Пять стульев. Упражнение

01 января 2010 г. в 17:31

Автор упражнения Н.И. Козлов

Пять стульев — упражнение, помогающее участникам тренинга определиться в целях относительно управления эмоциями. С другой стороны, это тест, определяющий уровень управления эмоциями и, шире, уровень развития личности.

Вводная

Перед вами — пять стульев, на каждом из которых лежит листок с описанием определенного уровня владения эмоциями. Эти пять стульев — пять ваших выборов.

Первый стул: выбравший его человек — «естественный» и внутренне, и внешне. Он не может управлять ни своим внутренним миром, ни внешним выражением своих эмоций; переживает то, что «пришло», и на лице при этом выражение — соответственное.

Не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением: эмоции появляются в душе сами, запускаясь разными причинами: состоянием тела, событиями жизни и тем, что говорят и делают окружающие люди. Мои эмоции живут какой-то своей отдельной жизнью и выплескиваются наружу помимо моей воли. Я не отвечаю за свои эмоции, упражнение «Хорошо» кажется мне невозможным.

Второй стул: выбравший его человек не может управлять своей внутренней погодой, но отчасти может контролировать внешние свои проявления.

Внутренние переживания вне моего контроля, при этом умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок. Внешнее «Хорошо» бывает не всегда, внутри тем более.

Третий стул: выбравший его человек может полностью контролировать внешнюю подачу себя, а внутренний мир — по-прежнему неуправляем.

Внутренние эмоции живут своей жизнью, внешне себя контролирую полностью. Полное внешнее Хорошо, внутри бывает по-разному.

Четвертый стул: выбравший его человек прекрасно контролирует внешние свои поведения, но внутренний мир подвластен ему частично.

Когда внутренние переживания не слишком сильны, внешне контролирую себя полностью, внутри быстро с собой разбираюсь и все улаживаю. Сильные эмоции внешне контролирую, внутренне нет: совладать с ними бывает трудно.

Пятый стул: выбравший его человек полностью контролирует как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу.

Свободно управляю внешними проявлениями своих эмоций: на лице, в речи и интонациях всегда то, что нужно. Так же свободно управляю внутренними переживаниями: убираю ненужные, вызываю уместные и нужные. За свои эмоции отвечаю, это мой важнейший инструментарий. Я социально адекватен, обычно в бодром и прекрасном настроении, всегда могу позаботиться о тех людях, которые мне дороги. Хорошо!

Вопросы и задания:

На каком стуле ты сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

На каком стуле ты хотел бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

У многих людей есть представление о человеке-роботе, механическом человеке. Если оно вам близко, то какой из пяти стульев более соответствует описанию такого человека?

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
  • Автор Н.И. Козлов
  • Хорошо
  • Управление внутренними чувствами
  • Упражнения Мир души
  • Курс - Внутреннее хорошо

Комментарии (8):

Гость, 23 июля 2014 г. в 16:51
Здравствуйте, Николай Иванович. Извините, я знаю, что вы не консультируете по интернету, но могли бы вы пожалуйста только подсказать, в каком направлении двигаться. Я уже давно вас читаю и мне кажется, что никто лучше не сможет определить причину проблемы, поэтому обращаюсь именно к вам. Подскажите пожалуйста, у меня возникает такая проблема: В процессе общения с незнакомыми или малознакомыми людьми, которым я мало доверяю, возникает реактивное поведение, не могу выразить нужную эмоцию, то есть полностью подчинен эмоциям собеседника, возникает автоматическое эмоциональное реагирование, связанное с прошлым негативным опытом, и ты, словно под гипнозом, не можешь собой управлять, не выразить нужную тебе эмоцию, не с нужной тебе интонацией (говоришь монотонно и с дрожанием голоса). В общем, не можешь вести себя естественно, так как ты хочешь (такое происходит не всегда при общении, но часто). Также, иногда, когда я говорю (а меня с вниманием слушают), я начинаю заикаться, запинаться, что мне абсолютно не свойственно, не могу четко и ясно изложить мысль (а если точнее: не могу просто много говорить), словно что-то меня тормозит и в какой-то ступор впадаю (как во сне нахожусь). А бывает, что трудно начать заговорить. Человек спросил что-то и ждет ответа, а я не могу сказать первое слово, просто выдавить из себя звук. Открываю рот как рыба, а сказать не могу, естественно проходит неловкая пауза, и я, приложив максимум усилий, при этом покраснев, наконец заговариваю. Это все внешние проявления. После такого неудачного и неуверенного поведения (которое мне ОЧЕНЬ не нравится) возникает жуткое самоедство себя, гнев, нелюбовь и ненависть к себе и к объекту диалога, обида и жалость к себе, чувство вины, проявление низкой самооценки, ощущаешь себя полным ничтожеством, хочется иногда заплакать (но понимаешь, что мужчины не плачут, а иначе ты девка, и поэтому не плачу), а иногда лихо психануть, но эмоции тоже не выплескиваю, а держу в себе (понимаю последствия, у меня, знаете, этих подавленных эмоций накопилось уже очень много). Это достаточно сильно мешает жить и общаться с людьми. Интересно, что такое происходит только, когда я в социуме, общаюсь с так называемыми «социальными» людьми. В семье, а именно с бабушкой, братом, мамой, папой и сестрой я веду себя абсолютно естественно и свободно. Такого и в помине нет. В семье я считаю, что я умею общаться и у меня нет никаких проблем, но вот, вышел в люди и начинается. Да, забыл сказать, когда слушаю собеседника, очень трудно понимать, что он говорит, если привести сравнение (примерно прикинуть), то где-то 20% текста усваивается, а остальные 80 проходят мимо ушей. Подытожив все выше сказанное, хотел бы задать вам вопрос? В чем причина? Что со мной происходит? И что мне делать с собой? (какие статьи на сайте будут наиболее актуальны) Буду очень благодарен за отклик. Спасибо.
2 ответа
Н.И. Козлов, 23 июля 2014 г. в 20:14
Добрый день. Статьи здесь помогут мало, нужна реальная работа на тренинге под руководством ведущего. Какой тип и какая тематика тренингов? В Синтоне это 1) Базовый, 2) Тренинг уверенности и 3) Ораторское мастерство. Будете тренироваться - все поправите.
Гость, 28 мая 2018 г. в 15:13

Тоже испытывал подобное состояние в течении нескольких лет, одно мучение и позор, особенно, если тебе приходится много общаться по работе. Это эпизоды социофобии и тревоги. Насколько можно судить из научных теорий, подобное состояние - это закрепившаяся, автоматическая (когнитивная, эмоциональная, поведенческая) реакция вследствие негативного опыта и низкой самооценки, а в итоге депрессия и невроз ("почему я такой?", "я всегда буду таким"). Бесконечное, усиливающееся волнение, иногда даже просто с друзьями было страшно говорить, невозможно смотреть в глаза, постоянно либо ступор, либо суетливость. на работе как на ненормального начали смотреть, а там и публичные выступления приходилось проводить. Дрожь в руках, лицо краснеет, мышечные зажимы в челюстях, даже вспоминать не хочется. Лично я долго преодолевал это состояние (до окончательной стабилизации более 2 лет), человеку который его не испытывал, этого не понять, и даже не у каждого специалиста это получается. Занимался самотерапией, читал книги по когнитивно-поведенческой терапии, понял, что многие мои проблемы - следствие еще детских негативных убеждений и стереотипов мышления о себе, о своей компетентности как человека, как мужчины, как специалиста, считал себя хуже других людей, при этом многого ждал от себя. Понял, что все это иррационально. Постепенно начал отказываться и менять своё мышление в пользу рационального и позитивного, иногда этого не хотелось этого делать, но заставлял думать всегда с пользой для себя. "Глупо выглядел? Плевать!". Параллельно с этим делал много поведенческих упражнений, считаю это обязательным и начинать лучше с самого легкого и простого. Учился "стоп-реакциям" при возникновении фиксации на тревоге, начал ходить в бассейн, задавал глупые вопросы продавцам, завел кота, потом пошел на танцы, постоянно звал гостей и ходил в гости, флиртовал с девушками (с бокалом вина было легче, но, конечно, здесь нужна мера).Все это по градуированным заданиям. Главное действовать и верить!

Гость, 05 августа 2014 г. в 22:10
Добрый вечер, Николай Иванович. Благодарю за ответ. Я вообще планирую пойти к Вам в Университет практической психологии, но по некоторым причинам пока не имею такой возможности. Но буду стараться, чтобы такая появилась. А по поводу нынешнего моего состояния мне кажется, что проблемы мои гораздо глубже и серьезнее, я думаю, что мне необходим психотерапевт или психолог. Могли бы Вы пожалуйста посоветовать мне хорошего специалиста, который помог бы мне справиться с ними?
2 ответа
Н.И. Козлов, 05 августа 2014 г. в 22:57

Запишитесь на Дистанцию - это самая серьезная работа из всего, что только может быть.

Dart, 13 ноября 2015 г. в 14:09
У меня буквально то же самое, что и у человека в первом комментарии! Как будто это я сам писал, так-то... Если зайдете, буду признателен за комментарий. Побороли ли вы свою проблему?
Елена, 10 января 2016 г. в 08:55
Здравствуйте. А как осуществляется переход между стульями, движение к желанному стулу?
1 ответ
Козлов Николай Иванович, 05 июня 2017 г. в 07:49

Самый надежный способ - работа на Дистанции. Как первый и самый легкий шаг - порекомендую курс "Дневник эмоций".

Материалы по теме:

Картинка к "Можно ли управлять своими эмоциями?"
01 янв. 2013 г.
Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.
4Подробнее →
Картинка к "Психологические упражнения для личностных тренингов"
01 янв. 2004 г.
Тренинг без упражнений немыслим, тренинг без упражнений — это семинар, это урок, это может быть полезная беседа, но это не тренинг. 
Картинка к "Робот и чувства. Хотим ли мы свободы переживаний?"
01 янв. 2006 г.
Умение переносить страдания — достойно уважения; но, видимо, важнее научиться жить так, чтобы избавить от страданий и себя, и окружающих.
Картинка к "Хорошо: умение радоваться жизни"
01 янв. 2001 г.
Упражнение «Хорошо» — одно из упражнений Дистанции, шире — направление Дистанции, помогающее укрепить (или возвратить) состояние внутреннего Хорошо и радость жизни. Задача — научиться держать себя всегда в состоянии «Все хорошо» и позиции «Мир дружественен».
Картинка к "Уровень развития личности"
01 янв. 2014 г.
Основной показатель уровня развития личности — развитость авторской позции, способность человека самому определять свою жизнь, способность управлять собой, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности.