Отчего ваши сотрудники так паршиво продают

10 июля 2010 г. в 08:06

Автор: Александр Шемякин​, предприниматель, коуч и бизнес-консультант
Университет практической психологии

Давайте признаемся честно, коллега… «Понравиться клиенту» далеко не в крови у среднестатистического российского работника. Предлагаю сегодня обсудить причины такой ситуации + что можно с этим сделать уже в ближайшей перспективе. Перенесемся в историю.​​​​​​​

Как называли первых продавцов?

Вспомните свои первые походы на рынок. Тогда он назывался базар. Я лично столкнулся со следующим определением в 10-12 лет… На базаре торгуют спекулятны. И это слово (спекулянты) носило ярко выраженный негативный оттенок. Я бы даже сказал ругательный. А теперь заглянем в википедию. Спекуляция (от лат. speculatio — выслеживание, высматривание) может означать получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи. По сути,любую торговую операцию (сегодня) можно считать спекулятивной. Корни слова далеко не ругательные, а вот «общественный ярлык» мало подходящий для реалий современной экономики.

Быть продавцом не статусно…

Помните школьный вопрос: «Кем работает твоя мама (папа)?». А в ответ стеснительное: «Продавцом (официантом, торговым представителем)»… Даже сегодня «не звучит». Согласны? Давайте перенесемся в Европу. Один день из моей жизни в Берлине. Заходим пообедать в небольшой ресторанчик. Выбрали столик, к нам подбегает (именно так) женщина лет 65. Бабушкой ее назвать язык не поворачивается. И в лице этой женщины я не вижу ни капельки сомнения в том, что она занимается нужным делом. Обслуживает клиентов! Захожу в гипермаркет Ka DeWe, пошел в отдел обуви. Средний возраст продавцов 40 «с копейками». Хватает и мужчин, и женщин. Отдел костюмов, солидные мужики за 40 продают не менее солидные тройки и двойки. Возвращаемся в Россию. Позиция продавца (за редким исключением) – инструмент временного заработка. Островок, пока не нашел (нашла) более подходящего места. И совсем экзотика – любимая работа.

Что в основе модели продавца?

Давайте заберемся еще глубже в психологию продаж. На что похожа продажа по своей сути? Ваши варианты, коллега…Продажа – это просьба. Мы что-то предлагаем другому человеку. Формулируем просьбу (посмотреть, попробовать, купить товар). На которую вторая сторона (покупатель) может откликнуться, а может и отказаться. Второй серьезный вопрос. С чем связана просьба в нашей культуре? Вам легко попросить у незнакомого человека денег, помощи, бутерброд, часть его обеда. Попробуйте прямо сейчас, если сомневаетесь. Просьба в нашей культуре (для большинства) – это унижение. И теперь, через эту «призму мышления», посмотрим на продавца. Чем он (в своей картине мира) занимается каждый день? Сами догадались?

Что думают о своей работе сами продавцы?

Если спросить (а я это делаю каждый раз в начале тренинга), с чем ассоциируется слово «продажи» — 2/3 ответов укладывается в следующий коридор:

  • Малоприятный, трудный и вместе с тем нужный (любой коммерческой компании) процесс
  • «Впиндюринг», «впаривание» и прочие словечки
  • Страх и опасения (как у продавца, так и у покупателя)
  • Борьба, в которой есть выигравшие и проигравшие
  • Давление, хитрость и манипуляции

Соберем пазл вместе. Работа не статусная, приходится «унижаться» каждый день. И заниматься малоприятным, трудным процессом (переступая через себя). Вот такая «картина маслом»…

Что со всем этим делать?

Предлагаю сразу отодвинуть в сторону варианты «смериться» или «дрючить, ломать всех об колено и дрессировать». Первый не для руководителей, второй стратегически не эффективен. Для тех, кто сомневается в неуспешности второго варианта предлагаю простое упражнение. Встаньте прямо сейчас. Поднимите на максимальную высоту прямую правую ногу и зафиксируйте. А теперь (не меняя положения ног), раздвиньте в сторону руки и тоже зафиксируйте. Это еще не все, самое время вспомнить все ваши стандарты продаж, скрипты, телеалгоритмы и воспроизвести их. Сохраняя положение рук и ног. На долго вас хватит? Примерно так чувствует себя сотрудник, которого окружили санкциями и штрафами… Я предлагаю более трудоемкий (по началу) и стратегически эффективный вариант.

Менять культуру отношения к клиенту и продажам:

Вам не под силу это сделать в России. Но вполне по зубам в своей компании, отделе, со своими клиентами. Первые 3 шага:

  1. Покажите всем (и не только продавцам), кто платит им зарплату. Расслабьтесь, это не вы. Это ваш клиент. Так пусть с этого месяца «конвертную» часть зарплаты сотрудники получают в конверте. На котором будет крупно написано «твоя зарплата от нашего любимого клиента». Напишите на расчётных листках «сколько заплатил наш клиент за твою работу в этом месяце». Показывайте и рассказывайте откуда в любой коммерческой организации берутся деньги. Научите всех людей уважать вашего клиента!
  2. Поднимите статус продавцов в своей организации. Это главные люди. Это те, кто кормит всех остальных. Это не спекулянты, не торгаши, не коммерцы и не продажники. Это люди, которые зарабатывают для всей компании (и вам кстати тоже) на хлеб. Это те, кто работает на передовой. Ваш фронт-офис! Пусть у коммерческого отдела будут лучшие стулья, столы, компьютеры, условия труда, графики отпусков и т.п. А не у ворчливого главного бухгалтера, которого вы сами (как собственник) боитесь…
  3. Подарите своим продавцам хорошее обучение. Заключив совместный договор (как он будет отрабатывать инвестиции), договорившись о целях (рост конверсии, среднего чека, частоты покупок) и последствиях если цели не будут достигнуты (пусть возместит часть обучения). Совмещайте требовательность и заботу. Если у сотрудника нет образца «как правильно», он будет делать «как получится» (см. выше).

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​
 

  • Автор Александр Шемякин
  • Продажи
  • Деловая сфера

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Вам нужны сотрудники на «5»?"
01 мая 2019 г.
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут. Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
0Подробнее →
Картинка к "Не все клиенты равны"
10 апр. 2019 г.
И работать надо с ними (клиентами) по-разному. А вот, как и с кем давайте сегодня разберемся. В 4 шага…
Картинка к "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь (И. Манн)"
04 авг. 2014 г.
Многие заявляют «Хочу стать номером 1 в своей сфере деятельности», но мало кто действительно делает что-то для этого, тем более в оговоренный срок. Неудивительно: «сделать себя самому» непросто: требуется системный подход и внимание к деталям. Эта книга как раз и предлагает чек-лист, который легко модифицировать под вас лично. После прочтения и заполнения специальных таблиц (срез сильных и слабых качеств, определение приоритетов, пути развития ключевых навыков, изменение имиджа, методы самомаркетинга) вы получите пошаговый алгоритм продвижения к цели.
Картинка к "Продажа"
01 окт. 2022 г.
Самое простое определение продаж – экономическое: обмен товара на деньги. Но толковый руководитель отдела продаж этим не удовлетворится. Если клиент к тебе пришёл и ты просто отпустил товар... это Маркетинг выполнил свою функцию – сделал усилия по сбыту не нужными. Продажа с большой буквы – это ...
Картинка к "Психология продаж"
01 окт. 2022 г.
Цены на услуги круглые, например, 100.000 рублей, 200.000 рублей, $4000 и подобные - воспринимаются как просто от балды округлённые (в личных переговорах со старыми партнёрами это делать можно, округляя в меньшую сторону). А вот незнакомым клиентам некруглые цифры кажутся словно более обоснованными.
Картинка к "Словарь вашей компании"
01 мая 2019 г.
«Компании-жертвы» ищут причины, чтобы что-то не делать.
Картинка к "Терминатор продаж"
01 окт. 2022 г.
Терминатор Продаж — это дословно Завершатель Сделок. Завершать сделку обязательно нужно уметь. Ведь не даром русская народная мудрость гласит «Конец — делу венец!» Самая распространённая Ошибка — вообще никак не терминалить (даже просто прямо не просить о покупке). Поговорили и всё, «до свидания». Продавец может подумать, мол, зачем просить клиента о покупке, ведь итак «ежу понятно», что раз речь идёт о той или иной сделке, то «надо» покупать.
Картинка к "Вау-сервис или обслуживание «ниже плинтуса»: как оценивать и управлять"
10 июл. 2010 г.
По каким параметрам вы оцениваете уровень сервиса? У себя в компании, у ваших конкурентов. Да и просто как клиент ресторана, магазина, химчистки, кинотеатра, такси. Набросайте прямо сейчас 3-5 идей.
Картинка к "Жесткий директ-маркетинг. Заставьте покупателя достать бумажник"
21 янв. 2015 г.
Маркетинг и реклама в малом и среднем бизнесе чаще всего не приносят никакого эффекта.