Деловая ответственность
Деловая ответственность — ответственность перед делом. Деловая ответственность может быть рассмотрена также как вариант социальной ответственности, но в силу важности ее выделяют отдельно. Рост деловой ответственности — одна из линий развития личности.
К сфере деловой ответственности относят ответственность за дело, ответственность за деловые инициативы, ответственность за выбор цели или средств, ответственность за результат. В том числе это ответственность за выполнение рабочих операций, за соблюдение технологий качества, за результат (все работает, все довольны), за часть системы или всю систему
Одна из шкал оценки деловой эффективности имеет следующий вид:
- (-2) Предлагает и приступает к реализации инициатив без предварительного обдумывания и взвешивания возможностей. Часто переоценивает свои возможности. Рискует без необходимости.
- (-1) Не думает о том, что обязательства надо выполнять, а за невыполнение — платить. Откладывает дела на потом, говорит о том, что решения не им принимаются и от него не зависят. При невыполнении дела оправдывается и перекладывает вину на обстоятельства и других людей.
- (0) Что сказали — то и сделал. За результат отвечает тот, кто дает указания.
- (1) Чаще всего выполняет свои обязательства в срок или предупреждает о невозможности выполнения с приведением аргументации и предложением решений.
- (2) В запуске трудного дела это смелость инициативы, уравновешиваемая разумной осторожностью: прежде чем взяться за дело, взвешивание своих возможностей: справлюсь ли? Не подведу ли? В продумывании дела — внимательный расчет, в исполнении — обязательность, в финале — ответственность за результат. Если же дело оказалось не сделано и негативные последствия наступили — чувство ответственности за дело проявляется в готовности признать свои ошибки и за наступившие последствия нести наказание, либо при необходимости платить (временем, усилиями, репутацией, а когда нужно и деньгами) за неудачу.
Линейка деловой ответственности
Возрастание объема деловой ответственности отражено в линейке деловой ответственности. В соответствии с этой концепцией, человек в деловой сфере проходит следующие этапы развития: иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец. См.→
Владелец в практической психологии — уровень профессионального и личностного развития. Я отвечаю не только зарплатой и репутацией, но чем-то большим. Когда сотрудник находится на этом уровне, он готов расплатится за ошибку собственными деньгами. А другие нет — я на работе, не нравится — увольте.