Запрос разобраться в сложной ситуации

01 октября 2022 г., 21:54

Любой из нас может оказаться в сложной ситуации, в которой разобраться непросто, и обращение за консультацией к психологу в таком случае вполне адекватно. Если клиент при подобном обращении находится в авторской позиции​, ожидает совместных размышлений, экспертной оценки и рецептов решения, включающих необходимость чему-то научиться, от психолога требуется только компетентность в той предметной ситуации, которая трудна для клиента.

Если трудности с засыпанием, нужно знать, что помогает хорошему сну. Если мама не может наладить отношения с подростком, нужно разбираться в их взаимоотношениях.

Недалекие мужчины предпочитать свои проблемы игнорировать, недалекие женщины успокаиваться тем, чтобы свои проблемы смягчать, умные люди свои проблемы решают, мудрые живут так, чтобы психологические проблемы у них не возникали.

Однако нужно учесть, что запрос "разобраться в сложной ситуации" может скрывать и другие, менее рабочие и более проблемные установки.

Я просто хочу разобраться в наших отношениях!

"Я просто хочу разобраться" часто значит: "Со мной мало разговаривают, давайте поговорим обо мне!", "Согласитесь со мной, что я прав!", "Подтвердите что они во всем виноваты!" и другие манипулятивные игры.

Хочу разобраться в себе

Запрос "Хочу разобраться в себе", "Хочу понять, почему со мной в жизни так происходит" - один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же - один из самых неконструктивных. Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится. В этом вопросе соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая. Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Ваши вопросы: "Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?", "Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так как ты хочешь?" Ваши вопросы должны подтакливать клиента к работе: "Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы"?

Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет ставить цели негативные, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их цели позитивные.

Если у клиентом возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение "Хочу, могу, востребовано". Если человек совсем не знает чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать, то к чему он относится хотя бы нейтрально нейтрально.

  • Запрос клиента

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что стоит за запросом "Хочу разобраться в себе"?"
01 окт. 2022 г.
Бывает, что запрос "Хочу разобраться в себе" скрывает под собой запрос другой, например, "снимите мне тревогу"...
4Подробнее →
Картинка к "Запрос клиента"
01 янв. 2010 г.
Запрос клиента - то, что клиент хочет получить в результате, его задача, которую он должен сформулировать как цель. Первое, с чем сталкивается психолог-консультант - это отсутствие запросов. Люди приходят с жалобами, а не с запросами.