Как отформатировать сотрудников без конфронтации

02 августа 2000 г. в 06:45

Эффективная команда — основа успешного бизнеса

Работа занимает в жизни большинства людей чуть ли не половину всего времени. А собственники бизнеса, которые сами руководят всеми процессами, отдают ему практически 100% своих ресурсов. Но даже полная самоотдача и вовлеченность руководителя не гарантируют бизнесу успеха и процветания — куда больше зависит от правильного построения коллектива, грамотного выбора сотрудников, отлаженных процессов коммуникации и взаимоотношений в компании.

Если перед вами стоит цель — успешный работающий бизнес, приносящий вам доход, — вам следует в первую очередь задуматься о построении крепкой и эффективной команды сотрудников.

Роли, которые играют ваши сотрудники

Мечта любого руководителя — адекватные сотрудники, способные ответственно подходить к выполнению своих обязанностей и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Их меньшинство.

Гораздо более распространен другой тип — эти люди будто бы и ходят на работу, однако их нельзя назвать ни ценными, ни полезными, ни эффективными работниками. Они чаще остальных саботируют рабочий регламент, опаздывают, спорят, обижаются, провоцируют конфликты и вносят хаос в работу коллектива. И к сожалению, именно они являются среднестатистическими сотрудниками, с которыми приходится иметь дело руководителям. Поведение таких сотрудников укладывается в две стандартные роли — «Жертва» и «Дурик».

«Жертва» всегда находит оправдания своих провалов во внешнем мире. Ее можно узнать по стандартным фразам-отговоркам:

  • «Я не успеваю даже на обед сходить!»
  • «Вы знаете, тут такие обстоятельства... »
  • «Мне поздно сообщили...»
  • «Мне же нужно когда-то отдыхать!»

Внешний вид и выражение лица жертвы подчеркивает ее якобы угнетенное положение, вечное несчастье, недовольство окружающими и жалость к себе.

«Дурик» — не обязательно глупец на самом деле. Эта роль позволяет человеку избежать ответственности, переложить свою проблему на плечи других людей. На любой вопрос у такого сотрудника заготовлены реплики:

  • «А чего сразу я?»
  • «А вы мне не говорили!»
  • «А я не знал!»

Разговаривать с Жертвами и Дуриками из адекватной позиции уважающих друг-друга людей практически невозможно. Позволяя им оставаться в этих ролях и говорить свои коронные фразы, вы, как руководитель, всегда будете неэффективны.

Недостаток опыта в управлении командой приводит к совершению типичных ошибок. В борьбе с любителями сыграть жертву или уйти в несознанку руководители в силу своих личностных особенностей идут по знакомым путям решения проблем с сотрудниками:

  • настаивают на строгом выполнении рабочего регламента;
  • повышают голос, ведут себя агрессивно;
  • пытаются достучаться, ведут долгие психотерапевтические беседы и позволяют сотруднику сесть себе на шею.

Ни одна из этих стратегий не работает, т.к. вы обращаетесь к человеку, находящемуся в удобной для него роли, с которой он не собирается расставаться.

Как построить и отформатировать сотрудников без конфронтации

К счастью для многих бизнесменов и руководителей, проблема кадров и построения гармоничного и эффективного рабочего коллектива решаема.

Для этого вам нужно начать с себя и пересмотреть свой стиль руководства, выработать особый подход к управлению сотрудниками. Его можно назвать отеческим — руководитель выступает в роли мудрого, внимательного, справедливого, но строгого отца.

Яркий пример такого подхода можно найти в кинофильме «Крестный отец» — дон Карлеоне демонстрирует практически отеческое отношение к своим приближенным и остается при этом непререкаемым авторитетом.

1. Предложите своим сотрудникам простые и понятные правила взаимодействия, которые будут действовать в обе стороны.

«Я предлагаю тебе быть со мной в одной команде:

  • У нас общая цель — эффективный бизнес, высокие доходы
  • Мы свои: доверие и здравый смысл
  • Я честен с тобой, ты честен со мной — ролей не играешь
  • А если что — я тебя предупрежу…»

Основа таких отношений — взаимное уважение, доверие и признание своих обязанностей. Люди, не способные поддерживать такие отношения, отсеются сразу же и не будут тратить ваше время и ресурсы.

2. Обозначьте фразы из лексикона Жертвы и Дурика, которые вы не хотите слышать в рабочей коммуникации.

«Так мы не разговариваем. Да?»

  • А почему я?
  • Это все они!
  • А что я мог поделать?
  • Я отошла только на минутку!
  • Я звонил, там не отвечают!
  • Они меня уже достали
  • Ну, я не знаю…»

Исключив из употребления и запретив фразы подобного рода, вы сможете предупредить попытки сотрудников снова вцепиться в удобные роли и сбросить с себя ответственность за выполнение поставленных задач. Останавливайте любую попытку сотрудника обратиться Жертвой или Дуриком — «Так мы не разговариваем. Да?».

3. Оставайтесь на связи с вашими сотрудниками.

«Как я могу тебе помочь?»

  • В чем проблема, какая задача?
  • Твои варианты решения…(не менее 3)
  • Что нужно от меня?
  • Что возьмешь на себя?»

Помочь своему подчиненному — не значит сделать все за него. Это значит — показать ему наиболее эффективный путь решения его проблемы. Не подсказывайте варианты — а спрашивайте, что конкретно предлагает сотрудник. И помните, что ответы типа «Ну, я не знаю...» — не принимаются. Ответственный и компетентный работник должен сам предложить не менее трех вариантов решения проблемы. Ваша задача, как руководителя, акцентировать его внимание на оптимальном пути, показать пальчиком верное направление действий.

Высший пилотаж — если вы сумеете не только помочь подчиненному, но и дать ему еще одну новую задачу.

4. Установите четкий формат взаимоотношений в коллективе.

  • Приходим без опозданий. Все выполняем в срок.
  • Не критикуем. Не возражаем.
  • Собранность и улыбка.
  • Говорим коротко и только по делу. Чувства — убираем.
  • Дурик и Жертва — не наше.
  • Вместо жалоб — подготовленный вопрос.

Такие простые и четкие правила помогут вам, как руководителю, контролировать сотрудников и избегать конфронтации — люди, которые не согласны с вашими правилами, вряд ли надолго задержатся в коллективе.

Не забывайте, что именно вы, руководитель, лидер, показываете пример того, как нужно себя вести.

Всегда имейте план Б

Проницательный и опытный руководитель знает, что построить сильную команду во всей компании не всегда возможно.

Значит ли это, что бизнес обречен? — Конечно же нет.

Иногда достаточно поработать над сплочением ближайшего к руководителю круга сотрудников — людей, принимающих решения, контролирующих качество работы всего коллектива, задающих вектор развития компании. Единство целей и объединяющие вас принципы работы — это стабильная основа, на которой можно строить любое успешное дело.

Следующий круг сотрудников компании — менеджеры и исполнители — не всегда готовы подчиняться разработанным вами правилам поведения. Строить крепкую команду с людьми, не готовыми быть с вами единомышленниками — не рентабельно. Помните о том, что люди, работая у вас, могут преследовать личные цели, иногда идущие вразрез с общим направлением деятельности компании. Конфликты в такой среде неизбежны и их не стоит бояться. Здесь можно применять стандартные отработанные десятилетиями способы воздействия — взыскания, штрафы, увольнение.

Файлы:
  • Формат с сотрудниками
  • Деловая сфера
  • Бизнес

Комментарии (0):

Материалы по теме:

21 янв. 2019 г.
Типы команд (закрытый архив)
Фрагмент тренинга «Лидерство и руководство». Ведущий проф. Н.И. Козлов.
21 янв. 2019 г.
Аппарат и команда (закрытый архив)
Я расскажу вам идеологию аппарата: на что вы подпишитесь, когда  будете работать в настоящем аппарате. 
21 янв. 2019 г.
Что делает команду — командой (закрытый архив)
Фрагмент тренинга «Лидерство и руководство». Ведущий проф. Н.И. Козлов.
21 янв. 2019 г.
Как создавать команды. А.С. Макаренко (закрытый архив)
Как создавать команды. А.С. Макаренко
21 янв. 2019 г.
Список рекомендаций по формированию команд (закрытый архив)
Фрагмент тренинга «Лидерство и руководство». Ведущий проф. Н.И. Козлов.
01 мая 2019 г.
Вам нужны сотрудники на «5»?
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут. Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
07 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-7: 5 «Не» у Вашего сотрудника - от плохого настроения до увольнения
На своих (и не только) тренингах, разбирая кейсы самых сложных переговоров с сотрудниками, я в определенный момент выявил в каждой сложной ситуации некоторую закономерность, своеобразный алгоритм, по которому сотрудник последовательно двигался, например, к увольнению. То есть необходимость переговоров (уже сложных к этому моменту) возникала с ним не внезапно, а, скажем так, нарастала, иногда по экспоненте.
29 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-9: Эффект Пигмалиона-Розенталя на службе мотивации персонала
Психологам известен Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
01 сент. 2021 г.
Требовательность руководителя
Как лучше мотивировать: позитивом или негативом? Когда как. Бодрых и заряженных воспламенит позитив. Ленивых и расслабленных лучше соберет негатив.
01 апр. 2019 г.
Что делать с талантливым сотрудником, который «зазвездился»?
А если на этом сотруднике дердится половина проектов компании? Интересно, но похожий вопрос от руководителей очень разного уровня я слышу в среднем несколько раз в неделю. Очевидно, что появление подобных «звездных» сотрудников ― некая современная тенденция. Тенденция, которая доставляет немало хлопот современным руководителям.
01 окт. 2022 г.
Деловой формат
Совокупность требований к стилю поведения и общения, когда люди заняты делом. 
28 июл. 2020 г.
Как приучать к формату
Приучать к формату нужно всех, но всех — по разному. Маленькие дети — это особый разговор.
01 окт. 2022 г.
Организация успешной работы команды
Организация успешной работы команды - самая главная задача капитана. Включает следующие этапы: создание команды, организация предварительной деятельности, организация основной деятельности, подведение итогов. Все просто - нужно дать возможность людям перезнакомиться и передружиться в доброй атмосфере. Очень хорошо проходят любые совместные выезды, игры. Лучше, если на первых порах люди будут с бейджиками - так проще запомнить имена, а называть человека по имени всегда приятно.
01 апр. 2019 г.
Правила входа для новых сотрудников
Первый месяц работы – очень важный период. Устанавливаются правила, притираются «душевные механизмы», складываются привычки. А вот какие, зависит от вас (коллега-руководитель).
02 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-2: В лес за «ГРИБами», или 4 типа готовности сотрудников к работе
В большинстве книг и тренингов первым шагом взаимодействия с сотрудником считается постановка задачи/делегирование функции.
08 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-8: «Знаю, что подчиненный вредит, а доказательств нет...»
На тренингах участники часто меня спрашивают: «А что делать, когда вот знаю точно, шкурой, блин, чувствую, что подчиненный вредит, а доказательств нет?» Бывало у Вас такое? Есть такое понятие как имидж человека. Скажем, имидж подлеца. Мы лично не испытывали со стороны человека подлости, но «вот, так про него говорят».