Как отформатировать сотрудников без конфронтации

02 августа 2000 г., 06:45

Эффективная команда - основа успешного бизнеса

​​​​​​​Работа занимает в жизни большинства людей чуть ли не половину всего времени. А собственники бизнеса, которые сами руководят всеми процессами, отдают ему практически 100% своих ресурсов. Но даже полная самоотдача и вовлеченность руководителя не гарантируют бизнесу успеха и процветания - куда больше зависит от правильного построения коллектива, грамотного выбора сотрудников, отлаженных процессов коммуникации и взаимоотношений в компании. ​​​​​​​

Если перед вами стоит цель - успешный работающий бизнес, приносящий вам доход, - вам следует в первую очередь задуматься о построении крепкой и эффективной команды сотрудников.

Роли, которые играют ваши сотрудники

Мечта любого руководителя - адекватные сотрудники, способные ответственно подходить к выполнению своих обязанностей и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Их меньшинство.

Гораздо более распространен другой тип - эти люди будто бы и ходят на работу, однако их нельзя назвать ни ценными, ни полезными, ни эффективными работниками. Они чаще остальных саботируют рабочий регламент, опаздывают, спорят, обижаются, провоцируют конфликты и вносят хаос в работу коллектива. И к сожалению, именно они являются среднестатистическими сотрудниками, с которыми приходится иметь дело руководителям. Поведение таких сотрудников укладывается в две стандартные роли - “Жертва” и “Дурик”.

“Жертва” всегда находит оправдания своих провалов во внешнем мире. Ее можно узнать по стандартным фразам-отговоркам:

  • “Я не успеваю даже на обед сходить!”
  • “Вы знаете, тут такие обстоятельства... ”
  • “Мне поздно сообщили...”
  • “Мне же нужно когда-то отдыхать!”

Внешний вид и выражение лица жертвы подчеркивает ее якобы угнетенное положение, вечное несчастье, недовольство окружающими и жалость к себе.

“Дурик” - не обязательно глупец на самом деле. Эта роль позволяет человеку избежать ответственности, переложить свою проблему на плечи других людей. На любой вопрос у такого сотрудника заготовлены реплики:

  • “А чего сразу я?”
  • “А вы мне не говорили!”
  • “А я не знал!”

Разговаривать с Жертвами и Дуриками из адекватной позиции уважающих друг-друга людей практически невозможно. Позволяя им оставаться в этих ролях и говорить свои коронные фразы, вы, как руководитель, всегда будете неэффективны.

Недостаток опыта в управлении командой приводит к совершению типичных ошибок. В борьбе с любителями сыграть жертву или уйти в несознанку руководители в силу своих личностных особенностей идут по знакомым путям решения проблем с сотрудниками:

  • настаивают на строгом выполнении рабочего регламента;
  • повышают голос, ведут себя агрессивно;
  • пытаются достучаться, ведут долгие психотерапевтические беседы и позволяют сотруднику сесть себе на шею.

Ни одна из этих стратегий не работает, т.к. вы обращаетесь к человеку, находящемуся в удобной для него роли, с которой он не собирается расставаться.

Как построить и отформатировать сотрудников без конфронтации

К счастью для многих бизнесменов и руководителей, проблема кадров и построения гармоничного и эффективного рабочего коллектива решаема.

Для этого вам нужно начать с себя и пересмотреть свой стиль руководства, выработать особый подход к управлению сотрудниками. Его можно назвать отеческим - руководитель выступает в роли мудрого, внимательного, справедливого, но строгого отца.

Яркий пример такого подхода можно найти в кинофильме “Крестный отец” - дон Карлеоне демонстрирует практически отеческое отношение к своим приближенным и остается при этом непререкаемым авторитетом.

1. Предложите своим сотрудникам простые и понятные правила взаимодействия, которые будут действовать в обе стороны.

“Я предлагаю тебе быть со мной в одной команде:

  • У нас общая цель - эффективный бизнес, высокие доходы
  • Мы свои: доверие и здравый смысл
  • Я честен с тобой, ты честен со мной - ролей не играешь
  • А если что - я тебя предупрежу…”

Основа таких отношений - взаимное уважение, доверие и признание своих обязанностей. Люди, не способные поддерживать такие отношения, отсеются сразу же и не будут тратить ваше время и ресурсы.

2. Обозначьте фразы из лексикона Жертвы и Дурика, которые вы не хотите слышать в рабочей коммуникации.

“Так мы не разговариваем. Да?"

  • А почему я?
  • Это все они!
  • А что я мог поделать?
  • Я отошла только на минутку!
  • Я звонил, там не отвечают!
  • Они меня уже достали
  • Ну, я не знаю…”

Исключив из употребления и запретив фразы подобного рода, вы сможете предупредить попытки сотрудников снова вцепиться в удобные роли и сбросить с себя ответственность за выполнение поставленных задач. Останавливайте любую попытку сотрудника обратиться Жертвой или Дуриком - “Так мы не разговариваем. Да?”.

3. Оставайтесь на связи с вашими сотрудниками.

“Как я могу тебе помочь?"

  • В чем проблема, какая задача?
  • Твои варианты решения…(не менее 3)
  • Что нужно от меня?
  • Что возьмешь на себя?”

Помочь своему подчиненному - не значит сделать все за него. Это значит - показать ему наиболее эффективный путь решения его проблемы. Не подсказывайте варианты - а спрашивайте, что конкретно предлагает сотрудник. И помните, что ответы типа “Ну, я не знаю...” - не принимаются. Ответственный и компетентный работник должен сам предложить не менее трех вариантов решения проблемы. Ваша задача, как руководителя, акцентировать его внимание на оптимальном пути, показать пальчиком верное направление действий.

Высший пилотаж - если вы сумеете не только помочь подчиненному, но и дать ему еще одну новую задачу.

4. Установите четкий формат взаимоотношений в коллективе.

  • Приходим без опозданий. Все выполняем в срок.
  • Не критикуем. Не возражаем.
  • Собранность и улыбка.
  • Говорим коротко и только по делу. Чувства - убираем.
  • Дурик и Жертва - не наше.
  • Вместо жалоб - подготовленный вопрос.

Такие простые и четкие правила помогут вам, как руководителю, контролировать сотрудников и избегать конфронтации - люди, которые не согласны с вашими правилами, вряд ли надолго задержатся в коллективе.

Не забывайте, что именно вы, руководитель, лидер, показываете пример того, как нужно себя вести.

Всегда имейте план Б

Проницательный и опытный руководитель знает, что построить сильную команду во всей компании не всегда возможно.

Значит ли это, что бизнес обречен? - Конечно же нет.

Иногда достаточно поработать над сплочением ближайшего к руководителю круга сотрудников - людей, принимающих решения, контролирующих качество работы всего коллектива, задающих вектор развития компании. Единство целей и объединяющие вас принципы работы - это стабильная основа, на которой можно строить любое успешное дело.

Следующий круг сотрудников компании - менеджеры и исполнители - не всегда готовы подчиняться разработанным вами правилам поведения. Строить крепкую команду с людьми, не готовыми быть с вами единомышленниками - не рентабельно. Помните о том, что люди, работая у вас, могут преследовать личные цели, иногда идущие вразрез с общим направлением деятельности компании. Конфликты в такой среде неизбежны и их не стоит бояться. Здесь можно применять стандартные отработанные десятилетиями способы воздействия - взыскания, штрафы, увольнение.


  • Формат с сотрудниками
  • Деловая сфера
  • Бизнес

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Вам нужны сотрудники на «5»?"
01 мая 2019 г.
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут. Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
0Подробнее →
Картинка к "Руководитель-психолог-7: 5 «Не» у Вашего сотрудника - от плохого настроения до увольнения"
07 авг. 2018 г.
На своих (и не только) тренингах, разбирая кейсы самых сложных переговоров с сотрудниками, я в определенный момент выявил в каждой сложной ситуации некоторую закономерность, своеобразный алгоритм, по которому сотрудник последовательно двигался, например, к увольнению. То есть необходимость переговоров (уже сложных к этому моменту) возникала с ним не внезапно, а, скажем так, нарастала, иногда по экспоненте.
Картинка к "Руководитель-психолог-9: Эффект Пигмалиона-Розенталя на службе мотивации персонала"
29 авг. 2018 г.
Психологам известен Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Картинка к "Требовательность руководителя"
01 сент. 2021 г.
Как лучше мотивировать: позитивом или негативом? Когда как. Бодрых и заряженных воспламенит позитив. Ленивых и расслабленных лучше соберет негатив.
Картинка к "Что делать с талантливым сотрудником, который "зазвездился"?"
01 апр. 2019 г.
А если на этом сотруднике дердится половина проектов компании?​​​​​​​ Интересно, но похожий вопрос от руководителей очень разного уровня я слышу в среднем несколько раз в неделю. Очевидно, что появление подобных «звездных» сотрудников ― некая современная тенденция. Тенденция, которая доставляет немало хлопот современным руководителям.
Картинка к "Деловой формат"
01 окт. 2022 г.
Совокупность требований к стилю поведения и общения, когда люди заняты делом. 
Картинка к "Как приучать к формату"
28 июл. 2020 г.
Приучать к формату нужно всех, но всех - по разному. Маленькие дети - это особый разговор.
Картинка к "Правила входа для новых сотрудников"
01 апр. 2019 г.
Первый месяц работы – очень важный период. Устанавливаются правила, притираются «душевные механизмы», складываются привычки. А вот какие, зависит от вас (коллега-руководитель).
Картинка к "Руководитель-психолог-2: В лес за «ГРИБами», или 4 типа готовности сотрудников к работе"
02 авг. 2018 г.
В большинстве книг и тренингов первым шагом взаимодействия с сотрудником считается постановка задачи/делегирование функции.
Картинка к "Руководитель-психолог-8: «Знаю, что подчиненный вредит, а доказательств нет...»"
08 авг. 2018 г.
На тренингах участники часто меня спрашивают: «А что делать, когда вот знаю точно, шкурой, блин, чувствую, что подчиненный вредит, а доказательств нет?» Бывало у Вас такое? Есть такое понятие как имидж человека. Скажем, имидж подлеца. Мы лично не испытывали со стороны человека подлости, но «вот, так про него говорят».