Разбираться в причинах или делать
Автор: Н.И. Козлов, профессор
Ректор Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
— Здравствуйте, меня зовут Эльдар.
— Добрый день, Эльдар.
— Николай Иванович, скажите, пожалуйста, очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. Что это за механизм, почему это происходит?
— Эльдар, поскольку у нас урок, сразу буду учить. Начнем с того, что запомните свой вопрос. Вы спросили: «часто происходит, что человек начинает жить в авторской позиции, когда его клюнет жареный петух». От чего такое происходит? Я хочу обратить внимание, Эльдар, что пока вы будете интересоваться этим вопросом «почему такое происходит», вы будете, как правило, находиться в позиции жертвы. Вы будете исследовать, как какие-то закономерности управляют человеческим поведением. Да, я ученый, я исследую закономерности, но и я знаю, что те люди, которые спрашивают, от чего это зависит, из-за чего это происходит — они в основном как правило, хотят найти оправдания, что вот такие закономерности управляют их судьбой. Авторская позиция, как правило, другая. Я знаю, что у меня или у знакомых есть некая задача, и я спрашиваю как мне двигаться в том направлении, в направлении решения той задачи, которая меня интересует. Поэтому Эльдар, если вы этот вопрос переформулируете, будете меня спрашивать, не «от чего это зависит», а сформулируете свою цель и задачу, что вы хотите получить в своей жизни, что изменить, то я с вами буду двигаться вперед и это будет авторская позиция, созидательная. Как сформулируете свой вопрос?
— Так что все-таки изменить в моей жизни, чтоб идти вперед в авторской позиции?
— Великолепно Эльдар, замечательный второй шаг. Я воспроизвожу, то, что вы сказали: «Что изменить мне в моей жизни, чтоб я начал двигаться вперед». Да Эльдар? Так спросили?
— Да.
— Смотрите, что говорит Эльдар: «Я сам двигаться не могу. Есть какие-то скрытые обстоятельства, может быть душевные или какие-то другие физические особенности у меня в личности или где в каком месте. Пока там что-то не изменится, я существо беспомощное. И пока мы там не разберемся и не снимем блоки, предположим, я фантазирую за вас, или что-то другое, я понятно, Эльдар, двигаться вперед не буду». Снова и это зашито в российском менталитете или было внушено некоторой психологической литературой и люди вместо того, что бы идти вперед, начинают искать те блоки, те препятствия, те трудности, которые точно двигаться вперед не дают. Эльдар, тогда я спрошу по-другому: «Что ж вы хотите? Найти какие препятствия, чтоб двигаться вперед? Ну, нашли препятствия, а дальше двигаться то куда собираетесь»?
— Что-то вы прям мою голову разрушили.
— Нормально Эльдар, не торопитесь. Можно не торопясь подумать. Представьте, что вы получили ответ на свой вопрос, и я вам ответил. Все, вас ни что не сдерживает. У вас все получается. Куда вы собираетесь двигаться и что вы собираетесь делать?
— Я, прежде всего, хочу полностью ответственность за свою жизнь взять на себя.
— Что будете делать дальше, когда взяли, Эльдар?
— У меня есть цель, я ее хочу претворить в жизнь. Она очень большая.
— Вот Эльдар, давайте тогда называете эту цель, и перестанем заниматься посторонними делами, поискам блоков, ответственности, которые конечно определяют жизнь Эльдара, в его пока мышлении. Это отложиться в сторону и пойдем вперед, что же Эльдар хочет? Надо просто начать делать то, что Эльдар хочет. Эльдар, какие жизненные цели?
— Жизненные цели — изменить мир.
— Вот это уже хорошо. Эльдар, это хорошо. Это начало авторской позиции. Понятно, что пока это беспомощная формулировка, потому, что предельно абстрактная. Что значит изменить мир? Если вы повернете голову влево или вправо, вы уже, строго говоря, мир изменили, вы изменили положение одного элемента в этом мире. Но я могу предположить, что вы хотите что-то другого и у вас есть какие-то картинки По-жизни, что должно быть в результате вашей деятельности переделки мира устройства. Вот когда я был школьником у меня четкая задача, осчастливить человечество. Я разрабатывал формулы, пути, я пошел на факультет психологии, чтоб осуществить этот план. И вот последние несколько десятков лет (30 лет) этими вещами занимаюсь. Поэтому, то ли сейчас, Эльдар, то ли потом, надо просто зафиксировать в память, что же вы хотите в жизни делать и начать это делать.
— Да.
— А когда, вместо того, чтобы это делать будет изучать, а почему же он до сих пор этого не делает… Сколько же месяцев или лет Эльдар может изучать вопрос почему же он до сих пор не делает, вместо того, чтоб заняться. Сколько? Один месяц можно этим заниматься, 3 года? Эльдар, вопрос.
— Вы знаете, сейчас ловлю себя на мысли, после ваших слов, я этим занимаюсь 4 месяца.
— Замечательно Эльдар. И может быть именно сегодня тот день, когда Эльдар себе запишет: «Кончай, родной, морочить себе голову, начинай заниматься делом».
— Нелегко это слышать.
— Ну и хорошо. Я думаю тогда сегодня хороший день, очень серьезные результаты.
— Да. Завтра еще переслушаем ваш урок.
— Великолепно. Спасибо, Эльдар, это был очень хороший разговор, важный и нужный.