Не перебивай!
Автор: Юлия Корепанова
Выпускница Университета практической психологии
По лекциям проф. Н.И. Козлова
Мой ОЗР:
- Следить за тем, как часто другие перебивают
- Отследить, сколько раз в течение 15 минут мне хочется перебить, по какой причине
- Продумать, как помнить о мыслях, возникающих по ходу прослушивания — найти минимум 3 способа фиксировать мысли так, чтобы это не было перебиванием.
- Продумать, в каких случаях все-таки надо перебить, как это делать красиво и вежливо
- Дойти до следующего уровня: начинаю разговоры либо по делу, либо по запросу (запрос в виде вопроса или повисшей паузы — у человека нет инициатив и он мне передает инициативу), слушаю активно и без перетягивания одеяла на себя
Выполняя это упражнение Дистанции, я научилась быть «естественным ведущим» беседы в разговорах с родными. Раньше мне казалось, что я должна задавать темы, темп, полностью контролировать «сценарий». Теперь я больше позволяю людям говорить, а сама задаю вопросы. Все вокруг из молчунов вдруг превратились в интересных, дельных, умных собеседников. Как я много теряла, когда я постоянно перебивала!
Почему все-таки люди перебивают?
Кажется, что все просто — отсутствие воспитания в этом вопросе. Мало кого с детства учили грамотно вести беседы. Даже я замечаю в нашей семье: ребенок 8 лет подходит к нам с мужем и очень свободно прерывает нас на полуслове, начинает говорить о своем. Мы с мужем как послушные телята тут же сворачиваем беседу и фокусируемся на ребенке («Это же ребенок!», «Ребенку нужно внимание», «Мы и так мало времени с ним проводим»). После выполнения упражнения «Не перебивать» захотелось сына научить быть вежливым и не перебивать. Уже не просто пора, а срочно надо этим заняться.
В каких случаях буквально нужно перебивать?
Кажется, что самый очевидный контекст — это ограниченное время (например, беседа затягивается, а человеку нужно успеть в какое-то место). За всю неделю у меня лично только единожды была необходимость прервать человека на полуслове — надо было сына из школы забирать. Во всех остальных случаях мои умные собеседники не злоупотребляли моим слушанием, и это всегда была именно беседа, а не монолог. Зря я опасалась, что мне теперь никто и рта не даст раскрыть. И даже больше: кажется, меня стали внимательнее слушать. Правильно говорят: лучше меньше, да лучше.
Как не забыть гениальные идеи, которые хочется вставить в разговор? Как не забыть свои мудрые реплики в ожидании своей очереди для «сказать»?
Способ 1. Ничего не надо запоминать. Если реплика была гениальная, ты ее не забудешь. Если бестолковая, то и хорошо, что забудешь.
Способ 2. Мысленно скажи «Я контейнирую». И мысленно сложи мысль в контейнер. Я уже это применяю и пока я, действительно, не забыла ничего из того, что «законтейнировала».
«Эффективная коммуникация:
от обсуждения разногласий к проведению эффективного совещания»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>