Вам нужны сотрудники на «5»?
Автор: Александр Шемякин, предприниматель, коуч и бизнес-консультант
Выпускник Университета практической психологии
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут.
Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
Продолжу свои размышления:
- Сотрудники на «5» уже работают на своем месте, при деле и получают за это достойные деньги (которые вы скорее всего не потянете). А порой еще хороший не материальный пакет привилегий… В качестве приложения.
- Большинство сотрудников на «5» уже задумываются о своем деле или являются собственниками своего бизнеса. Это вы и есть, очнитесь. Давайте угадаю (это для собственников), вы когда-то были одним из лучших в своем деле (в компании, отделе). Согласны?
- Две трети сотрудников на «5» прекрасно понимают «радужные перспективы» которые их ждут на вашем замечательном (новом) рабочем месте. Умеют считать риски, оценивать вероятность успеха проекта перехода в новую компанию. И оставаясь реалистами, остаются на своем теплом рабочем месте.
- Да, есть вероятность, что одному из армии «отличников боевой подготовки» вдруг стало скучно… И перспектива навести порядок в вашем проекте вдруг окажется ему по душе. И он, как настоящий Геракл, засучив рукава отправится в ваши Авгиевы конюшни. Возможно, только давайте признаемся (снова честно) — маловероятно.
Поэтому, чтобы сэкономить время, предлагаю тезис «на подумать». Скорее всего мы с вами (малый бизнес) должны
Научиться с сотрудниками на «3» и «4» получать результат на «5»
Это как? Поясню. Позавчера была встреча с одним клиентом, который хочет как можно быстрее «заткнуть» дыры и найти 5-7 новых сотрудников. Что работало, чтобы поправили, чтобы были дельными. Вопрос не сложный — 3 конкурса, 10 рабочих дней и вменяемое количество денег. Мой ответ был простым (и немного удивил собственника): не надо искать сотрудников. Это ни к чему хорошему не приведет. Стоить вспомнить хороший принцип «3П»:
Правильные люди в Правильной системе делают Правильные вещи
И большинство (из нас) пытаются начать с правильных людей. Мне кажется, стоить начинать с правильной системы, которая для начала проектируется «на бумаге». А потом (по чертежам) воплощается в жизнь. И если в не правильную систему «вставить» правильных людей, на выходе ничего хорошего (правильных вещей) не получится. Исключение — вам попадется правильный человек, который умеет делать правильные системы. Цена такого специалиста (чтобы вы не сильно фантазировали) по моим оценкам от 250 000 рублей в месяц.
Вам это по карману?
Еще раз говорю, это не «художник по процессам». А тот, кто реально сделает процессы жизнью компании. Воплотит архитектурный замысел (то, что нарисовал) в жизнь. Я снова про процессный подход, коллега. Который позволяет с сотрудниками на «3» и «4» получать результат на «5». Эта тема вызывает серьезное сопротивление у представителей бизнеса (из личного опыта). И сегодня хотелось бы ответить на вопрос:
- Понимание «как работает» компания. Где возникают сбои, почему и что можно с этим сделать.
- Рост капитализации (EVA). Компания описанная может стоить в разы дороже, чем компания не описанная. Мои знакомые думают о покупке франшизы. В цене франшизы описательная часть + бренд стоят почти 50%.
- Осознанное улучшение. Понимая «как должно быть», можно понять «чего не хватает» и «как сделать лучше»
- Увеличение прибыли. Описанные компании более рентабельные, чем интуитивные…
- Человеческий фактор. Он сильно снижается, и успех становится величиной управляемой
Что получает от процессного подхода ваш сотрудник:
- Ясность «за что отвечаю». Спокойствие и понимание по вопросу «где моя работа». И «где не моя»…
- Премия за четкие (измеримые) показатели (KPI). По моим оценкам в половине компаний премий либо реально нет, либо платятся они по настроению пятки левой ноги начальника.
- Участие в развитии. Люди (особенно на «4» и «5») хотят быть сопричастными к этому процессу
- Довольный клиент. Не случайно, а регулярно. Как результат: он не хамит, быстро платит, улыбается, не трепет нервы, рекомендует друзьям и коллегам
- «Понятный» менеджмент. Выставлены границы «что такое хорошо, что такое плохо». Ясность за что наказывают, за что поощряют.
Вот такая вот игра получается: «выиграл-выиграл»
А если вам хочется быстро и не занудно (большинство книг и семинаров на эту тему действительно «тяжеловаты» для понимания) научиться использовать процессный подход. Разобраться как объединить усилия всех сотрудников в одном направлении, что это должно быть за направление. Как научить сотрудников на «3» и «4» получать результаты на «5», как описывать для них процессы чтобы было всем понятно.