Требовательность руководителя
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Как лучше мотивировать: позитивом или негативом?
Когда как. Бодрых и заряженных воспламенит позитив. Ленивых и расслабленных лучше соберет негатив.
Если сотрудники играют в несчастных жертв и привыкли чуть ни что жаловаться, им нужен формат, и я преподносил бы это не обещая радость, не уговаривая, а требуя. Мои формулировки: «Уважаемые сотрудники, дел у нас и забот много, их нужно решать. При этом есть одно обстоятельство: когда у человека разумные глаза и мысли в нужную сторону — вопросы решаются, а если кто-то делает несчастное лицо и начинает жаловаться — болото разрастается, а вопросы не решаются. Поэтому, пока проблем много, я буду сам следить, чтобы ни у кого не было ни жалоб, ни несчастных лиц. И вас я тоже попрошу за этим следить. Кто со мной согласен и готов мне в этом помогать? Спасибо. Вначале напряжетесь, а потом вам самим работать будет радостнее. Как перестроитесь, не забудьте ко мне подойти и сказать мне спасибо».
О том, что, когда они перестанут жаловаться, им самим будет лучше, говорите в конце. Если с этого начать, вы легко встретитесь с возражением: «А мне немного пожаловаться — помогает. Я вот немножко поделюсь с вами трудными чувствами, и на душе полегчает». Поэтому о том, что им самим понравится, о их будущих радостях — мы говорим, но говорим только в конце. Начинать нужно с того, что это мешает работе. И ты, как руководитель, в первую очередь беспокоишься об эффективности. Тогда все понятно: ты руководитель, ты имеешь право!
Когда вы уверены — не убеждайте, а требуйте. Объяснять, как будет хорошо — мало. Когда мы кого-то убеждаем, то нас могут слушать, а могут и не слушать; могут делать то, что мы просим, а могут и не делать. Поэтому я требую, и буду теперь следить за выполнением своих требований. Я выдвигаю требование как некое правило, при несоблюдении которого я буду недоволен и у вас будут неприятности.
А общее требование завершать нужно конкретикой: «Когда вы приходите ко мне и просите помощи — вы делаете правильно, но я вас буду выслушивать только тогда, когда вы рассказываете мне дельно, по-взрослому, — без жалоб и нытья. И я готов вам написать правильные формулировки, готов приседать вместе с вами за жалобы, чтобы вы лучше следили за своей речью».
Людям важно все объяснить, но объясняйте не как добрая мамочка, а как требовательный руководитель.