Эмоции — отражение реальности или выученное поведение?
Автор: Н.И. Козлов, профессор
Ректор Университета практической психологии
Телеграм-канал t.me/kozlovni
Читаем в словарях: «Эмоции — субъективное отражение объективной реальности...». Правда ли, что эмоции берутся из объективной реальности, ее отражая?
Когда эмоция происходит как бессознательная реакция, она есть отражение (зависит от) многих факторов: настроения, состояния здоровье (и душевного и физического), принятых правил поведения, усвоенного личного опыта... А так же погоды на улице и магнитных бурь на Солнце... Сказать, что эмоции зависят от всего, значит не сказать ничего.
Главная ошибка традиционных исследований природы эмоций в том, что эмоции рассматривались в контексте взаимодействия человека со средой: с природной средой. При таком рассмотрении рассматривались адаптивные, сигнальные и прочие функции эмоций, которые на самом деле являются вторичным и малозначимыми. На самом деле центральная функция эмоций — это коммуникативная функция, через выражение эмоций дети общаются с родителями и управляют их поведением, так же как и родители в первую очередь с помощью выражения собственных эмоций передают детям свое отношение к ним, к их действиям и поведению.
Эмоции, рождаясь как инструмент общения и взаимодействия детей и взрослых, формируются в первую очередь как выученное поведение. Основной массив повседневных эмоций — это выученные эмоции. Это все те эмоции, которым ребенка (а позже взрослого) научили по имеющимся культурным образцам. Или эмоции, которым он научился сам, но тоже по образцам существующей вокруг него культуры.
Например, скорбь — эмоция выученная.
Эмоции выучиваются людьми в течении всей жизни, но максимально активно в детстве, образуя две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
Эмоции, чувства и состояния детской культуры — те, которые придумывают, перенимают друг у друга и осваивают сами дети в первую очередь в связи с задачей управления родителями и другими взрослыми. Напротив того, эмоции и состояния взрослой культуры — те, которые создаются в кругу взрослых людей и с педагогическими целями передаются, вставляются детям. Скорбь, возвышенная любовь или чувство патриотизма — примеры чувств взрослого круга.
В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как: стеснительность, усталость, скука, обида, отупение и ступор, растерянность, расстройство, истерика, детская истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Дети выучивают и осваивают те эмоции состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего.
Маленький ребенок еще не умеет обижаться и не знает, на что обижаться правильно, не умеет стесняться и не в курсе, когда это принято, но, приглядываясь к взрослым, он узнает, на какое действие как нужно реагировать. Формируется привычка, шаблон поведения: определенный стимул-определенная эмоция.
«Удача — переживание радости, упал — расстроиться (или удивиться?), вина — чувство вины (или злость?), страдание — переживание (но это только для девочек, потому что мальчики не плачут!), и так далее».
Взрослый человек может пересматривать устоявшиеся шаблоны, привычные эмоции. Топать ножками и валяться по полу с криком и плачем взрослому человеку не пристало, это понятно, а вот правильно ли обижаться, возмущаться и расстраиваться (расстраивать себя) — об этом задумываются не все.
Эмоция — это выученное, привычное реагирование, но все, что когда-то человек выучил, он может и переучить.