Духовность на пути добра

23 февраля 2015 г. в 04:52

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Духовность — это непонятно что. Действительно, что такое духовность, обычному человеку мало понятно: это ощущается как что-то далекое, непонятное и относящееся то ли к философии, то ли к религии, но уж не к нормальной жизни. Люди, ищущие духовность, или излишне требовательны к окружающим, или просто странные, и в компаниях рядом с ними не очень уютно.

В гостях у Алексея Лушникова

Духовность не всегда способствует удобству жизни. Наиболее упирают на духовность католизицизм и православие, проповедующие внутреннюю работу и тщету социального успеха — в отличие от протестантизма, где чаще говорится о рациональном использовании времени, производительном труде и хороших заработках. Вот и получается, что население с духовными устремлениями живут в грязных лачугах, а у социально ориентированных протестантов улицы помыты мылом, светлые и удобные дома, а в аэропортах обязательно чистые туалеты...

Тема духовности — малопопулярная и опасная. Если обходить ее совсем далекой стороной, вас обвинят в бездуховности, а если тронуть ее неаккуратно, легко налететь на оскорбление чьих-то чувств и другие неприятности, поэтому о духовности обычно говорят редко и с осторожностью: так же, как с осторожностью берут в руки острый нож. И, тем не менее, духовность — это хорошая и очень важная тема. Я хотел бы, чтобы это слово стало вам ближе. Давайте разбираться, но аккуратно.

Духовность часто путают с душевностью, но это не так. Душевность — теплая, духовность — строгая. Душевность — линия материнская, духовность — линия отцовская. Духовность — жизненная вертикаль, душевность — жизненная горизонталь.

Духовность не следует путать с религиозностью. Религиозный человек обязательно следует религиозным предписаниям, духовный человек внутренне свободен и живет своим внутренним опытом.

Духовность и нравственность — также не одно и то же: не каждый нравственный человек — человек духовный. Что касается людей по-настоящему духовных, то, как правило, это люди высокой нравственности, хотя конкретное поведение духовного человека может казаться окружающим не вполне нравственным. Будда бросил своего старого отца и свою молодую жену с ребенком, чтобы найти путь спасения человечества. Снова: духовность — про жизненную вертикаль, нравственность — про жизненную горизонталь.

Фильм «Святоша»

Люди с научным мировоззрением относятся к духовности с уважением, но к употреблению слова духовность — с настороженностью, поскольку это слово интенсивно эксплуатируется безответственными людьми, людьми с неуравновешенной психикой и мошенниками. Духовность — это раскрученный брэнд, и под этим брендом очень многие «учителя» продают свой товар, как духовные практики, хотя в реальности там может быть и дешевая эзотерика, и разумные психотерапевтические процедуры. Что касается так называемых духовных практик, с ними много недоразумений и путаницы. Обычно к духовным практикам относят медитативные техники, позволяющие остановить болтовню внутреннего диалога и научить концентрации.

Посидеть в спокойном состоянии перед пламенем свечи, нормализовав свое дыхание, убрав негативные мысли и сконцентрировавшись на красивом звучании мантр — процедура, полезная всем, хотя непосредственное отношение имеет не к духовности, а к технике десенсибилизации и управлению вниманием.

Рассказывает Н.И. Козлов

Популярная литература, касающаяся духовности, обычно содержит много красивых слов, мутных разговоров о возвышенном, Шамбале и Учителях Человечества, немного парапсихологии и Блаватской, предложение чаще внушать себе что-то позитивное, думать о людях и покупать: свечи, масла, иконы и книжки раскрученных авторов.

Бизнес на духовности пытаются делать многие, но попытки «приправить духовностью» что-то содержательное и деловое обычно успеха не имеет. Дело в том, что литературу о развитии личности, духовности и просветлении читают несколько категорий людей. Во-первых, это юноши 16-24 лет с горящими глазами, но их немного, и читают они немного, потому что денег у них мало. Самая многочисленная когорта — это женщины 30-40 лет, когда у них пропадают мужики и портится здоровье. Тогда они читают Синельникова и других авторов по чудесам оздоровления и вообще о карме. Деньги у них водятся, но дамы непостоянны и сами не знают, куда потратятся: на журнал о духовности или с подругой кофточку купить. К этой категории близко примыкают и сетевики, тем более там 70% женщины. Проблема в том, что сетевиков окучивают свои, издают для них специализированные журналы и ведут специализированные тренинги… Гораздо реже литературой духовного содержания интересуются бизнесмены с привычкой интуичить. Деньги у них есть, но обычные книжечки и альманахи они покупают неохотно, поскольку привыкли к печатным изданиями бизнес-формата, с меньшим объемом информации и с большим глянцем. Самая и разумная и самая немногочисленная категория читателей — это разумные люди, для которых естественно развиваться и иметь в виду смыслы жизни. Но этих людей мало, и эти люди предпочитают не путать тему духовности с эзотерикой и прочей мистикой.

Духовность — это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след. Духовность — высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту.

В синтон-подходе духовность — это предельно практичные и очень реалистичные вещи. У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», при этом добро понимается вполне реалистично: вот стоит стул — это добро, а стул поломался — это не добро, количество добра уменьшилось. Однако любые вещи делают люди, и если у человека есть созидательная культура, которая производит стулья, аппаратуру, зубные щетки и соки, то это человек — культурный: тот, кто созидает добро. Характеристики этого человека: позитив, конструктив, ответственность, энергия — то, что Синтон воспитывает на всех своих тренингах. Этот человек живет в позиции Ангела с философией Творца.

Если вы — такой человек, то вы живете не ради того, чтобы обеспечивать свою тушку, свое счастье и другие мелкие потребности. Это не является смыслом вашей жизни не потому что вам этого не надо, а потому что это делается элементарно, максимум за полчаса в день. Встали, умылись, улыбнулись — счастливы. Позавтракали — к работе готовы. Вперед, у вас уже есть всё необходимое для жизни! Работать! Дальше, чем бы вы ни занимались, ваша главная забота: «количество добра в мире». Вы заботитесь о том, чтобы в душе людей вырастала культура, чтобы они производили те блага, после которых женщины могут не заботиться о том, будет ли у них горячая вода, хлеб и масло на столе. Мужчины в таком мире должны работать и заботиться о женщинах. Женщины рядом с такими мужчинами рожают и воспитывают детей: мальчиков, которые будут брать пример с отца и станут настоящими мужчинами, и девочек, которые хотят стать будущими матерями и учатся уважать мужчин, чтобы детей воспитывать правильно, а не так, как женщины хотят. И если это все происходит, то количество добра в мире увеличивается, а те, кто всё это делает — люди, живущие духовной жизнью. Важно — это люди, которые делают это не потому, что им сказали, а потому что для них это внутренне необходимо, и делают они это не бездумно, не на уровне привычек, а действуют продуманно и осознано. Это трудная внутренняя работа, тем более, что соблазны не дремлют.

Нужно вставать, а хочется поваляться. Нужно заняться делом, а тут по телевизору такой фильм! Ты любишь пиво, но это не твой напиток, духовный ты наш...

Есть и более серьезные вопросы, вопросы о главном направлении твоей работы. Надо каждый раз думать, а что это за культура, о которой ты заботишься? Пришел ты в нацистскую Германию — там тоже будешь культуру увеличивать? Культуру какого военного производства или какой боевой организации?

Духовный человек обязан думать постоянно, решая о ком позаботиться, в кого вложиться, в каких людей? В своих детей? А может быть в других детей, которые к вам приходят уже взрослые? Работа и забота духовного человека — делать каждодневные выборы: выборы чем и как заниматься, во что вкладываться. Духовный человек может ошибаться в деталях, но он всегда знает главное направление и развивает себя каждый день. У него светлый разум, сильная воля, он выше пустых развлечений и не отвлекается от дела добра. Да, это непростой выбор, но именно это — духовность!

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Духовность
  • Личность, общество

Комментарии (20):

Анастасия, 02 марта 2015 г. в 03:12
Спасибо!
Татьяна, 02 марта 2015 г. в 20:10
Спасибо, Николай Иванович! Последние абзацы нужно распечатать и повесить на стенку - чтобы вспоминать каждый раз, когда еще хочется поваляться и позаниматься ерундой!
Роберт, 05 марта 2015 г. в 13:19
Спасибо! Конструктивно, технологично и доступно. Ваши мысли просятся в работу. Они обладают именно такой энергией. Вы - духовный человек, Николай Иванович! Ваши слова обязательно материализуются и я вижу Ваши следы.
Оксана Бершадская, 05 марта 2015 г. в 13:25
Замечательная статья! И отличное видео Козлова Н.И. Как всегда доходчиво и по делу. Очень многие люди сейчас заняты поисками духовности, тогда как все священные писания действительно говорят об одном, духовность - это ежесекундный выбор в пользу добра.
Виктория, 05 марта 2015 г. в 13:34
Верующий человек не боится Бога! Вернее, есть три степени: страх - раба, страх - наемника и страх - причинения боли любимому. Это разные степени возрастания в духовном аскетизме. Как говорит святоотеческое предание, возрастать духовно вне Бога, значит взращивать тщеславие и гордость.
1 ответ
Виктория, 06 марта 2015 г. в 10:23
Главный вопрос - куда и зачем духовно расти? В Христианстве важный фактор - свобода воли человека, никто его вне его воли не тащит в духовность.
Владимир, 06 марта 2015 г. в 12:21
Духовность, для меня - это во-первых ПРОЦЕСС. В ходе работы этого процесса одновременно работает три триединых процесса отражение правил работы материальные жизненных устоев, социальных (или государственного управление) интеллектуальных. А все вместе они и составляют процесс духовности людей. Такова технология культуры жизни Русского Народа. А в статье дана, как я понимаю, технология материалистической диалектики, то есть немецкая классическая культура жизни. И лично мне это не близко.
s tatyana, 09 марта 2015 г. в 03:16
Симпатичен Ваш практичный и практический подход.
Денис, 06 апреля 2015 г. в 14:37
Как и было написано в статье, духовность - это раскрученный бренд. Мне кажется, невозможно стараться быть духовным человеком, так как человек и так духовный, человек и есть Дух. Что бы человек ни делал, это и будет проявлением его духа.
Владимир, 08 апреля 2015 г. в 22:18
"Духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след." Очень спорное определение... Под это определение и разнообразные невротические личности и даже маньяки разные подходят... "Духовность - высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту." ... И снова автор не точен. 3 кита духовности: истина, красота, мудрость. "У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться» " А что есть "добро" автор тоже знает и может дать определение, объяснить? И даже лучше Канта?
1 ответ
Н.И. Козлов, 08 апреля 2015 г. в 22:31
Владимир, если ваш вопрос по поводу ДОБРА не риторический, а содержательный, посмотрите статью Добро.
Владимир, 09 апреля 2015 г. в 22:57
В этой статье Вы пишите: "Добро - созидательное начало жизни и результаты его созидания: дома, города, люди - заботящиеся о людях, природе и жизни в целом. Как жизненные обстоятельства, добро это то, что у людей наивысшего личностного развития (душевно здоровых, с позитивной мотивацией) вызовет наибольшую энергию к улучшению жизни."...Извините, но это Ваше определение Добра, на мой взгляд, еще более проблематично. .. Я снова предлагаю Вам обратиться к И.Канту. И снова обращаю внимание на принципиальную ошибку в Вашем триединстве Духовности. Там место не "добру", а "мудрости". "Добро" - вторично (хотя в Вашей системе оно на первом месте). Но система работает. И очевидно хорошо работает. И спасибо Вам.
Александр, 26 апреля 2015 г. в 19:37
Очень спорная статья. Автор воспринимает духовность как нечто материалистическое: "духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след." Простите, если я оставлю потомкам недвижимость, счета в заграничном банке, это сделает меня духовным человеком? Если я создам какую-нибудь научную лабораторию, напишу книгу по молекулярной биологии, это тоже будет говорить о моей духовности? Далее вы делаете, на мой взгляд, грубейшую ошибку, отделяя духовность от религиозности и мистики, потому что это неотъемлемая и самая главная составляющая любой религии. Образ религиозной жизни основан именно на духовно-нравственных принципах, которые включают в себя и аскезу, и творение добрых дел, и соблюдение различных правил и заповедей, и участие в религиозных обрядах. Нет религиозности без духовности. Надо понимать, что духовный образ жизни - это прежде всего огромная работа над собой, над своими мыслями, делами и поступками, без которой невозможно ни стремление к высоким идеалам, ни совершение добрых дел, ни достижение каких-либо ценностей высокого порядка.
Иван, 22 июня 2015 г. в 14:07
Круто!
Галина, 25 ноября 2015 г. в 12:30
Замечательно по слову, кроме замены слова "добро" выражением "всеобщее благо", а к словам "своим делом (делами)" добавить "светлыми мыслями".
Галина, 25 ноября 2015 г. в 12:52
Согласна частично. И еще добавлю: духовность возможна при устремлении ко всеобщему благу, т.е. должна работать формула "Отвергнись от себя" при мыслях, действиях и поступках. Духовность должна быть неотъемлемой и самой главной составляющей любой религии, но в действительности, к сожалению, это не так. Многие религии ушли далеко от Истины, путем подмены понятий, искажения действительности и сокрытия основ, много темного в православной религии появлялось в результате решений Церковных Соборов. Так, например, были изъяты понятия перевоплощений и кармы (закон причинности). Для истинно духовной жизни не обязательно соблюдение религиозных обрядов, а соблюдение заповедей необходимо не по букве, а по духу, что не всегда очевидно окружающим
Дарья, 28 декабря 2015 г. в 02:25
В этой статье есть одна весьма распространенная среди атеистов ошибка насчет "религии" и "религиозности". У атеистов принято считать будто это что-то вроде цепей с гирями на ногах! На самом же деле "религия" в переводе означает - "вероучение". И веру и духовность она "ограничивает" не больше, чем научные Законы "ограничивают" бедную Науку. И точно также как для разития науки нужны ей необходимы Законы, так и для развития веры и духа необходимы свои Законы. Праведность и (или) святость не могут быть достигнуты человеком без соблюдения человеком (в той или иной степени) этих самых Законов, которые также необходимы ему/ей как помощь от Бога (без которого это вообще невозможно!).
Евгения, 14 января 2016 г. в 19:22
Благодарю! Так просто, так кратко, понятно и в тоже время так ёмко!
Игорь, 17 января 2016 г. в 22:40
Очень хорошая и полезная статья. Конечно, надо разделять религиозный путь, - путь полагания на авторитет и путь прямого постижения. истины. В статье это названо высшим уровнем личностного развития. Можно назвать это достоверным знанием. Можно также назвать это духовным видением. А религиозная духовность есть суррогат духовности. Надо четко понимать, что слепая вера может послужить лишь мотивом для духовного развития, но не гарантирует достоверной истины. С чем нельзя согласиться, так это с определением эзотерики и мистики. Нельзя все учения влить в одну кучу. Безусловно, существовали школы для посвященных, но если лишить духовного статуса все учения, признанные эзотерикой и мистикой, то многих авторитетов придется признать аферистами : Бодхидхарму, даже Будду, Плотина, Паскаля, Якоба Бёме, Аль-Халладжа, Блаватскую, Рерихов, Гурджиева и мн. др. Мистический должно значить необъяснимый, но не воображаемый. Мистическое явление это просто необъяснимое явление. Да и насчет фашистской германии нельзя согласиться. Ведь именно попустительство или толерантность по отношению невежеству и привело гитлера к власти. Сейчас история повторяется... Имеющий уши да услышит. Надо было вовремя начать "всем миром", публично разоблачать ложность и опасность фашизма, а не договоры с фашистской германией заключать. Гитлера привели к власти духовно недоразвитые шовинисты, на то время - простой немецкий народ, электорат. Просто надо прекратить лгать о том, что люди равны.
1 ответ
Гость, 01 августа 2018 г. в 21:56

А можно назвать духовным человека, который заботится о наследии, но не умеет заботиться о наследниках?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Духовные практики и тренинги духовного развития
Духовные практики и тренинги духовного развития — разнообразные мероприятия иногда с элементами тренинга, имеющие целью продвинуть некоторое новое мировоззрение, новую систему ценностей.
01 окт. 2022 г.
Императив духовности
Нет ничего более ценного в мире, чем человек. Но что нужно для того, чтобы каждый человек мог проявить себя как духовная личность? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершенные поступки?
01 янв. 2005 г.
Отклики с Летнего Базового, или духовность по-синтоновски
То, что я раньше называла работой над собой, было лишь раздумьем над проблемами, оценкой собственного поведения, чтением философской и духовной литературы и отсутствием конкретных дел. С одной стороны, я приехала на тренинг подготовленной к изменениям, созревшей до них, жаждущей их, а, с другой стороны, конкретных дел для изменения я еще не сделала. 
01 окт. 2022 г.
Просветление
Просветление - состояние обретения гармонии и совершенства, пришедшее в результате пробуждения от иллюзии несовершенства нас и мира. Просветление - теоретическая конструкция, пришедшая от буддизма - точнее, для нас это нечто, что надумали европейцы по поводу малоизвестного им представления из Востока. То, как представляют просветление в буддизме и что пишут о просветлении в популярных европейских книжках - две большие разницы.
01 янв. 2003 г.
Жить по правде — это как?
Правда — это нравственный ориентир. Жить по правде — значит жить по закону, совести и справедливости.