Запрос разобраться в сложной ситуации
Любой из нас может оказаться в сложной ситуации, в которой разобраться непросто, и обращение за консультацией к психологу в таком случае вполне адекватно. Если клиент при подобном обращении находится в авторской позиции, ожидает совместных размышлений, экспертной оценки и рецептов решения, включающих необходимость чему-то научиться, от психолога требуется только компетентность в той предметной ситуации, которая трудна для клиента.
Если трудности с засыпанием, нужно знать, что помогает хорошему сну. Если мама не может наладить отношения с подростком, нужно разбираться в их взаимоотношениях.
Недалекие мужчины предпочитать свои проблемы игнорировать, недалекие женщины успокаиваться тем, чтобы свои проблемы смягчать, умные люди свои проблемы решают, мудрые живут так, чтобы психологические проблемы у них не возникали.
Однако нужно учесть, что запрос "разобраться в сложной ситуации" может скрывать и другие, менее рабочие и более проблемные установки.
Я просто хочу разобраться в наших отношениях!
"Я просто хочу разобраться" часто значит: "Со мной мало разговаривают, давайте поговорим обо мне!", "Согласитесь со мной, что я прав!", "Подтвердите что они во всем виноваты!" и другие манипулятивные игры.
Хочу разобраться в себе
Запрос "Хочу разобраться в себе", "Хочу понять, почему со мной в жизни так происходит" - один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же - один из самых неконструктивных. Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится. В этом вопросе соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая↑. Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Ваши вопросы: "Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?", "Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так как ты хочешь?" Ваши вопросы должны подтакливать клиента к работе: "Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы"?
Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет ставить цели негативные, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их цели позитивные.
Если у клиентом возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение "Хочу, могу, востребовано". Если человек совсем не знает чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать, то к чему он относится хотя бы нейтрально нейтрально.