Руководитель-психолог-1: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела»
Автор: Роман Логан
Выпускник Университета практической психологии
Уважаемые Руководители, предложу Вам к размышлению следующий тезис: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела».
Иллюстрация: перед тем, как сотрудник совершит акт нарушения трудовой дисциплины или невыполнения поставленной задачи, как правило, следует вербальная проверка сотрудником своего Руководителя на потенциал наказания.
Например, фразы: «Ой, да, понятно, мы вряд ли успеем, дел так много», «Да зачем этот отчет, все равно никто не проверяет их», «Сейчас такие пробки в городе начались, все скоро начнут опаздывать на работу».
И если в этот момент Руководитель никак не отреагирует с целью проверки и корректировки картины мира сотрудника, он рискует в скором времени получить последствия в виде срыва срока задачи, опоздания сотрудника и прочее. И, что характерно, у сотрудника возникает ощущение правоты, «мол, так я же Вам говорил, пробки, дел много, да и отчеты никто не проверяет».
Вывод: за слова, несущие в себе неконструктивную составляющую, важно наказывать. Под наказанием я имею в виду, в первую очередь, вербально-невербально-моральное воздействие Руководителя на сотрудника. Например, внимательный строгий взгляд с долгой «энергетической» паузой.
Важным критерием является появление неприятных ощущений у Сотрудника в момент наказания.
Цель же наказания - обучение сотрудника, явная демонстрация некорректности допущенного высказывания. Результат - сотрудник получает корректировку картины мира «можно-нельзя», равно как и лишение права на незнание точки зрения Руководителя по данному вопросу.
Если с этим разобрались, то следующая ступень мастерства - «Не будешь наказывать за мысли, придется наказывать за слова».
А как наказывать за мысли? - скептически нахмурится внимательный читатель-руководитель.
А что есть мысли, как не выражение лица Вашего сотрудника, уважаемый читатель-руководитель?
Иллюстрация: Вы ставите задачу сотруднику, и в этот момент фиксируете на его лице тень неудовольствия. Неопытный Руководитель предпочтет игнорировать этот момент из страха получить неприятную для него реакцию сотрудника. Опытный же Руководитель обязательно начнет раскопки - «Почему такая реакция? Есть вопросы по задаче?».
Общие выводы:
- Чтобы не пришлось наказывать за «Дела», обучайте сотрудников на стадии «Слова» и «Мысли».
- Наказание не самоцель.
- Наказание - обучение сотрудника через явную демонстрацию точки зрения Руководителя.
- Это - честность и уважение Руководителя к своему сотруднику.