Урок, который стоит выучить каждому

03 октября 2014 г. в 16:33

Источник: www.adme.ru

Это не выдумка, это абсолютно реальная история, произошедшая в 1967 году в Калифорнии. Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

Понедельник

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.

Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Вторник

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов.

Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе.

Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить...» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше.

Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам.

— Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Итог

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.


Послесловие от редакции Психологоса

Фильм "Твои, мои и наши"

​​​​​​​​​​​​​​Эту статью можно прочитать как обличение нацизма, а можно - как исследование того, насколько командно-военизированные формы взаимодействия близки и понятны подросткам. В 70-х годах одна из любимых игр в Советском Союзе была "Зарница" - мы все дружно мастерили сами пистолеты и автоматы, бегали по лесу друг за другом, окружали отряды, пытались срывать погоны, разжигали костры и праздновали свои победы... До этого в 20-х годах А.С. Макаренко создал систему работы с беспризорниками, где одним из важных элементов были - строй, марши с флагами и жесткая дисциплина. Ребятам это - нравилось, а Макаренко с помощью этих ритуалов воспитывал достойных людей, умеющих работать, быть счастливыми и заботиться о других! Неправда, что армейские ритуалы воспитывают только нацистов: это просто эффективный инструмент, с помощью которого можно достигать самых разных целей. С помощью этих инструментов воспитывались и скауты, и пионеры, с помощью этих методов разболтанные подростки становятся защитниками родины. Бодрая дисциплина делает эффективных людей, командный дух собирает силы воедино, а вот куда направить эти силы, что будут созидать такие эффективные команды - действительно, это вопрос важнейший. В любом случае, о важности дисциплины наши дети знать должны и в школе за партой действительно стоит сидеть с прямой спиной, не сутулиться и не вертеться.

  • Психологическое влияние
  • Манипуляции
  • Армейский формат
  • Цели и направление воспитания детей

Комментарии (2):

Татьяна, 25 февраля 2016 г. в 23:11
В этой статье мне больше всего понравилось послесловие редакции. Сам эксперимент вызывает вопросы и сомнения...
Виталий, 04 июля 2023 г. в 04:52
Да, действительно послесловие кратко и ясно, по поводу эксперимента, очень интересно. Надо будет погуглить и почитать побольше. Спасибо !

Материалы по теме:

Картинка к "Армейский формат"
01 окт. 2022 г.
Армейский формат отличается от гражданского. На гражданке можно быть рассеяным и вялым, можно сутулиться и посвистывать, говорить сквозь зубы и молчать, когда спрашивают. В армии, когда соблюдается формат, офицеры собраны, держатся прямо, четко отдают распоряжения и четко подтверждают, что распоряжение будет выполнено.
1Подробнее →
Картинка к "Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности"
01 окт. 2022 г.
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Картинка к "Формирование механизма противодействия манипуляционному воздействию на сознание личности"
01 окт. 2022 г.
Механизм противодействия личностью манипуляционному воздействию на ее сознание в научной литературе не исследовался.
Картинка к "Манипулирование личностью"
01 окт. 2022 г.
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей (например, применение метода "привлечение третьих сил").
Картинка к "Методы манипуляции общественным мнением"
01 окт. 2022 г.
Манипуля́ция обще́ственным мне́нием (син. «манипуля́ция ма́ссовым созна́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Картинка к "Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках?"
01 янв. 2005 г.
Психологическое воздействие, вызывающее заданный отклик у человека помимо его воли.