Природа обиды, или Как дети учатся обижаться

09 апреля 2014 г. в 13:07

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Обиженное выражение лица и обиженные интонации — одна из самых простых для узнавания эмоций, видимо в силу повсеместного распространения.
Обиженное выражение лица и обиженные интонации — одна из самых простых для узнавания эмоций, видимо в силу повсеместного распространения.
Если вас незаслуженно обидели, вернитесь и заслужите!
Если вас незаслуженно обидели, вернитесь и заслужите!
Прелесть какой обиженный!
Прелесть какой обиженный!
Вот пойду и назло вам умру, будете знать!
Вот пойду и назло вам умру, будете знать!

Является ли обида врожденной эмоцией — вопрос спорный, в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют и энергично этому обучаются. Для детей, обида — естественное средство давления на близких людей — родителей, друзей, братьев и сестер. Взрослея, люди начинают понимать, что обида — не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Однако взрослеют не все, и как-то реагировать на обиды окружающих приходится все-равно.

Обиды — не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит. Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждет, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Не как страхи, не как давление на взрослых, а как несчастную и горькую обиду.

«Маленький мой, иди сюда, не плачь... Кто тебя обидел?!» — Если родители ищут поводы ребенку посочувствовать и ребенка пожалеть, они эти поводы найдут, ребенка обижаться научат и скоро будут утешать постоянно обижающегося ребенка.

Мальчики тоже иногда сидят совсем обиженные.
Мальчики тоже иногда сидят совсем обиженные.

В окружении недалеких взрослых обижаться оказывается — выгодно. Примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться дети уже с годовалого возраста, но пока это редкие эпизоды. Всерьез, основательно дети выучивают обиду в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Обиженное выражение лица и обиженные интонации — одна из самых простых для узнавания эмоций, видимо в силу повсеместного распространения. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды.

Ситуация. Девочке лет пять, по крайней мере на своем трехколесном велосипеде она ехала свободно, не задумываясь. Остановилась и, приподнявшись на велосипеде, спокойно и звонко крикнула подруге: «Я видеть тебя не выношу!» — Похоже, эту фразу она услышала в каком-то сериале, фраза ей показалась сильной, действенной, и она ее примерила: будет ли это иметь эффект? Подруга, впрочем, повернулась к ней равнодушной спиной. Ничего, наша девочка будет учить обиду день за днем, будет знать уже много фраз обиды, выучит к ним правильные горько обиженные интонации и научится все это инсценировать ситуативно. Через год, можно быть уверенным, она будет уже мастером обиды.

Дети начинают пользоваться обидами просто потому, что обиды — работают. На них — реагируют. Дети пользуются обидой в достаточной мере произвольно, можно сказать — осознанно: они знают, кому они обижаются и зачем. Впустую, зря, никому — так глупо маленькие дети практически не обижаются.

Из письма читателя: «Моему племяннику Максиму сейчас три года. И он уже замечательно освоил обиду. Когда ему что-то не нравится, например, как ведут себя взрослые рядом с ним, он ложится на пол, лицом вниз, закрывая лицо руками, при этом периодически выглядывает из под ладошек в поисках зрителя. Если видит, что на него смотрят — обиженно прячется обратно в ладошки. Лицо несчастное – губы надуты, глаза грустные. В такой ситуации самый эффективный способ – не обращать внимания, ребенку просто надоедает демонстрировать обиду. Также можно спокойно объяснить, почему нельзя/невозможно дать то, что он хочет получить, и «валяние на полу» ему в этом случае не поможет».

Впрочем, со временем между детьми появляются различия. Есть дети, которые уже с двух лет обижаются практически осознанно и легко отвечают на вопрос: «Ты кому обижаешься? Зачем обижаешься?». Их обиды имеют цель, это обиды «для того, чтобы». В отличие от таких детях-манипуляторов есть дети простые, которые скорее традиционно реагируют так, как принято между детьми. Их обиды могут быть похожи на адресные и целесообразные, на самом деле такие дети затрудняются сразу ответить на вопрос «Зачем ты обиделся?», потому что они действительно обижаются не «Зачем», а «Потому что»: «Потому что он меня обозвал!»

Со временем, а именно с подросткового возраста, чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная эмоциональная реакция. Отметьте это: чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить.

Фильм «Большие и маленькие»

Девушек учат, на что обижаться можно, а на что нельзя. Молодых людей учат, какие обиды девушек правомерны, обоснованы, а на какие внимания обращать не нужно, глупо. Смотри На что обижаются юноши, На что обижаются девушки

Обиды — результат привычки и воспитания, и люди, привыкшие чуть что обижаться, получают название обидчивых. Сами обидчивые обычно уверены, что все дело в окружающих, которые относятся к ним недоброжелательно, окружающие же видят в обидчивых людях или наивных манипуляторов, или плохо воспитанных людей.

Обижаются и мужчины, и женщины, однако чаще обиды характерны для женщин, чем для мужчин, возможно в силу привычки женщин жить чувствами. «Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце...» — это ироническое замечание напоминает нам о том, как женщины склонны свою обиду защищать и представлять как естественную, нормальную и достойную реакцию. Впрочем, чем больше среди мужчин субъектов с психологией ребенка, тем в большей степени обиды распространяются и среди мужчин. Умные и взрослые люди, даже если когда-то обижаются, понимают свою неправоту и от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться. Взрослые и успешные люди ни на кого всерьез не обижаются. Вместо обиды можно спорную ситуацию с человеком обговорить, обратиться с просьбой, а в случае необходимости давления предупредить о своих последующих действия: «Если ты этого не сделаешь, мне придется сделать вот это».

Заметим, что давление — не самое эффективное средство влияния, жить богаче и разнообразнее. С другой стороны, совсем отказываться от обиды также оказывается неверным: язык обиды люди хорошо понимают, и в некоторых ситуациях чувство обиды может быть социально приемлемым и достаточно эффективным средством управления межличностными отношениями.

Наверное, все таки важнее учить тому, что обижаться — глупо в принципе, у взрослых и цивилизованных людей есть другие способы налаживать отношения друг с другом. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Когда разберетесь с собой и обижаться в основном прекратите, начинайте наводить порядок со своими детьми. Вопрос «Почему обижаются наши дети?» лучше заменить на «Зачем обижаются наши дети?», после чего всерьез спросите себя «Разрешаю ли я своим детям обижаться?» и «Какие другие дурные привычки я разрешил своим детям?» Если вы своих детей любите, то скоро обиды у своих детей вы прекратите: в их жизни они будут им мешать. Мы не обещаем, что все пройдет у вас легко, но позже, в будущем, ваши дети скажут вам спасибо. И у вас начнется светлая жизнь — жизнь без обид.

Файлы:
  • Обида
  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние
  • Социальное научение
  • Формирование внутренних чувств

Комментарии (7):

Гость, 06 ноября 2013 г. в 18:41
Подскажите, пожалуйста, откуда взята информация (книгу, первоисточник) для данной статьи?
1 ответ
Козлов Н.И., 06 ноября 2013 г. в 23:24
Это фрагмент из моей книги, которая выходит в следующем году в издательстве ЭКСМО: "Энциклопедия практической психологии". Это мои авторские исследования, подробнее с ними можно познакомиться на Психологосе в статье "Теория социального психоанализа эмоций".
1 ответ
Гость, 22 сентября 2022 г. в 02:06

Здравствуйте, первый раз, первый класс, девочке 6 лет. Мальчик, сидящий рядом, порезал ее рисунок (очень ценный для нее), она отомстила и порезала ему пенал. Девочка ее толкнула, через два дня она в ответ столкнула со ступеньки, мальчик назвал ее дурой 3 дня в подряд, потому что она с ним больше не играла, она мне пожаловалась, я поговорила с мамой мальчика – результата ноль, только ещё хуже. И вот сегодня он ее так достал, что она порезала свой пинал и обвинила его, настолько правдоподобно, что я растерялась. Она объясняет это тем, что первый случай, я поступила жёстко, чтобы ему не хотелось больше этого делать. Второй раз объяснила, что мне было неприятно, вот и она пусть поймет. Третий, с пиналом своим, что он наглый, и меня он так обзывает специально, чтобы все так думали, и он направляет против меня всех. Чтобы он понял, что так со мной нельзя делать!Вот как мне быть с этой обидой быть!? Посоветуйте пожалуйста!

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 22 сентября 2022 г. в 08:26

Уважаемая гостья! Дело в том, что это не форум, а просто комментарии к статье, поэтому профессиональных советов здесь никто не дает. Тем более, на ваш вопрос невозможно ответить односложно – нужна консультация — Нужна консультация психолога? Мы вам поможем

1 ответ
Гость, 23 сентября 2022 г. в 23:22

Спасибо большое !)

Гость, 11 марта 2018 г. в 21:23

У меня так получилось, что специально обиду я не развивал, но рисунок тела (лица), который я себе выбрал, вполне похож на обиду, но опять же я ему никакого названия не давал и никакой цели не ставил - наоборот, из него уже пошли последствия.

Гость, 25 февраля 2020 г. в 13:11

Не согласна с такой интерпритацией обиды. На мой взгляд, ближе к сути происходящего то, что ребенок обижается на несправедливую, с его точки зрения ситуацию, когда у него нет возможности на нее как-то иначе отреагировать, либо если его протест игнорируют или наказывают.

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.
Эмоции детей — способ управления родителями
Зх-летняя дочь моих друзей из папы вьет веревки. Мама строгая и с ней ребенок ведет себя хорошо. А папе можно сказать «я обиделась, я тебя не люблю», и папа тут же выполняет любое желание дочери.
01 янв. 2006 г.
Обиды в человеческой жизни
Является ли обида врожденной эмоцией — вопрос спорный, в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют и энергично этому обучаются. 
01 окт. 2022 г.
Обиженный ребенок, или Действия родителей глазами детей
Вы когда-нибудь обижали маленьких детей?
01 янв. 2014 г.
Я обиделся. Обида и чувство обиды
В повседневной жизни слова обида, обижаться, чувство обиды обычно используются как синонимы, хотя на самом деле это существенно разные вещи. 
01 янв. 2012 г.
Жизнь без обид
Возможна ли жизнь без обид? — Да, вполне. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Основа жизни без обид — реалистичные ожидания, склонность к мирному и разумному решению вопросов и контакты не с абы какими, а такими же разумными и воспитанными людьми.