Отцовская модель любви
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Отцовская модель любви — дающая любовь, основной замысел которой: «я тебя люблю, и поэтому ты должен соответствовать определенному качественному уровню». Если материнская модель — мягкость, чувствительность, теплота и безусловное принятие, то отцовская модель — это строгость, нагрузки и требовательность: ожидание того, что то, что я даю, тобой будет взято, усвоено. Отцовская модель любви — это требование соответствовать. «Ты мой сын и не можешь быть трусом». А если трусишь — ты мой сын? «Иди вставай и чисти зубы, грязнули за стол не садятся!» — и действительно без завтрака может оставить… «В нашей семье лентяев нет!» с подтекстом: «Если ты лентяй, ты — не наш!»
Для мужчин жесткая позиция в воспитании — нормально и правильно. Для мужчины дети не просто родная кровинушка, а продолжатели его дела и защитники его ценностей. Тарас Бульба отказался от своего сына, Андрия, когда тот перешел на сторону врагов. А.С. Макаренко расстался с одним из своих воспитанников, который выбрал жизнь вора и бандита. Если дети имеют право на выбор своей жизненной позиции, родители имеют право определить свое отношение к этому выбору детей. Отцовская модель любви — жесткая. Такая любовь воспитывает навык самодисциплины, организованности, ответственности, развивает волевые качества: мужество, смелость, дисциплинированность, решительность и др. (подробнее об этом см. Воля). Так воспитываются мужчины, которые не боятся и не плачут.
Отцовская модель любви — не обязательно любовь отца. По этой модели могут работать руководители, по-отечески распекая любимых подчиненных, эта модель в семье может быть и у дедушки, и у бабушки, и мамы. Бывает, что с определенного возраста и сами дети начинают относиться к своим родителям по такой модели любви: «Мама, выключай свой телевизор, тебе давно пора принять таблетки и в постель!»
При всем этом отцовская модель любви — это, скорее, мужское, она лучше получается у мужчин и легче воспринимается от отца, нежели от матери. Что касается личностных особенностей, то она более свойственна волевым и решительным людям, склонным к требовательности и дисциплине.
Отцовская модель может быть как в позитивном, так и в негативном варианте. «Я тобой любуюсь и хочу, чтобы ты стал еще лучше» — позитивный вариант. «Посмотри, на кого ты похож?!» (Ты ужасный, но это можно исправить) — негативный. Позитивный вариант обычно предпочтительнее.
Отцовскую модель любви не следует путать с эгоизмом родителей. Если отец требует от ребенка то, что будет просто удобнее родителям — это скорее родительский эгоизм, любовью это назвать сложно. Если же требования продиктованы заботой о ребенке и его будущем — это относится к любви, хотя и не очевидно, что к мудрости. Отцовская любовь бывает ошибочной так же, как и материнская, разный только вектор ошибок. Мать слишком часто балует, отец бывает скор на расправу... — при том, что все это происходит от людей любящих.
Хорошо, если отцовская модель любви уравновешивается материнской моделью — иначе есть риск, что воспитуемые не выдержат нагрузок и преждевременно разбегутся от «любящего». Еще бы! Он так любит, что вот-вот задушит строгостью, требованием дисциплины, развития и сильной жизни: рядом с ним бывает холодно и от постоянных нагрузок хочется поскорее убежать. Требовательность без теплоты становится холодным диктатом, выполнять такие требования не хочется совсем, но не выполнять оказывается страшнее — и поэтому приходится делать. А страх — это всегда мотивация негативная. У того, кто боится голова не работает, он готов сказать и сделать все что угодно, лишь бы отстали. Вместо привычки думать своей головой формируется привычка делать только то, что скажут и только тогда, когда напугают.
А если не пугают — можно не делать.
Тем, кто практикует такую модель любви, полезно помнить формулу эффективного влияния: железная рука умного человека в бархатной перчатке.
С мягкой перчаткой тепло и не хочется уходить, а железная рука обеспечивает нужную жесткость и дисциплину. А если учитывать, что все это принадлежит человеку с ясной и толковой головой — то рядом с ним работать и развиваться — интересно и весело, а халтурить и лениться — противно и трудно.
Кстати, еще одно замечание. Если вы собираетесь с кого-то что-то строго спрашивать, убедитесь для начала, что к себе вы предъявляете требования не ниже. Обычно, если требования исходят от человека, который сам не дисциплинирован — такие требования, какими бы они не были настойчивыми и правильными, будут восприниматься в штыки.