Обращение

01 января 2006 г. в 08:31

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

Кто-то обратился к кому-то, а тот пошел и сделал. Верно: обращения — это и есть информационные мотиваторы, объединенные тем, что одновременно и задают направление, и дают силу. И при этом — такие разные, как по своей конструктивности, так и по направлению мотивации

Вспоминайте, как это происходит. Муж, жена родная или наш замечательный ребенок — короче, кто-то из домашних в очередной раз навел в доме бардак, и кто-то другой из домашних на это реагирует. Как? Очень по-разному: намеком или развернуто, словами или действиями, но чаще всего можно встретить такие типичные формы:

Обида: Ну конечно, тебе что говори, что нет, мои слова для тебя ничего не значат!
Колкий упрек: Ну почему ты не убрал, сколько можно просить?
Грубая ругань: Ты задницу от дивана оторвешь хоть немного в этом свинарнике прибраться?
Едкое издевательство: Любимая! Когда б такой бардак ты не являла миру, чем бы б нам заняться?
Мольба: Господи, ну когда же это закончится?! Я так больше не могу… Ну просила же я, убирайте за собой!
Нравоучительное замечание: Обрати внимание, до сих пор не убрано! Не надо быть таким ленивым!
Крик души: Радость моя! Я когда-нибудь все-таки тебя убью, когда терпение мое ангельское лопнет!
Жесткое требование: Убери немедленно!
Инструктаж: Так, вижу беспорядок… Книги поставь на полки, одежду в шкаф, мусор с ковра убери пылесосом и, как сделаешь, мне все покажи.
Угроза: Если не разберетесь немедленно, весь этот хлам без разбору полетит в мусорное ведро!
Нейтральное напоминание, подсказка: Роднулька, у тебя было сегодня в планах немного прибраться?
Намек-обращение внимания: Скажи пожалуйста, куда это лучше положить, чтобы не мешалось?
Теплая просьба: У меня к тебе просьба: убери что сможешь, пожалуйста!
Приятное предложение: Давай я это сам уберу, а потом на сэкономленное время тебя поцелую, ладно?

Все это — разновидности обращения.


Обращение — говорение к, сообщение с акцентом на собеседнике. Обращение чаще идет из второй позиции восприятия. Обращение — открытое адресное коммуникативное психологическое воздействие.

Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, приглашение, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, Инструкция, приказ, вопрос, справка. Я-послание

Инструктирование — директивные и подробные указания что и как клиенту (или другому человеку) нужно делать. Инструктирование более подробно, чем распоряжение, и более директивно, чем консультирование.

Обращение и высказывание

Высказывание имеет центром того, кто высказывается, обращение ставит акцент на собеседнике. Смотри Обращение и высказывание

Деловой и личный формат обращения

К деловому формату (стилю) относятся:

  • Посоветоваться и согласовать интересы
  • Нейтрально выраженная обоснованная просьба
  • Энергичное деловое предложение
  • Информация о желании и конкретное распоряжение
  • Инструкция
  • Недовольство и требование.

Как правило, действенность этих обращений усиливает предваряющая их шефская благодарность.

К личному формату (стилю) относятся такие обращения, как:

Перечисленные формы являются списком эффективных обращений. Кроме них, существует множество форм обращений, являющихся как правило неэффективными (например, истерика или обвинение). Смотри Деловой и личный формат обращения

Правила грамотного обращения

Учитывайте формат, используйте эффективные обращения. Смотри Эффективное обращение

Выбирайте обращение, имеющее перспективу: просьбу или предложение -

Начинать с просьбы, продолжать требованием — нормально. После предложения давить — нельзя.
И если вы знаете, что необходимого вам вы добиваться будете все равно, то можете начинать — с мягкой просьбы, можете начинать — с открытого требования, но не надо начинать — с предложения.

Предупреждайте недоразумения и конфликты: обозначайте намерения. Смотри Обозначение намерений

Файлы:
  • Влияние
  • Автор Н.И. Козлов
  • Обращение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Деловой и личный формат обращения
К деловому формату (стилю) относятся: Посоветоваться и согласовать интересы Нейтрально выраженная обоснованная просьба Энергичное деловое предложение Информация о желании и конкретное распоряжение Недовольство и требование.
01 окт. 2022 г.
Эффективное обращение
Эффективное обращение — обращение, дающее нужный результат сейчас и сохраняющее перспективу.
01 янв. 2015 г.
Обозначение намерений
Если вы хотите, чтобы собеседник вас лучше понимал, явно обозначайте свои намерения. 
01 окт. 2022 г.
Обращение и высказывание
Высказывание имеет центром того, кто высказывается: "Мне важно высказаться! Не прерывайте меня, я не высказался!". Высказывание идет либо из нулевой, либо из первой позиции восприятия. Обращение ставит акцент на собеседнике: в обращении важно, чтобы сообщение дошло и было понято. Обращение чаще идет из второй позиции восприятия.
01 окт. 2022 г.
Психологическое воздействие
Психологическое воздействие — понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями. Психологическое воздействие — воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.