Как отформатировать сотрудников без конфронтации
Эффективная команда — основа успешного бизнеса
Работа занимает в жизни большинства людей чуть ли не половину всего времени. А собственники бизнеса, которые сами руководят всеми процессами, отдают ему практически 100% своих ресурсов. Но даже полная самоотдача и вовлеченность руководителя не гарантируют бизнесу успеха и процветания — куда больше зависит от правильного построения коллектива, грамотного выбора сотрудников, отлаженных процессов коммуникации и взаимоотношений в компании.
Если перед вами стоит цель — успешный работающий бизнес, приносящий вам доход, — вам следует в первую очередь задуматься о построении крепкой и эффективной команды сотрудников.
Роли, которые играют ваши сотрудники
Мечта любого руководителя — адекватные сотрудники, способные ответственно подходить к выполнению своих обязанностей и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Их меньшинство.
Гораздо более распространен другой тип — эти люди будто бы и ходят на работу, однако их нельзя назвать ни ценными, ни полезными, ни эффективными работниками. Они чаще остальных саботируют рабочий регламент, опаздывают, спорят, обижаются, провоцируют конфликты и вносят хаос в работу коллектива. И к сожалению, именно они являются среднестатистическими сотрудниками, с которыми приходится иметь дело руководителям. Поведение таких сотрудников укладывается в две стандартные роли — «Жертва» и «Дурик».
«Жертва» всегда находит оправдания своих провалов во внешнем мире. Ее можно узнать по стандартным фразам-отговоркам:
- «Я не успеваю даже на обед сходить!»
- «Вы знаете, тут такие обстоятельства... »
- «Мне поздно сообщили...»
- «Мне же нужно когда-то отдыхать!»
Внешний вид и выражение лица жертвы подчеркивает ее якобы угнетенное положение, вечное несчастье, недовольство окружающими и жалость к себе.
«Дурик» — не обязательно глупец на самом деле. Эта роль позволяет человеку избежать ответственности, переложить свою проблему на плечи других людей. На любой вопрос у такого сотрудника заготовлены реплики:
- «А чего сразу я?»
- «А вы мне не говорили!»
- «А я не знал!»
Разговаривать с Жертвами и Дуриками из адекватной позиции уважающих друг-друга людей практически невозможно. Позволяя им оставаться в этих ролях и говорить свои коронные фразы, вы, как руководитель, всегда будете неэффективны.
Недостаток опыта в управлении командой приводит к совершению типичных ошибок. В борьбе с любителями сыграть жертву или уйти в несознанку руководители в силу своих личностных особенностей идут по знакомым путям решения проблем с сотрудниками:
- настаивают на строгом выполнении рабочего регламента;
- повышают голос, ведут себя агрессивно;
- пытаются достучаться, ведут долгие психотерапевтические беседы и позволяют сотруднику сесть себе на шею.
Ни одна из этих стратегий не работает, т.к. вы обращаетесь к человеку, находящемуся в удобной для него роли, с которой он не собирается расставаться.
Как построить и отформатировать сотрудников без конфронтации
К счастью для многих бизнесменов и руководителей, проблема кадров и построения гармоничного и эффективного рабочего коллектива решаема.
Для этого вам нужно начать с себя и пересмотреть свой стиль руководства, выработать особый подход к управлению сотрудниками. Его можно назвать отеческим — руководитель выступает в роли мудрого, внимательного, справедливого, но строгого отца.
Яркий пример такого подхода можно найти в кинофильме «Крестный отец» — дон Карлеоне демонстрирует практически отеческое отношение к своим приближенным и остается при этом непререкаемым авторитетом.
1. Предложите своим сотрудникам простые и понятные правила взаимодействия, которые будут действовать в обе стороны.
«Я предлагаю тебе быть со мной в одной команде:
- У нас общая цель — эффективный бизнес, высокие доходы
- Мы свои: доверие и здравый смысл
- Я честен с тобой, ты честен со мной — ролей не играешь
- А если что — я тебя предупрежу…»
Основа таких отношений — взаимное уважение, доверие и признание своих обязанностей. Люди, не способные поддерживать такие отношения, отсеются сразу же и не будут тратить ваше время и ресурсы.
2. Обозначьте фразы из лексикона Жертвы и Дурика, которые вы не хотите слышать в рабочей коммуникации.
«Так мы не разговариваем. Да?»
- А почему я?
- Это все они!
- А что я мог поделать?
- Я отошла только на минутку!
- Я звонил, там не отвечают!
- Они меня уже достали
- Ну, я не знаю…»
Исключив из употребления и запретив фразы подобного рода, вы сможете предупредить попытки сотрудников снова вцепиться в удобные роли и сбросить с себя ответственность за выполнение поставленных задач. Останавливайте любую попытку сотрудника обратиться Жертвой или Дуриком — «Так мы не разговариваем. Да?».
3. Оставайтесь на связи с вашими сотрудниками.
«Как я могу тебе помочь?»
- В чем проблема, какая задача?
- Твои варианты решения…(не менее 3)
- Что нужно от меня?
- Что возьмешь на себя?»
Помочь своему подчиненному — не значит сделать все за него. Это значит — показать ему наиболее эффективный путь решения его проблемы. Не подсказывайте варианты — а спрашивайте, что конкретно предлагает сотрудник. И помните, что ответы типа «Ну, я не знаю...» — не принимаются. Ответственный и компетентный работник должен сам предложить не менее трех вариантов решения проблемы. Ваша задача, как руководителя, акцентировать его внимание на оптимальном пути, показать пальчиком верное направление действий.
Высший пилотаж — если вы сумеете не только помочь подчиненному, но и дать ему еще одну новую задачу.
4. Установите четкий формат взаимоотношений в коллективе.
- Приходим без опозданий. Все выполняем в срок.
- Не критикуем. Не возражаем.
- Собранность и улыбка.
- Говорим коротко и только по делу. Чувства — убираем.
- Дурик и Жертва — не наше.
- Вместо жалоб — подготовленный вопрос.
Такие простые и четкие правила помогут вам, как руководителю, контролировать сотрудников и избегать конфронтации — люди, которые не согласны с вашими правилами, вряд ли надолго задержатся в коллективе.
Не забывайте, что именно вы, руководитель, лидер, показываете пример того, как нужно себя вести.
Всегда имейте план Б
Проницательный и опытный руководитель знает, что построить сильную команду во всей компании не всегда возможно.
Значит ли это, что бизнес обречен? — Конечно же нет.
Иногда достаточно поработать над сплочением ближайшего к руководителю круга сотрудников — людей, принимающих решения, контролирующих качество работы всего коллектива, задающих вектор развития компании. Единство целей и объединяющие вас принципы работы — это стабильная основа, на которой можно строить любое успешное дело.
Следующий круг сотрудников компании — менеджеры и исполнители — не всегда готовы подчиняться разработанным вами правилам поведения. Строить крепкую команду с людьми, не готовыми быть с вами единомышленниками — не рентабельно. Помните о том, что люди, работая у вас, могут преследовать личные цели, иногда идущие вразрез с общим направлением деятельности компании. Конфликты в такой среде неизбежны и их не стоит бояться. Здесь можно применять стандартные отработанные десятилетиями способы воздействия — взыскания, штрафы, увольнение.