Управление собственным вниманием
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание — это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внимание, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и утверждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокусироваться определенным образом.
Тревожный клиент автоматически концентрируется на своих страхах, как только почувствует малейшее волнение. Депрессивная клиентка убеждена в том, что, почувствовав печаль и безнадежность однажды, она потом не сможет переключиться ни на что иное…
Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое.
Собственно, подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием — спасибо школе за это!
Первый шаг к управлению жизнью и действиями — умение управлять собственным вниманием. Управляя своим и чужим вниманием, можно делать важным и интересным то, что нужно нам. Хорошо, но чем управлять конкретно? Традиционно у внимания выделяют следующие свойства (характеристики) — концентрация, устойчивость, объем, направленность, переключаемость и способность к параллельным процессам. Эти свойства развиваются у детей в процессе жизни, эти качества своего внимания имеет смысл развивать каждому, кто хочет жить более осмысленно и продуктивно. См.→
Управление вниманием как способ самомотивации
Внимание — это энергия, и направляя ее в нужном направлении, вы запускаете нужные вам процессы.
Начните с себя. То, что вы хотите чтобы было для вас важным — пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания — вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное — пусть будет перед вашим носом.
Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.
Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.
Управление вниманием других людей
Управляя вниманием других людей, вы получаете возможность влиять на их поведение. Чем пользуются мамы, когда маленький ребенок тянется к чему не следует? Отвлекают от этого и стараются привлечь внимание к другому, не менее интересному. И это срабатывает не только в отношении маленьких детей: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что видеть ему не надо. Женщины этим пользуются, привлекая внимание мужчин к себе.