Методы манипуляции общественным мнением
Манипуля́ция обще́ственным мне́нием (син. «манипуля́ция ма́ссовым созна́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С.Г.Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т.д.
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
- Использование внушения.
 - Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
 - Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
 - Метод под названием «нужны трупы».
 - Метод «страшилок».
 - Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
 - Метод фрагментации.
 - Многократные повторы или «метод Геббельса».
 - Создание лжесобытий, мистификация.
 
Подробно см. Десять стратегий манипулирования с помощью СМИ
В свою очередь, противники С.Г. Кара-Мурзы также могут обвинять его в манипуляции сознанием своей аудитории или подтасовках.