«Организм – среда» или «Личность – общество: 2»?
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Чем проще животное, тем проще оно воспринимает свое окружение. Для самого умного мыша библиотека Академии Наук не сокровищница знаний, а только окружающая среда. Это его экосистема: «организм – среда», или «простое существо в простых обстоятельствах жизни». А экосистема человека высокой культуры другая – «человек – культура», «личность – общество». Можно сказать и по-другому: «сложное существо в сложных обстоятельствах жизни».
Чтобы выживать в системе «организм – среда», животному достаточно иметь интеллект. Интеллект – это способность адаптироваться к среде, к наличным обстоятельствам жизни.
Мышь оказалась в незнакомом месте – как ей здесь себя вести? Осмотреться или бежать, сразу или попозже, налево или направо, быстрее или медленнее? Не сориентируешься на местности – пропадешь в безвестности. Обстоятельства меняются, их нужно учитывать. Соображать надо!
Это – интеллект.
А человеку просто интеллекта уже недостаточно. Жизнь в обществе требует умения думать, требует разума, способности ставить себя на место другого человека и понимать, что он думает обо мне.
Если я напишу любимому: «Скучаю!», он повысит или понизит меня в глазах любимого? Как отреагирует шеф, если я положу заявление о своем уходе – повысит зарплату или это заявление подпишет?
Эти задачки – посложнее, тут обычного интеллекта не хватит. Умение думать – это способность в своих расчетах учитывать умение думать того, кто перед вами. Люди бывают умными, верно?
Но тогда – насколько правомерно методики управления поведением через положительное и отрицательное подкрепление распространять на жизнь умных людей?
Ответ – не правомерно.
Дрессировка подходит для собак, а с людьми адекватнее – разговаривать.
То, что будет делать крыса в клетке, определит экспериментатор, а поведение свободных людей определяется их принципами, целями и ценностями.
Методики подкрепления хорошо действуют на людей в двух случаях: когда людей это устраивает или пока люди этого не замечают. А если – замечают? Даже когда ты дрессируешь собаку, она иногда не хочет тебя слушаться. А что будет, если мужчина почувствует, даже только заподозрит, что его женщина пытается его дрессировать? – Мужчина скажет: «Нет!». Свободные мужчины в неволе не размножаются и дрессировку не терпят.
Джон Уотсон и Беррес Скиннер – великие психологи, но их методики работают в первую очередь на детей, пока те мало отличаются от животных, и на взрослых, которых поместили жить в клетках: в психиатрическую лечебницу и в тюрьму. Эти методики востребованы там, где с человеком нормально не поговоришь и всерьез не договоришься. Да, там они актуальны.
Действительно, объясни психопату, что среди людей необходимо себя элементарно сдерживать, скотина! Убеди рецидивиста в недопустимости воровства! Договорись с малым ребенком, чтобы он не писался!
Не получится. В подобных случаях обычные слова работают слабо, а вот награды и наказания, негативные и позитивные подкрепления – да, работают.
Верно и наоборот: в обществе свободных и разумных людей все вопросы принято обсуждать и договариваться. Джентльмены разговаривают, а не кулаками машут. Жандармов в приличное общество не пускают.
Есть инструменты, адекватные уровню «организм – среда». А есть инструменты, соответствующие уровню «человек – общество». Если мы хотим быть адекватными, эти уровни путать не нужно. Каждому уровню – свои инструменты.