нередко обижаюсь для того, чтобы нагрузить своего партнёра чувством вины и с виноватого получить какие-то бонусы. Этому меня мама научила, приём я на ней отрабатывал. Однако если спросить меня о моей обиде, то первое, что я выскажу, будет: «А чего он…». Перед собой я могу сознаться в своем намерении, хотя и не в первый же момент» — чтобы признать свое чувство обиды манипуляцией, требуется высокий уровень осознанности.
Искренние и открытые люди манипулируют реже, чем люди закрытые и подозрительные, но искренность вовсе не исключает манипуляции. Дети, как правило, искренни, и при этом прекрасно манипулируют родителями. С папой она — «очаровательная милашка», с мамой — «беспомощный одуванчик», рядом с бабушкой — «чертяка».
Психологическое манипулирование — это инструмент общения, и оценка его зависит от того, в чьих руках этот инструмент. Нож — опасная вещь, но в руках хирурга он обещает спасение больному, а в руках хорошей хозяйки — вкусный обед для домочадцев.
Как реагировать на манипуляции
Нередко люди могут пытаться вами манипулировать: на вас давят, играют на ваших чувствах. Не всякие манипуляции плохи, но в данном случае речь идет о неприятном для вас вмешательстве в вашу жизнь. Как тогда реагировать? См.→