Уровень развития личности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Называют это по-разному: личностное развитие, личностный уровень, уровень развития личности, но при оценке себя или других людей нам это важно: насколько в человеке развиты его интеллект, самостоятельность, ответственность? Можно ли его назвать человеком нравственным? Насколько характерны для него позитив, конструктив, авторская позиция, способность самому определять свою жизнь, способность управлять собой, быть сильнее обстоятельств? Это человек-организм или человек-личность?
Заботясь о развитии маленьких детей, родители вначале в большей мере интересуются их физическим развитием и развитием их творческих способностей: их умении рисовать, слышать и понимать музыку, петь и танцевать. Приходит пора отдавать ребенка в школу — в школе ребенок получает среднее образование, далее — вуз. Что касается собственно личностного развития, оно обычно в этот период происходит фоново: кружки, школы и университеты развития личности у нас пока не распространены. Личностное развитие происходит чаще стихийно, когда (и насколько) родители обучают ребенка навыкам самостоятельности, когда ребенок, взаимодействуя со сверстникам, проходит школу социализации, когда ребенок копирует образцы поведения тех, кто его окружает и кто является для него авторитетом.
Показатели личностного развития:
- Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.
- Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию и сопереживанию, владение арсеналом влияния через эмоции и чувства. В частности, уровень управления эмоциями определяется тестом «Пять стульев». Эмоциональная черта (эмоциональная черта — например, вспыльчивость — склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния).
Развитие эмоциональной сферы. Уровень эмоциональной сферы
- Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность — Дают консультации и поддержку.
- Уровень развития инициативы и ответственности. А именно, ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
- Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. Развитие культуры. Уровень культуры.
- Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. Смотри Как быстро узнать человека с хорошим душевным здоровьем
- Воспитанность, эстетическое развитие.
- Умение развиваться и привычка к развитию.
Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. Смотри Квадрат главных жизненных сфер
Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности
Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. Смотри Возрастные этапы развития личности