Концентрация внимания
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить — они это умеют! — сколько приучать. Взрослых людей, по крайней мере многих взрослых людей, концентрации внимания нужно уже учить, и это умение, умение концентрировать свое внимание на важных, а не только интересных вещах — вещь для взрослого человека исключительной важности.
Луч внимания — это энергия, которой мы можем управлять, а круг внимания — это область, на которую мы распределяем энергию нашего внимания. То, на чем мы фиксируем свое внимание, начинает выделяться как некоторая определенная, ясная фигура на общем смутном фоне. Увеличивая круг внимания, мы делаем наше внимание более широким, сужая — более концентрированным. Концентрация — это сужение объема внимания, или, точнее, поддержание его строго на нужном уровне. Наше внимание не всегда должно быть собрано в точку, иногда необходимо, чтобы мы внимательно просматривали целую область.
Спецназовцев учат рассеивать свое внимание, чтобы на опасных участках можно было видеть сразу все вокруг, мгновенно реагируя на опасность из любой точки. Аналогично, опытный водитель за рулем смотрит не в какую-то определенную точку: он смотрит широко, на дорогу целиком. А если он вдруг сконцентрирует свое внимание на рекламном щите или разговоре с попутчиком, он отвлекся от видения дороги целиком и может попасть в аварию.
Однако в других ситуация, когда опасности нет, а задача сложна, нужно уметь сужать круг своего внимания, концентрироваться на узкой задаче, чтобы вас не отвлекало ничего. Чтобы ничего, кроме задачи, для вас на какое-то время не существовало. Сужая свой круг внимания, концентрируясь на самом главном, мы начинаем действовать на этом участке максимально эффективно.
Тесты на концентрацию внимания
Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.
Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
Итак, текст для работы:
бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщ гцкпрокуроргурстабеютеориянтобж еубхамаъхоккейтруицыфцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогею жпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбю нбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафы вьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличн остьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлн ьячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
Оценка результатов. Если на каждую из таблиц вы затрачиваете время не более 40 секунд, у вас концентрация внимания на хорошем уровне. Не более 50 секунд — концентрация на достаточном уровне. Более 50 секунд — слабая концентрация.
Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).
- Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.
- Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.
- Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
- Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.
- Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.
Оценка результатов. У вас хорошая концентрация внимания, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
Хорошая концентрация внимания делает вас не только более внимательным, она улучшает вашу память, мышление и волю, повышает осознанность как при выполнении дел, так и осознанность жизни в целом. Концентрацию внимания можно и нужно тренировать. Хотите? Пожалуйста, тут собраны упражнения для тренировки концентрации внимания.
Комментарии (6):
Я нашёл 24 слова :)