Что стоит за запросом «Хочу разобраться в себе»?

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор

Ректор Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Запрос: «Хочу разобраться в себе», «Хочу понять, почему со мной это происходит» — один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же — один из самых неконструктивных.

Отвечать всерьез на женские вопросы «Почему я одна? Виновата судьба или порча?» — самое непродуктивное занятие для психолога. Это не те вопросы, которые ведут к какому-либо решению — хотя, для тех, кто любит рассуждать, не меняя ничего, тема просто золотая...

Иногда неконструктивность запроса удается показать достаточно наглядно.

Клиент: Я хочу понять, почему я не могу утром вовремя проснуться.

Консультант: Если ты поймешь, почему ты не можешь утром вовремя проснуться, что ты будешь с этим делать?

Клиент: Хм... Буду ставить будильник.

Консультант: А тогда зачем тебе понимать, почему ты не можешь утром вовремя проснуться? Какой бы не был ответ на этот вопрос, ставь будильник и вставай вовремя.

Другие примеры неконструктивных запросов на тему «разобраться» см. «Почему со мной это происходит» и «Бабское: иллюстрации»

Бывает, что запрос «Хочу разобраться в себе» скрывает под собой запрос другой, например, «снимите мне тревогу», но чаще в запросе «Хочу разобраться в себе» соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи — и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая — как правило, это позиция Жертвы. Люди ищут оправдания своих неудач в каких-то трудных психологических обстоятельствах своей жизни, внутренних блоках, комплексах и прочих внутренних проблемах. Смотри консультацию....

Если девушка «разобралась», ей обычно становится легче. То есть реальный запрос был «снять тревогу», а инструментом было использовано «дать успокаивающее объяснение».

Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится.

Они как будто магнитом тянутся к этой детской мечте: найти Золотой Ключик, который откроет им Волшебную дверь. Найти Объяснение, которое решит им все их проблемы. Нет, чудеса в репертуаре психологов не предусмотрены, и каждый этап консультации должен завершаться пунктом плана у клиента: что он будет делать после консультации.

Это не так. Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь легкой, счастливой и беспроблемной. Если у тебя в ноге была заноза, идти больно, но если ее удалили, путь не обязательно будет легким — возможно, тебе предстоит путь в гору.

Разбираться с проблемами клиентов — необходимо, но это задача психолога, а не клиента. Задача клиента выполнять предписания психолога, чтобы свои проблемы решить и начать двигаться к своим целям.

Пользуясь методами психодиагностики, составляя генограммы или делая расстановки, проводя психоанализ — психологи ищут причины проблем, «разбираются». Иногда это бывает крайне важно для составления последующих рекомендаций клиенту, иногда эти сложные процедуры выполняют шаманскую функцию, работают как внушение и повышают убедительность рекомендаций терапевта.

Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Клиент должен начать думать о том, что он может делать, о своем поведении, о своих возможных внешних и внутренних действиях.

Повысить самооценку — это не действия, это пожелания. Каждый день писать 10 своих новых достоинств — это действия.

Ваши вопросы: «Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?», «Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так, как ты хочешь?» Ваши вопросы должны подталкивать клиента к работе: «Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы»?

Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет формулировать негативные запросы, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их в позитивные цели. Наша задача — приучать клиентов вместо разговоров о том, что ему не нравится, от чего он хочет уйти, формулировать, чего он хочет, к чему он хочет придти.

Пример негативных запросов:

Клиент: Хочу разобраться почему у меня не растут доходы.

Консультант: Ты хочешь разобраться, почему у тебя не растут доходы, или ты хочешь начать что-то делать, чтобы у тебя доходы росли?

Клиент: Да, верно. Я не разобраться хочу, я хочу, чтобы мои доходы росли.

Консультант: Хорошо, а что, что по твоему для этого надо делать?

Клиент: Мне кажется, что я стою на месте, не развиваюсь. Мне нужно понять, что делать, чтобы не стоять на месте.

И так далее: негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов.

Хочу понять, что я хочу...

Если у клиентов возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение «Хочу, могу, востребовано». Если человек совсем не знает, чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать то, к чему он относится хотя бы нейтрально.

Пример консультации

— Николай Иванович, скажите, пожалуйста, очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. Что это за механизм, почему это происходит? См. Разбираться в причинах или делать.

 

 

  • Запрос клиента
  • Консультирование

Комментарии (4):

Гость, 02 мая 2012 г. в 22:21
Спасибо Вам большое за статьи и рассылки! Психология нужна не только психологам, но и всем людям, чтобы уметь общаться не обижая, не унижая, не ущемляя; быть лояльными, снисходительными, участливыми. Но не могу согласиться с тем, что запрос: "Хочу разобраться в себе" - неконструктивный. Не все такие ленивые и ожидающие взмаха волшебной палочки, чтобы все изменилось мгновенно и желаемое приобрелось. Дело, наверное, в том, что мы все-таки не знаем (или не хотим знать, признавать) те отрицательные качества своей личности, которые нам мешают в достижении цели. Поэтому и обращаемся за помощью, чтобы выявить то, что отчетливо видно со стороны.
Гость, 04 мая 2012 г. в 08:50
Вопрос на самом деле очень актуальный и наболевший и, как я буквально только сейчас поняла, далеко не открытый. Без профессиональной подсказки уводящий в сторону, а вернее в глубь, в самокопание. Несмотря на то, что я сама являюсь начинающим психологом, даже для себя самой искала не там, где надо.
Фирсов Алексей, 10 ноября 2014 г. в 14:57
Спасибо.
Гость, 24 января 2020 г. в 04:34

Если честно я в депрессии очень долго находился, каждый день голова болела, но сегодня мне стало так легко, я буду каждый день читать! Пока не изменюсь и начинаю действовать, а не заморачиваться.

Материалы по теме:

Картинка к "Этапы психологической консультации"
01 янв. 2012 г.
Психологическая консультация обычно состоит из следующих шагов...
6Подробнее →
Картинка к "Консультация. Как настроить клиента на работу?"
01 янв. 2013 г.
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?
Картинка к "Методика психологической консультации"
01 янв. 2010 г.
Психологическая консультация - как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с разумным клиентом по поводу его жизненной ситуации. Работать можно сразу, специальной заботы о состоянии клиента не требуется, нормально обращаться к разуму клиента и вместе с ним, разобравшись в настоящем, выстраивать желаемое будущее.
Картинка к "Негативные запросы клиентов"
01 окт. 2022 г.
Негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов. 
Картинка к "Работа на разных этапах психологического консультирования"
07 июн. 2016 г.
Материал может быть использован в качестве шпаргалки и для самоанализа консультации.
Картинка к "Разбираться в причинах или делать"
01 окт. 2022 г.
Очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. 
Картинка к "Разобраться или действовать"
01 окт. 2022 г.
Кто-то насвинячил на столе. Можно взять тряпку и протереть стол, а можно вместо этоuо размышлять, откуда это взялось. Первое — разумно, второе — глупо. 
Картинка к "Запрос разобраться в сложной ситуации"
01 окт. 2022 г.
Любой из нас может оказаться в сложной ситуации, в которой разобраться непросто, и обращение за консультацией к психологу в таком случае вполне адекватно. Если клиент при подобном обращении находится в авторской позиции​, ожидает совместных размышлений, экспертной оценки и рецептов решения, включающих необходимость чему-то научиться, от психолога требуется только компетентность в той предметной ситуации, которая трудна для клиента.