Методы манипуляции общественным мнением
Манипуля́ция обще́ственным мне́нием (син. «манипуля́ция ма́ссовым созна́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С.Г.Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т.д.
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
- Использование внушения.
- Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
- Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
- Метод под названием «нужны трупы».
- Метод «страшилок».
- Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
- Метод фрагментации.
- Многократные повторы или «метод Геббельса».
- Создание лжесобытий, мистификация.
Подробно см. Десять стратегий манипулирования с помощью СМИ
В свою очередь, противники С.Г. Кара-Мурзы также могут обвинять его в манипуляции сознанием своей аудитории или подтасовках.