Я руководитель. Как развивать в себе требовательность?

01 сентября 2021 г. в 08:27

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Наверное, требовательность — это главное качество, отличающее руководителя от не-руководителя. Человек, не способный потребовать что-либо от других людей, не способен и быть руководителем. И тут уж не поможет ни личное чувство ответственности, ни работоспособность, ни добросовестность, ни профессиональная компетентность, ни экономические и психологические знания. Однако хорошая новость в том, что требовательность можно наработать. При желании, естественно.

Итак. Требовательность руководителя складывается из нескольких моментов: требовательных интонаций, плотного контроля и готовности применить санкции. Тут все ясно, кроме одного: вы это делаете или нет? Пройдемся по этим пунктам коротко.

Плотный контроль. Оцените себя по 10-бальной шкале: если вы с необязательным сотрудником переговорили и договорились, сотрудник вам что-то обещал — насколько методично и неотвратимо вы будете отслеживать выполнение им его обещаний? Если ваша самооценка по этому пункту меньше цифры пять — дело плохо. Но не переживайте, от этого ничего не изменится. Вместо этого выдохните, улыбнитесь и пока поищите кого-то с «вредным» характером, кто мог бы контролировать лучше вас.

Готовность применить санкции — это почти синоним требовательности. Если только люди почувствуют, что вы на санкции не способны, вы для них перестанете быть руководителем. Возможно, вы станете для них спонсором, гостеприимным хозяином, приятелем, собеседником, просителем, прислугой, но как руководителя они воспринимать вас не будут. Если вы напрягаетесь при необходимости применить санкции — вы еще не вполне руководитель. Для сильного руководителя назначить санкции легко и естественно. И это не потому, что у нет сотрудников, работающих без санкций, а ровно наоборот: как только он встречает неорганизованных людей, он удивляется таким и рад им помочь самым непосредственным образом. Конечно, им помогут хорошие санкции!

Долгие воспитательные беседы с руководителем — тоже вариант наказания, но здесь наказываются оба: и сотрудник, и руководитель. Проще всего денежные штрафы, и сумма желательно побольше. Но лучше не в пользу руководителя, а в хороший благотворительный фонд, и сумму назначить побольше. Тогда, скорее всего, человек постарается дело сделать и платить ему не придется. Ну и отлично!

А что касается интонаций... Казалось бы, мелочь, но именно по интонациям легче всего узнается человек с навыком руководства. Лучшие руководители — прекрасные актеры, они любят играть голосом, интонациями, они гордятся своими интонациями. Я сделал вам небольшую подборку для тренировки интонаций, полезных в работе руководителя: тренируйтесь на здоровье!

 

Можно ли научить человека быть требовательным, если по характеру он совсем не такой? Можно. Уговоры и убеждения здесь не помогают, а вот поместить человека в ситуацию, где это реально необходимо — помогает.

Если вашего ребенка нужно отвести к зубному врачу, чтобы он совсем без зубов не остался — скорее всего, вы требовательность проявите и к врачу ребенка отведете, как бы он ни сопротивлялся и ни орал. А после визита к врачу, возможно, и леденцы из дома навсегда уберете.

Хорошо, и как начинать развивать в себе требовательность?

В первую очередь возьмите лист бумаги и четко сформулируйте, что, по вашему мнению, допустимо на работе, а что — нет.

Например: Недопустимы обвинения, обиды, конфликты. Недопустимы эмоции не по делу. Недопустимо не выполнение прямого распоряжения. Ошибки — совершает каждый, это случается, это допустимо. Частые и многие ошибки при общем желании и стремлении развиваться и учиться — допустимы и так далее.

Можно еще конкретнее: что вы хотите добиться от того или иного сотрудника. Требовательность начинается с того, что вы точно знаете, чего вы хотите.

Второе: поставьте галочки напротив тех требований, которые для вас принципиальны и для сотрудника обязательны-обязательны. Настолько, что вы точно найдете время и силы додавить свою линию до конца. Если нет — то лучше не требуйте или требуйте не сейчас. Ничто так не подрывает авторитет, как проигранное требование. Не должно получаться, что сначала вы чего-то потребовали — а потом вам надоело и вы бросили. Или отменяйте требование, если выполнять его невозможно, или требуйте исполнения, или увольняйте сотрудника, но не пускайте дело на самотек: потребовали — отстали. Если вы уже решили, что что-то для вас важно — требуйте этого до победного конца. Или безответственный сотрудник начнет ответственности учиться — или он у вас не работает. Третьего не дано.

Если начали требовать — требуйте до конца.

Ну и банальность: требовательность к другим начинается с требовательности к себе. Требуете ответственности от окружающих — требуйте ее и с себя, желательно с удвоенной строгостью. Учитесь самодисциплине!

Файлы:
  • Руководство
  • Менеджмент
  • Требовательность
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

05 сент. 2014 г.
45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (М. Батырев)
Названия глав этой книги — татуировки. Это свод принципов и правил, проверенных многолетней практикой успешного менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это простые и яркие истории о том, как и почему надо вести дела, если хочешь добиться успеха. За каждой из этих глав стоят осмысленные действия, чья-то боль, мучения, радости, удачный и неудачный опыт, увольнения и лидерство, а главное — нужный результат.
07 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-7: 5 «Не» у Вашего сотрудника - от плохого настроения до увольнения
На своих (и не только) тренингах, разбирая кейсы самых сложных переговоров с сотрудниками, я в определенный момент выявил в каждой сложной ситуации некоторую закономерность, своеобразный алгоритм, по которому сотрудник последовательно двигался, например, к увольнению. То есть необходимость переговоров (уже сложных к этому моменту) возникала с ним не внезапно, а, скажем так, нарастала, иногда по экспоненте.
01 сент. 2021 г.
Требовательность руководителя
Как лучше мотивировать: позитивом или негативом? Когда как. Бодрых и заряженных воспламенит позитив. Ленивых и расслабленных лучше соберет негатив.
01 окт. 2022 г.
Руководитель
Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти. 
11 авг. 2017 г.
Руководитель. Быть или не быть?
Этот вопрос я слышу в двух вариантах: «А я смогу быть руководителем? Я – хороший руководитель, перспективный?» И второй: «Как понять, кого из сотрудников перспективно развивать в руководителя?» или «Мы берем на работу нового сотрудника. Он – хороший руководитель?»
31 июл. 2018 г.
Руководитель-психолог-1: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела»
Уважаемые Руководители, предложу Вам к размышлению следующий тезис: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела».
02 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-3: За что получает ЗП Руководитель?
Свои тренинги для руководителей я часто начинаю с вопроса «А за что, коллеги, получает ЗП Руководитель?». Вариантов всегда очень много...
08 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-8: «Знаю, что подчиненный вредит, а доказательств нет...»
На тренингах участники часто меня спрашивают: «А что делать, когда вот знаю точно, шкурой, блин, чувствую, что подчиненный вредит, а доказательств нет?» Бывало у Вас такое? Есть такое понятие как имидж человека. Скажем, имидж подлеца. Мы лично не испытывали со стороны человека подлости, но «вот, так про него говорят».
01 окт. 2022 г.
Требовательность
Требовательность — высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.