Руководитель-психолог-9: Эффект Пигмалиона-Розенталя на службе мотивации персонала

29 августа 2018 г. в 09:14

Автор: Роман Логан

Выпускник Университета практической психологии

 

«Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой»
К.  Кастанеда
«Наши сотрудники такие-то и такие-то только потому, что мы сказали себе, что они такие»
Р.  Логан

Психологам известен Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона – психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Проще говоря, самосбывающееся пророчество.
Если жена постоянно пилит мужа: «Бухаешь, не зарабатываешь, валяешься на диване весь день» – то как говорят программисты «мусор на входе – мусор на выходе».
И поскольку мы о руководителях...–

Слышали такое?

«Да-а... Никто же из них работать не хочет... так ходят на работу с 9 до 18...»

«Они только и думают, скорей бы обед, да конец рабочего дня...»

«Лучше и быстрее мне самому сделать, все равно они не поймут...»

«Никому ничего доверить нельзя, на пустом месте накосячат...»

«Без меня там вообще все рухнет, ни в отпуск, ни поболеть...»

На одном из тренингов наблюдал такой диалог участника с тренером (дословно, из песни слов не выкинешь).

Участник-Руководитель: «Да у меня не команда, а сборище пид***сов!»
Тренер: «Верно ли я понял, что Вы зачем-то собрали в одном месте это почтенное сообщество, возглавили его, и кормите каждый месяц?»

Итак.
Если я раз за разом себе как Руководитель повторяю, что меня окружают неквалифицированные, немотивированные подчиненные, то стоит ли ожидать от них результатов?
С чего вдруг?
Ведь мое мета-сообщение они считывают мгновенно.
И следуют основному посылу.
Из чувства ответственности. Или назло.

Вся моя практика руководителя, тренера показывает: руководитель хуже относится к подчиненному – подчиненный начинает работать хуже.

Теперь альтернатива.
У хорошего руководителя плохих сотрудников не бывает.

Если Вы верите в своих сотрудников, восхищаетесь ими.
И наглядно транслируете свое отношение.
Какие основания должны быть у сотрудников выполнять свою работу некачественно?
А если все-таки они (основания) есть, то с той же верой и тем же восхищением Вы учите их.
Все по Синтону: до тех пор, пока это Ваши сотрудники, любите их, цените их, обучайте их, восхищайтесь ими.
И – требуйте.

Просто верить мало.
Надо еще обучать.
И требовать.
Когда Вы верите в него, сотрудник это чувствует, и любое управленческое воздействие (даже наказание) воспринимает адекватно.

Важные дополнения:

  1. Без розовых очков. Если Вы недовольны работой сотрудника, важно это обозначить, разобрать, научить, закрепить.
  2. «Лошадь сдохла – слезь». Если подчиненный упорно не ценит Вашего отношения, возможно, стоит принять решение перевести его «на удаленную работу». В смысле, удалить из компании.
  3. «Не завоевав сердце подчиненного, нельзя наказывать, а завоевав сердце, нельзя не наказывать». Ваше восхищение сотрудником – не повод «простить» проступок. Другое дело, что важно соблюдение принципа «Жестко с проблемой, мягко с человеком».

Верьте в своих сотрудников.
Восхищайтесь ими.
И поэтому – требуйте.

Результативного управления!
Файлы:

Комментарии (0):