Я

01 января 2005 г., 18:58

Фильм "Иван Васильевич меняет профессию"

​​​​​​​

Фильм "Правила съема: Метод Хитча"

​​​​​​​Слово "я" – личное местоимение первого лица единственного числа. Местоимениями же лингвисты называют слова, используемые в качестве заменителей имен (латинское pronomen буквально означает "вместо имен").

Я - слово, заменяющее имя человека, который что-то говорит или делает. "Я" всегда подразумевает лицо, то есть субъект; нечто уникальное, первичное; связанное с душой или каким-то субстанциальным носителем активности, которое, однако, обретает реальность бытия только в общении с каким-то другим лицом, с "ты". Выражение "я сам" кажется просто утверждением тождественности: "Я=Я". Но когда оно впервые звучит в устах ребенка, оно выражает самоутверждение, претензию на самостоятельность - писал И.С. Кон в книге "В поисках себя".

Когда людей много, возникает необходимость их различить: этот или этот мне друг? Тот или тот для меня опасен? Когда людям стали давать имена и присваивать фамилии, стало проще: "Я не тот Милославский, я другой!" Дети с малых лет знают, что каждый имеет свои отличительные признаки: так или иначе выглядящее свое тело (в первую очередь свое лицо), свои имя и фамилию. Это и есть самое первое, изначальное Я каждого из нас: понимание, узнавание и ощущение себя как определенного и отличного от других.

Со временем становится понятно, что в человеке важно не только это внешнее (лицо и имя), а его внутреннее: его намерения и то, что он делает: по сути, его личность. Видимо, с тех пор пошло практически отождествление Я и личности. Так или иначе, люди включают в свое Я очень многое: и свое физическое Я (физическую личность), социальное Я (социальную личность) и духовное Я (духовную личность).

Переодевшись и сменив обувь, мы начинаем чувствовать себя уже другими. Женщина на каблуках - совсем другая, нежели она же не на каблуках!

При этом другие люди полагают, что Я - это не мое тело, не мои мысли и не мои чувства. Видимо, это не вопрос поиска правды, а поиск лучших инструментов жизни: какое видение лучше решает ваши жизненные задачи, то и наилучшее.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией множественности Я, когда в пространстве нашего внутреннего мира начинают сталкиваться и спорить наши разные голоса, наши разные намерения, наши разные Я или разные субличности (называйте как хотите). Спорить по поводу этой компании, какое из них мое Я самое настоящее или истинное, занятие пустое. Придумать свое Я - возможно, создать свое Я - вполне реально, а искать свое Истинное Я, как будто бы оно в готовом виде было предоставлено нам с рождения, стремятся только те, кто привыкли получать все готовое.

Как индивидуальное начало, Я противопоставляется МЫ. Психологи, склоняющиеся в пользу Я, говорят об индивидуации, о важности движения к собственной самости, другие подчеркивают важность умения работать в команде и выработке чувства МЫ. Похоже, что важнее не противопоставлять в себе Я и Мы, а развивать в себе и то, и другое.

Те, кто сидят, копаются в себе и гадают: "Кто я есть на самом деле?", обычно в этом направлении не продвигаются никуда. Если ничего не делать, не пробовать себя в разных делах, ничего само по себе ясным не станет. Решение этого вопроса не падает с неба, оно не придет от головы и ни от какого-то умного человека, который взглянет на вас и скажет: "На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!" Так - не бывает. Решение этого вопроса приходит из жизни, когда вы начинаете ставить цели по своей жизни (пусть хотя бы вначале маленькие), и лишь по ходу движения, знакомясь с собой в деле, вы начинаете лучше понимать, что вы действительно хотите и что вы действительно можете. Кто вы есть - на самом деле. А постепенно, возможно, найдете и свое любимое дело, и предназначение, и свою Миссию.

Итак, не сидеть, не тосковать, не воевать - а пробовать, искать бодрее и дружить с людьми, помогающими тебе в этом направлении - вот лучшее направление развития.

Внутрь себя, к своему внутреннему Я обращены преимущественно интроверты.

  • Я
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Личность
  • Личность, общество

Комментарии (1):

Лысенко Р., 25 апреля 2020 г., 09:53

Если всё, что у нас есть разбирать на отдельные части, мы всегда скажем - это моё. Я - это совокупность всего, что у нас есть.

Материалы по теме:

Картинка к "Что это такое: быть самим собой?"
17 мар. 2014 г.
"Кто я есть на самом деле?" - этот вопрос задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни...
35Подробнее →
Картинка к "Кто я есть на самом деле"
01 янв. 2006 г.
Нередко и на консультациях, и на тренингах психолог слышит вопрос: "Кто я есть на самом деле?". Как на такой вопрос реагировать? Вопрос "Кто я есть на самом деле?" - когда-то странный, когда-то сложный. Что за ним стоит, понять так же непросто, как понять что стоит за вопросом маленького ребенка: "Мама, а откуда я взялся?" Возможно, ребенка вполне порадует ответ: "Мы с папой тебя захотели!", а может быть, ему нужен ответ другой. Его кто-то во дворе спросил: "Откуда ты такой взялся?", вот теперь он маму и спрашивает.
Картинка к "Личность"
01 янв. 2006 г.
Как характеристика внутренней жизни человека, личность - это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. В зависимости от психологической школы личность рассматривается разнообразно: как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Л.С. Рубинштейн); как совокупность интериоризированных общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев); как интегрирующее начало психических процессов (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер); как управляющее звено психики (О.И. Мотков), как совокупность социальных ролей (Дж. Мид).
Картинка к "Образ Я, Я-концепция"
01 окт. 2022 г.
Я-концепция - обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Картинка к "Виды Я"
01 окт. 2022 г.
Активность, которую мы считаем своей и внутренней, в реальности бывает очень разной. В связи с этим различают внутреннее и внешнее Я, Я прошлое и будущее, высшие и низшие Я, Я идеальной и Я реальное. В связи с этим наше Я правильнее рассматривать как нечто множественное, стремящееся как к разнообразию, так и целостности.