Что стоит за запросом «Хочу разобраться в себе»?

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Запрос: «Хочу разобраться в себе», «Хочу понять, почему со мной это происходит» — один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же — один из самых неконструктивных.

Отвечать всерьез на женские вопросы «Почему я одна? Виновата судьба или порча?» — самое непродуктивное занятие для психолога. Это не те вопросы, которые ведут к какому-либо решению — хотя, для тех, кто любит рассуждать, не меняя ничего, тема просто золотая...

Иногда неконструктивность запроса удается показать достаточно наглядно.

Клиент: Я хочу понять, почему я не могу утром вовремя проснуться.

Консультант: Если ты поймешь, почему ты не можешь утром вовремя проснуться, что ты будешь с этим делать?

Клиент: Хм... Буду ставить будильник.

Консультант: А тогда зачем тебе понимать, почему ты не можешь утром вовремя проснуться? Какой бы не был ответ на этот вопрос, ставь будильник и вставай вовремя.

Другие примеры неконструктивных запросов на тему «разобраться» см. «Почему со мной это происходит» и «Бабское: иллюстрации»

Бывает, что запрос «Хочу разобраться в себе» скрывает под собой запрос другой, например, «снимите мне тревогу», но чаще в запросе «Хочу разобраться в себе» соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи — и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая — как правило, это позиция Жертвы. Люди ищут оправдания своих неудач в каких-то трудных психологических обстоятельствах своей жизни, внутренних блоках, комплексах и прочих внутренних проблемах. Смотри консультацию....

Если девушка «разобралась», ей обычно становится легче. То есть реальный запрос был «снять тревогу», а инструментом было использовано «дать успокаивающее объяснение».

Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится.

Они как будто магнитом тянутся к этой детской мечте: найти Золотой Ключик, который откроет им Волшебную дверь. Найти Объяснение, которое решит им все их проблемы. Нет, чудеса в репертуаре психологов не предусмотрены, и каждый этап консультации должен завершаться пунктом плана у клиента: что он будет делать после консультации.

Это не так. Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь легкой, счастливой и беспроблемной. Если у тебя в ноге была заноза, идти больно, но если ее удалили, путь не обязательно будет легким — возможно, тебе предстоит путь в гору.

Разбираться с проблемами клиентов — необходимо, но это задача психолога, а не клиента. Задача клиента выполнять предписания психолога, чтобы свои проблемы решить и начать двигаться к своим целям.

Пользуясь методами психодиагностики, составляя генограммы или делая расстановки, проводя психоанализ — психологи ищут причины проблем, «разбираются». Иногда это бывает крайне важно для составления последующих рекомендаций клиенту, иногда эти сложные процедуры выполняют шаманскую функцию, работают как внушение и повышают убедительность рекомендаций терапевта.

Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Клиент должен начать думать о том, что он может делать, о своем поведении, о своих возможных внешних и внутренних действиях.

Повысить самооценку — это не действия, это пожелания. Каждый день писать 10 своих новых достоинств — это действия.

Ваши вопросы: «Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?», «Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так, как ты хочешь?» Ваши вопросы должны подталкивать клиента к работе: «Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы»?

Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет формулировать негативные запросы, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их в позитивные цели. Наша задача — приучать клиентов вместо разговоров о том, что ему не нравится, от чего он хочет уйти, формулировать, чего он хочет, к чему он хочет придти.

Пример негативных запросов:

Клиент: Хочу разобраться почему у меня не растут доходы.

Консультант: Ты хочешь разобраться, почему у тебя не растут доходы, или ты хочешь начать что-то делать, чтобы у тебя доходы росли?

Клиент: Да, верно. Я не разобраться хочу, я хочу, чтобы мои доходы росли.

Консультант: Хорошо, а что, что по твоему для этого надо делать?

Клиент: Мне кажется, что я стою на месте, не развиваюсь. Мне нужно понять, что делать, чтобы не стоять на месте.

И так далее: негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов.

Хочу понять, что я хочу...

Если у клиентов возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение «Хочу, могу, востребовано». Если человек совсем не знает, чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать то, к чему он относится хотя бы нейтрально.

Пример консультации

— Николай Иванович, скажите, пожалуйста, очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. Что это за механизм, почему это происходит? См. Разбираться в причинах или делать.

Файлы:
  • Запрос клиента
  • Консультирование
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость, 02 мая 2012 г. в 22:21
Спасибо Вам большое за статьи и рассылки! Психология нужна не только психологам, но и всем людям, чтобы уметь общаться не обижая, не унижая, не ущемляя; быть лояльными, снисходительными, участливыми. Но не могу согласиться с тем, что запрос: "Хочу разобраться в себе" - неконструктивный. Не все такие ленивые и ожидающие взмаха волшебной палочки, чтобы все изменилось мгновенно и желаемое приобрелось. Дело, наверное, в том, что мы все-таки не знаем (или не хотим знать, признавать) те отрицательные качества своей личности, которые нам мешают в достижении цели. Поэтому и обращаемся за помощью, чтобы выявить то, что отчетливо видно со стороны.
Гость, 04 мая 2012 г. в 08:50
Вопрос на самом деле очень актуальный и наболевший и, как я буквально только сейчас поняла, далеко не открытый. Без профессиональной подсказки уводящий в сторону, а вернее в глубь, в самокопание. Несмотря на то, что я сама являюсь начинающим психологом, даже для себя самой искала не там, где надо.
Фирсов Алексей, 10 ноября 2014 г. в 14:57
Спасибо.
Гость, 24 января 2020 г. в 04:34

Если честно я в депрессии очень долго находился, каждый день голова болела, но сегодня мне стало так легко, я буду каждый день читать! Пока не изменюсь и начинаю действовать, а не заморачиваться.

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.
Этапы психологической консультации
Психологическая консультация обычно состоит из следующих шагов...
01 янв. 2013 г.
Консультация. Как настроить клиента на работу?
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?
01 янв. 2010 г.
Методика психологической консультации
Психологическая консультация - как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с разумным клиентом по поводу его жизненной ситуации. Работать можно сразу, специальной заботы о состоянии клиента не требуется, нормально обращаться к разуму клиента и вместе с ним, разобравшись в настоящем, выстраивать желаемое будущее.
01 окт. 2022 г.
Негативные запросы клиентов
Негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов. 
07 июн. 2016 г.
Работа на разных этапах психологического консультирования
Материал может быть использован в качестве шпаргалки и для самоанализа консультации.
01 окт. 2022 г.
Разбираться в причинах или делать
Очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. 
01 окт. 2022 г.
Разобраться или действовать
Кто-то насвинячил на столе. Можно взять тряпку и протереть стол, а можно вместо этоuо размышлять, откуда это взялось. Первое — разумно, второе — глупо. 
01 окт. 2022 г.
Запрос разобраться в сложной ситуации
Любой из нас может оказаться в сложной ситуации, в которой разобраться непросто, и обращение за консультацией к психологу в таком случае вполне адекватно. Если клиент при подобном обращении находится в авторской позиции​, ожидает совместных размышлений, экспертной оценки и рецептов решения, включающих необходимость чему-то научиться, от психолога требуется только компетентность в той предметной ситуации, которая трудна для клиента.