Эффективный сотрудник
Автор: Н.И. Козлов и Наталия Дворкина, бизнес-психолог
Эффективный сотрудник выполняет поставленные руководителем задачи точно, в срок и без лишних затрат.
Основные показатели (компетенции), по которым можно оценить эффективность работы сотрудника:
- Ответственность. В запуске трудного дела это смелость инициативы, уравновешиваемая разумной осторожностью: прежде чем взяться за дело, взвешивание своих возможностей: справлюсь ли? Не подведу ли? В продумывании дела - внимательный расчет, в исполнении - обязательность, в финале - ответственность за результат. Если же дело оказалось не сделано и негативные последствия наступили - чувство ответственности за дело проявляется в готовности признать свои ошибки и за наступившие последствия нести наказание, либо при необходимости платить (временем, усилиями, репутацией, а когда нужно и деньгами) за неудачу.
- Активность. Приложит усилия к тому, чтобы сделать как можно быстрее.
- Пунктуальность. Всегда ставит разумные сроки и укладывается в них.
- Инициативность. Ищет новые подходы и решения, проявляет креативность в большинстве ситуаций.
- Аналитика. Анализирует произошедшие события, выявляет причинно-следственные связи, продумывает шаги вперед, обладает системным, стратегическим мышлением.
- Самостоятельность. Ищет и находит решения даже для сложных и нестандартных задач.
- Результативность. Все действия построены в единую цепочку для достижения результата. Как минимум 90% задач завершаются результативно.
- Доброжелательность. "Солнышко". От общения с ним настроение улучшается, партнерские отношения строит в русле конструктивного взаимодействия, настраивает на позитив.
- Эмоциональная устойчивость. Эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Способен трезво рационально оценивать сложные ситуации и качественно работать в условиях стресса.
Тут можно скачать форму к экселе, помогающую руководителю сделать оценку эффективности работы сотрудника. Форма разрабатывалась в процессе оценки эффективности методики Дистанции - системы пошагового развития личности.
Эффективный сотрудник обычно хорошо знает, что такое корпоративная культура, и соблюдает формат общения с руководителем. Однако могут быть и исключения, в любом случае в процессе повышения квалификации любого сотрудника этот тема также должна быть поднята, поэтому в этой же статье сформулируем основные пункты этого формата.
Когда шеф дает задание, сотрудник не спрашивает "А почему я? Почему мне?", а внимательно выслушивает, что нужно сделать, и уточняет детали. Если сотрудник не согласен с распоряжением шефа, он может перед выполнением спросить разрешения выразить свое мнение по этому поводу.
Порученное выполняется как следует и в срок. Если возникли затруднения, сотрудник не расстраивается и не бросает дело, а ставит шефа о происходящем в известность и далее действует по новым указаниям.
Порученный вопрос должен быть закрыт, то есть об исполнении руководству должно быть доложено и получено подтверждение о том, что сделано все и так, как следует. Форма такого вопроса не "Ну, все?", а "Нужно ли сделать что-то еще? Могу ли я помочь чем-то еще?"
Безусловный приоритет разговора с руководителем перед разговором с другими сотрудниками. Если к сотруднику обращается шеф, сотрудник не отвлекается на разговоры с коллегами или звонки из дома.
Если шеф недоволен действиями сотрудника, сотрудник не обсуждает поведения шефа, а уточняет, что и как на будущее делать следует.