Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

31 декабря 2005 г., 06:26

Если направленность психической деятельности на определенные объекты не вызывается постановкой сознательной цели и не связана с волевыми усилиями, то такое внимание называют непроизвольным или непреднамеренным.

Внимание - система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес. А что для нас важно, что представляет для нас интерес?

Непроизвольное внимание реагирует на все значимые внешние обстоятельства. Произвольное и послепроизвольное внимание устремлено к тому, что мы выбрали сами.

Непроизвольное внимание вырабатывалось в процессе эволюции и заботится о нашем выживании.

Неожиданно, в тишине хрустнула веточка: внимание! Может быть, это хищник? А может быть, это наша добыча, которая пытается от нас спрятаться?

Непроизвольное внимание реагирует обычно на три вещи: на сильные раздражители, на все новое и на движение.

Сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук, все яркое и громкое мгновенно привлекает наше внимание. Впрочем, важна не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя, его соотношение с другими раздражителями, в том числе контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра - среди букв и т. д.

Внимание притягивается ко всему новому и движущемуся, уходит из внимания все неподвижное и привычное.

Разведчик, чтобы спрятаться - замирает. Сотрудники внутренних органов проходят специальную подготовку, чтобы быть способным затеряться в толпе, на выделяясь ничем: любопытно, что для этого они обычно немного сутулятся и делают ничего не выражающие, бессмысленные глаза... С другой стороны, девушки привлекают внимание молодых людей яркими украшениями, веселым громким смехом и живыми движениями плеч и бедер, интересной пластикой и "стрельбой глазами"... Веками наработанные технологии собираются в женском военном арсенале, девушки его осваивают и ведут себя так, чтобы приковывать к себе внимание.

Непроизвольное внимание поворачивает нас к тем вещам и событиям, которые могут быть для нас важны. Однако у этого полезного механизма есть свои ограничения: в этом случае не мы управляем ситуацией, а ситуация управляет нами.

Если ребенок сидит в классе на уроке, ему нужно решать задачу, а не отвлекаться на воробьев, весело прыгающих по подоконнику. Подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием - спасибо школе за это!

Внимание может быть произвольным, направленностью и характером которого может управлять сам человек. Умение управлять своим вниманием с рождения не дается никому: человеку или его формирует окружающие (шире - жизнь), либо он вырабатывает его себе сам в процессе самовоспитания. Уже дети могут некоторое время сосредотачиваться на каком-то предмете или задаче не потому что им это интересно, а потому что нужно. Чем лучше мы умеем произвольно управлять концентрацией и направленностью нашего внимания, тем легче нам справляться с различными жизненными задачами. Это тем более привлекательно, что с течением времени привычная направленность внимания перестает нас напрягать, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное, не требующего никаких дополнительных усилий.

Умение управлять собственным вниманием формируется, как любой другой навык, но используется только тогда, когда человек к этому привык, считает должным либо имеет к этому интерес.

  • Управление вниманием
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (2):

Карим, 02 августа 2015 г., 04:14
Отлично, но что-то не нашел абзац о послепроизвольном внимании.
1 ответ
Н.И. Козлов, 02 августа 2015 г., 05:31
Предпоследний абзац, в конце.

Материалы по теме:

Картинка к "Концентрация внимания"
31 дек. 2005 г.
Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить - они это умеют! - сколько приучать. Взрослых людей, по крайней мере многих взрослых людей, концентрации внимания нужно уже учить, и это умение, умение концентрировать свое внимание на важных, а не только интересных вещах - вещь для взрослого человека исключительной важности.
7Подробнее →
Картинка к "Управление собственным вниманием"
01 янв. 2006 г.
Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание - это единственно возможная реальность. "А что еще здесь можно увидеть?" Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.
Картинка к "Внимание"
01 янв. 2006 г.
Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным.