Выученные эмоции, чувства и состояния
Выученные эмоции — все те эмоции, которым ребенка (а позже взрослого) научили по имеющимся культурным образцам. Или эмоции, которым он научился сам, но тоже по образцам существующей вокруг него культуры.
Например, скорбь — эмоция выученная.
Выученные эмоции относятся к классу оперативных эмоций.
Выученные эмоции отличаются от врожденных, которым ребенок не обучается, а получает вместе с другими врожденными реакциями и врожденными способностями. Выученные эмоции можно (достаточно условно) разделить на две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
Эмоции, чувства и состояния детской культуры — те, которые придумывают, перенимают друг у друга и осваивают сами дети в первую очередь в связи с задачей управления родителями и другими взрослыми. Напротив того, эмоции и состояния взрослой культуры — те, которые создаются в кругу взрослых людей и с педагогическими целями передаются, вставляются детям. Скорбь, возвышенная любовь или чувство патриотизма — примеры чувств взрослого круга.
В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как стеснительность, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Дети выучивают и осваивают те эмоции состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего.