Истинное Я, высшее Я

01 октября 2022 г. в 21:31

Фильм "Мефисто"

Фильм "Университет практической психологии"

Истинное Я - главное, высшее, настоящее Я из многих наших существующих Я.

Чтобы определять какое-то свое истинное Я, нужно вначале иметь выбор, иметь какие-то Я. Что люди считают своим Я? Как люди определяют, какое Я для них главное или истинное?

  • Наблюдая, кто по факту преимущественно рулит всеми остальными Я. Тогда Истинное Я - имя внутреннего хозяина и главы внутреннего мира человека. Истинное Я - автор действий и поступков личности, внутренний источник мыслей, решений, действий, воли.
  • Назначая какое-то Я главным, делая его хотя бы формальным лидером.
  • Сочиняя, что в них такое главное Я - есть. Иногда это сочинение - глюк, иногда правда, иногда - продуктивный проект, творящий правду.

Распространенные понимания Истинного Я

"Истинное Я" имеет несколько распространенных, сильно разных пониманий. Нередко "Истинное Я" понимается как "биологическая природа человечности" по А.Маслоу, самое-самое врожденное и никак не приобретенное. Смотри об этом тут

"Человечность – слишком пластичное и хрупкое, легко изменяемое и уничтожаемое явление, что вторжение в процесс дочеловечивания и стремление грубо воздействовать на индивидуальные особенности человека может порождать всевозможные тонкие, почти неуловимые формы патологии. Это понимание, в свою очередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобы индивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом. Такой подход потребует от психологов гораздо большего внимания к тем едва уловимым психологическим и физиологическим нарушениям, к тем страданиям, которыми человек расплачивается за отрицание и забвение своей истинной природы и которые порой не осознаются им и ускользают от внимания специалистов. Это, в свою очередь, означает гораздо более точное, и вместе с тем более широкое употребление термина "правильное развитие", распространение его на все возрастные категории". (А.Маслоу, Мотивация и личность).

и здесь

"По моему мнению, человек обладает лишь очень слабыми рудиментами инстинктов, которые даже не стоило бы называть инстинктами в истинном, животном, смысле этого слова. Эти рудименты, эти инстинктоидные тенденции настолько слабы, что не могут противостоять культуре и научению, – последние факторы гораздо более сильны и могучи. Психоанализ и другие формы вскрывающей терапии, хотя бы тот же "поиск себя", выполняют очень трудную, очень деликатную задачу высвобождения инстинктоидных тенденций, вызволения слабо обозначенной сущностной природы человека из-под груза внешних пластов, сформированных научением, привычками и культурными влияниями. Человек имеет биологическую сущность, но эта сущность очень слаба и нерешительна: необходимы специальные методы, чтобы обнаружить ее. Человеку приходится искать и обнаруживать в себе – индивидуально и субъективно – свое животное начало, свою биологическую человечность. Человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить его или усилить". (А.Маслоу, Мотивация и личность).

Сомнения

В этом конктексте очень распространено требование "Отличи свое Истинное Я от того, что ему навязывается обществом".

Кто может дать какие-то вразумительные определения, критерии, хотя бы яркие иллюстрации?

Я знаю, что у человека есть его способности. У человека есть его разные желания. Есть разные мысли, соображения и убеждения. Наблюдаю, что большей частью все это хозяйство неуправляемо, хозяина (и в этом смысле "Я") у большинства - всерьез вроде как нет. То есть "Я хочу" - они говорят, хочулка у них есть, а Я - как-то не заметно.

При этом каждый убежден, что уж Истинное Я у него есть обязательно. Оно вообще у него даже не с рождения, а с зарождения. Может быть. Можно ли как-то во всем этом удостовериться, чтобы были не только ссылки "Я это чувствую!", а что-то более твердое?

А по поводу "навязывания"... Правильно ли я понимаю, что формулировка "мне навязали" - из словаря Жертвы? И человек с Авторской позицией этим не страдает?

Спорить, какое мое Я самое настоящее или истинное, занятие пустое. Придумать свое Я - возможно, создать свое Я - вполне реально, а искать свое Истинное Я, как будто бы оно в готовом виде было предоставлено нам с рождения, стремятся только те, кто привыкли получать все готовое.

Файлы:
  • Личность
  • Ядро личности

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Человек спящий, или Иллюзии безумного экипажа
Есть ли у такого, спящего, человека — Его воля, Его желания и решения? Нет.
01 окт. 2022 г.
Истинное Я и ядро личности
Истинное Я нередко отождествляют с Ядром личности, но это отождествление спорное, хотя бы потому, что у человека вполне может быть несколько ядер личности, причем сменяющих друг друга с возрастом. Мы готовы согласиться, что у человека может быть одновременно несколько Истинных (главных) Я?
01 окт. 2022 г.
Истинное Я в Психосинтезе
Истинное Я (Высшее Я) - представление из круга Психосинтеза и Гуманистической психологии, согласно которому в каждом человеке есть нечто подлинное, составляющее его глубинную суть. Все культурные, социальные напластования вокруг этого истинного Я только искажают его чистую природу.
01 янв. 2006 г.
Личность
Личность — это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. 
01 окт. 2022 г.
Психосинтез
Психосинтез - подход в психологии: феноменологическая парадигма, смесь психоаналитического и трансперсонального направления. В психосинтезе основные проблемы взрослого поведения не только объясняются событиями и переживаниями детства (как в психоанализе), но и рассматриваются как возможность самоосознания и фундамент для обретения психологической целостности. Идейный автор психосинтеза: Карл Густав Юнг. Юнг предлагал считать классический анализ Фрейда лишь первым этапом на пути развития, за которым следует этап психологического синтеза.
01 янв. 2005 г.
Я
Когда людей много, возникает необходимость их различить: этот или этот мне друг? Тот или тот для меня опасен?