Что стоит за запросом «Хочу разобраться в себе»?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Запрос: «Хочу разобраться в себе», «Хочу понять, почему со мной это происходит» — один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же — один из самых неконструктивных.
Отвечать всерьез на женские вопросы «Почему я одна? Виновата судьба или порча?» — самое непродуктивное занятие для психолога. Это не те вопросы, которые ведут к какому-либо решению — хотя, для тех, кто любит рассуждать, не меняя ничего, тема просто золотая...
Иногда неконструктивность запроса удается показать достаточно наглядно.
Клиент: Я хочу понять, почему я не могу утром вовремя проснуться.
Консультант: Если ты поймешь, почему ты не можешь утром вовремя проснуться, что ты будешь с этим делать?
Клиент: Хм... Буду ставить будильник.
Консультант: А тогда зачем тебе понимать, почему ты не можешь утром вовремя проснуться? Какой бы не был ответ на этот вопрос, ставь будильник и вставай вовремя.
Другие примеры неконструктивных запросов на тему «разобраться» см. «Почему со мной это происходит» и «Бабское: иллюстрации»
Бывает, что запрос «Хочу разобраться в себе» скрывает под собой запрос другой, например, «снимите мне тревогу», но чаще в запросе «Хочу разобраться в себе» соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи — и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая — как правило, это позиция Жертвы. Люди ищут оправдания своих неудач в каких-то трудных психологических обстоятельствах своей жизни, внутренних блоках, комплексах и прочих внутренних проблемах. Смотри консультацию....
Если девушка «разобралась», ей обычно становится легче. То есть реальный запрос был «снять тревогу», а инструментом было использовано «дать успокаивающее объяснение».
Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится.
Они как будто магнитом тянутся к этой детской мечте: найти Золотой Ключик, который откроет им Волшебную дверь. Найти Объяснение, которое решит им все их проблемы. Нет, чудеса в репертуаре психологов не предусмотрены, и каждый этап консультации должен завершаться пунктом плана у клиента: что он будет делать после консультации.
Это не так. Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь легкой, счастливой и беспроблемной. Если у тебя в ноге была заноза, идти больно, но если ее удалили, путь не обязательно будет легким — возможно, тебе предстоит путь в гору.
Разбираться с проблемами клиентов — необходимо, но это задача психолога, а не клиента. Задача клиента выполнять предписания психолога, чтобы свои проблемы решить и начать двигаться к своим целям.
Пользуясь методами психодиагностики, составляя генограммы или делая расстановки, проводя психоанализ — психологи ищут причины проблем, «разбираются». Иногда это бывает крайне важно для составления последующих рекомендаций клиенту, иногда эти сложные процедуры выполняют шаманскую функцию, работают как внушение и повышают убедительность рекомендаций терапевта.
Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Клиент должен начать думать о том, что он может делать, о своем поведении, о своих возможных внешних и внутренних действиях.
Повысить самооценку — это не действия, это пожелания. Каждый день писать 10 своих новых достоинств — это действия.
Ваши вопросы: «Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?», «Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так, как ты хочешь?» Ваши вопросы должны подталкивать клиента к работе: «Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы»?
Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет формулировать негативные запросы, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их в позитивные цели. Наша задача — приучать клиентов вместо разговоров о том, что ему не нравится, от чего он хочет уйти, формулировать, чего он хочет, к чему он хочет придти.
Пример негативных запросов:
Клиент: Хочу разобраться почему у меня не растут доходы.
Консультант: Ты хочешь разобраться, почему у тебя не растут доходы, или ты хочешь начать что-то делать, чтобы у тебя доходы росли?
Клиент: Да, верно. Я не разобраться хочу, я хочу, чтобы мои доходы росли.
Консультант: Хорошо, а что, что по твоему для этого надо делать?
Клиент: Мне кажется, что я стою на месте, не развиваюсь. Мне нужно понять, что делать, чтобы не стоять на месте.
И так далее: негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов.
Хочу понять, что я хочу...
Если у клиентов возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение «Хочу, могу, востребовано». Если человек совсем не знает, чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать то, к чему он относится хотя бы нейтрально.
Пример консультации
— Николай Иванович, скажите, пожалуйста, очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. Что это за механизм, почему это происходит? См. Разбираться в причинах или делать.
Комментарии (4):
Если честно я в депрессии очень долго находился, каждый день голова болела, но сегодня мне стало так легко, я буду каждый день читать! Пока не изменюсь и начинаю действовать, а не заморачиваться.