Я
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Слово «я» — личное местоимение первого лица единственного числа. Местоимениями же лингвисты называют слова, используемые в качестве заменителей имен (латинское pronomen буквально означает «вместо имен»).
Я — слово, заменяющее имя человека, который что-то говорит или делает. «Я» всегда подразумевает лицо, то есть субъект; нечто уникальное, первичное; связанное с душой или каким-то субстанциальным носителем активности, которое, однако, обретает реальность бытия только в общении с каким-то другим лицом, с «ты». Выражение «я сам» кажется просто утверждением тождественности: «Я=Я». Но когда оно впервые звучит в устах ребенка, оно выражает самоутверждение, претензию на самостоятельность — писал И.С. Кон в книге «В поисках себя».
Когда людей много, возникает необходимость их различить: этот или этот мне друг? Тот или тот для меня опасен? Когда людям стали давать имена и присваивать фамилии, стало проще: «Я не тот Милославский, я другой!» Дети с малых лет знают, что каждый имеет свои отличительные признаки: так или иначе выглядящее свое тело (в первую очередь свое лицо), свои имя и фамилию. Это и есть самое первое, изначальное Я каждого из нас: понимание, узнавание и ощущение себя как определенного и отличного от других.
Со временем становится понятно, что в человеке важно не только это внешнее (лицо и имя), а его внутреннее: его намерения и то, что он делает: по сути, его личность. Видимо, с тех пор пошло практически отождествление Я и личности. Так или иначе, люди включают в свое Я очень многое: и свое физическое Я (физическую личность), социальное Я (социальную личность) и духовное Я (духовную личность).
Переодевшись и сменив обувь, мы начинаем чувствовать себя уже другими. Женщина на каблуках — совсем другая, нежели она же не на каблуках!
При этом другие люди полагают, что Я — это не мое тело, не мои мысли и не мои чувства. Видимо, это не вопрос поиска правды, а поиск лучших инструментов жизни: какое видение лучше решает ваши жизненные задачи, то и наилучшее.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией множественности Я, когда в пространстве нашего внутреннего мира начинают сталкиваться и спорить наши разные голоса, наши разные намерения, наши разные Я или разные субличности (называйте как хотите). Спорить по поводу этой компании, какое из них мое Я самое настоящее или истинное, занятие пустое. Придумать свое Я — возможно, создать свое Я — вполне реально, а искать свое Истинное Я, как будто бы оно в готовом виде было предоставлено нам с рождения, стремятся только те, кто привыкли получать все готовое.
Как индивидуальное начало, Я противопоставляется МЫ. Психологи, склоняющиеся в пользу Я, говорят об индивидуации, о важности движения к собственной самости, другие подчеркивают важность умения работать в команде и выработке чувства МЫ. Похоже, что важнее не противопоставлять в себе Я и Мы, а развивать в себе и то, и другое.
Те, кто сидят, копаются в себе и гадают: «Кто я есть на самом деле?», обычно в этом направлении не продвигаются никуда. Если ничего не делать, не пробовать себя в разных делах, ничего само по себе ясным не станет. Решение этого вопроса не падает с неба, оно не придет от головы и ни от какого-то умного человека, который взглянет на вас и скажет: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Так — не бывает. Решение этого вопроса приходит из жизни, когда вы начинаете ставить цели по своей жизни (пусть хотя бы вначале маленькие), и лишь по ходу движения, знакомясь с собой в деле, вы начинаете лучше понимать, что вы действительно хотите и что вы действительно можете. Кто вы есть — на самом деле. А постепенно, возможно, найдете и свое любимое дело, и предназначение, и свою Миссию.
Итак, не сидеть, не тосковать, не воевать — а пробовать, искать бодрее и дружить с людьми, помогающими тебе в этом направлении — вот лучшее направление развития.
Внутрь себя, к своему внутреннему Я обращены преимущественно интроверты.
Комментарии (1):
Если всё, что у нас есть разбирать на отдельные части, мы всегда скажем - это моё. Я - это совокупность всего, что у нас есть.