Умение слушать
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Умение слушать — великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
Умение ребенка слушать — один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык не сформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.
Любопытно: а вы освоили эти навыки? Хотя бы первый, самый главный навык: когда я говорю, я внимательнейшим образом смотрю на собеседника, и как только замечу, что он хочет что-то сказать, я останавливаюсь и спрашиваю: «А ты что думаешь?» Если вы действительно хотите освоить умение слушать, считайте этот навык главным. Освойте его!
Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного. Деловое слушание — это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов. Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому что он говорит. Похоже, что в общении умение слушать, погружаясь в мысли и чувства собеседника, поддерживая ход его мыслей и разделяя его чувства — важнее, чем умение говорить ярко и интересно. Если вы в течение всего разговора заинтересованно молчали, лишь изредка задавая уточняющие вопросы и когда-то повторяя мысли собеседника, чтобы их лучше понять — скорее всего, собеседник останется в самых лучших чувствах по поводу вашего с ним общения.
Хорошо ли, слушая собеседника, говорить о себе? — Лучше расспрашивать собеседника о нем: о его интересах и предпочтениях. О себе и о своем — тоже можно и хорошо, но в первую очередь для того, чтобы разговорить собеседника.
Вторым по важности моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию — все это создает ощущение «мы вместе, мы свои» и улучшает контакт в общении. Умение и привычка вчувствоваться в собеседника автоматически создает все нужные подстройки между вами, плюс дает вам максимально возможное чувствование того, что сейчас чувствует ваш собеседник, что ему сейчас сказать можно, а что будет неуместно.
Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее — смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой. Тогда люди сами догадаются, что когда-то можно глаза отвести (а именно, когда собеседнику нужно решить что-то внутри себя), все остальное время разговора чем больше между людьми контакт глаз, тем лучше.
Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены — и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом общение в кругу негативных тем — помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык Тотального Да сделает ваше слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что вы его слышите и понимаете, в то время как вы действительно смогли услышать то дельное, что человек хотел сказать.
Умелые собеседники, слушая, повторяют основные мысли собеседника во внутренней речи, а при необходимости уточнить мысль повторяют ее другими словами или придают ей другой оттенок, чтобы собеседник мог на это откликнуться и уточнить свою мысль. Эта техника, известная как внутренний и внешний переводчик, помогает собеседникам лучше слышать друг друга и согласовывать свои позиции.
Полезная мелочь — использование знаков слушания: кивки, «угу», вспышки глазами на те или иные интересные или важные моменты в речи собеседника, парафраз смысла и отражение его чувств.
Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания — все, что вы освоите, будет очень полезным. Тем не менее, для решения профессиональных задач первой задачей обычно ставят освоение нерефлексивного слушания, в течение которого вы приучаетесь вливаться и вчувствоваться в речь собеседника с минимальным собственным внешним участием. Освоив нерефлексивное слушание, следующим шагом оказывается отработка активного слушания, в котором слушание все больше превращается в совместный диалог. Активное слушание по мужскому типу, ориентированное преимущественно на разум и логику, называется рефлексивным слушанием. Активное слушание по женскому типу, ориентированное на чувства и отношения слушание от сердца к сердцу — эмпатическое слушание.
Внешним выражением активного слушания являются знаки слушания: поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, вспышки глазами, поддакивание в знак согласия, угуканье в знак слушания...
Активное слушание по мужскому и женскому типу
Активное слушание имеет свои гендерные особенности.
Активное слушание по мужскому типу, так называемое рефлексивное слушание, предназначено в первую очередь для делового стиля общения. В таком слушании нужно усвоить и разумно переработать передаваемую информацию, это слушание содержательное, с вопросами типа: «где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?» Разбор, анализ, разумная критика и подсказки — в рефлексивном слушании нормальны и приветствуются.
Вдумчивость — внутренняя основа рефлексивного слушания. Владение техникой «Повтори, согласись, добавь» — показатель освоенности этого стиля слушания.
Активное слушание по женскому типу, так называемое эмпатическое слушание, в большей степени личное и ориентировано не на собственно информацию, а на чувства и отношения: «как ты к этому относишься, что ты почувствовала», где реплики в целом выполняют функцию скорее эмоциональной поддержки и сочувствия, чем интеллектуального интереса.
Развитое вчувствование и грамотный парафраз, обращение к чувствам и отражение чувств — показатель способности к активному слушанию по женскому типу.
Учитывая, что преобладающий контингент психологов — женщины, психологи чаще осваивают и практикуют активное слушание по женскому типу, эмпатическое слушание, отражающее и поддерживающее чувства собеседника. Аналогично, когда психологи обучают родителей, как устанавливать контакт с детьми и подростками, они также чаще передают женскую модель активного слушания. Это разумно и оправдано, однако перенос этой модели в общение с мужчинами и в деловую сферу будет уже ошибочным, вызовет непонимание и протест. Мужчинам на работе нужно по делу, а не про чувства.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Искусство умного общения»
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>
Комментарии (8):
Расскажите об этой практике, очень интересно! Спасибо!
Да, уметь слушать действительно очень важно, особенно в семейной жизни. Опрос свыше 20 000 пар показал, что более счастливы те, чей спутник жизни умеет внимательно слушать. В одной мудрой книге говорится; "всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев".
Замечательные мысли, спасибо! Особенно хочется отметить про совет вчувствоваться и уметь слышать именно собеседника, а не свои различные соображения по поводу услышанного. Замечаю за собой, что порой понимание проблемы о которой говорит собеседник мешает вслушаться в него и проявить сочувствие, потому что на языке уже готовое решение его проблемы, а ему важнее скорее всего не решение проблемы, а внимание и сочувствие. Да слышать других это настоящее искусство которое необходимо совершенствовать, спасибо за это важное напоминание.
Спасибо вам за статью. Очень интересные практичные советы. Да, умение слушать это искуство, которому нужно учиться. И ваши советы, я думаю, могут помочь правильно слушать. Умение слушать говорит об уважении к собеседнику. Мудрый царь Соломон говорил, что есть время молчать и есть время говорить. Когда говорит собеседник это время молчать, слушать и вникать.