Что определяют наши гены. Генетика человека

01 января 2006 г. в 08:59

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Обыкновенное чудо"

Фантазировать о своих возможностях, не зная ограничений – безответственно. Увлекаться психологией, забывая про физиологию и генетику – неверно. Высшее растет через низшее, и азы генетики должен знать любой психолог. Неправда, что новорожденный – это только тельце с набором генов: новорожденный – это уже член общества, это чей-то ребенок, его уже любит его мама и готов воспитывать его отец. Никто пока не знает, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но уверенно можно сказать одно: у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.

Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее).

У мужчин более изменчив генотип, у женщин - фенотип.

По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.

Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями.

Способности ребенка зависят и от возраста родителей. Гениальные дети чаще всего рождаются в паре, где матери 27 лет, отцу 38. Однако самые здоровые дети появляются у более молодых родителей, когда матери от 18 до 27. Ваш выбор? Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Можно ли утверждать, что у всех людей с детства есть природная склонность к добру, что человек по природе своей – добр? Это один из центральных вопросов, по которому не утихают споры среди психологов.

При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение - человек. Да и склонностями своими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оставлять вне своего внимания, гасить их, забывать...

Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет.

Гены определяют время, когда какой-то наш талант может проявиться. Попал в удачное время, когда гены готовы - сделал чудо. Промахнулся по времени - пролетаешь мимо. Сегодня восприимчивость ребенка к развивающим процессам высокая – он «белый лист», «впитывает только хорошее» и «очень талантлив», а спустя год: «ничего не понимает», «что в лоб, что по лбу» и «яблочко от яблони недалеко падает» (с грустью).

Гены определяют, когда у нас просыпается половое влечение, и когда оно засыпает. Гены влияют и на счастье, и на черты характера.

Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.

Агрессивность и доброжелательность, гениальность и слабоумие, аутизм или экстраверсия - передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой. И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. Человеческая генетика делает человека исключительно обучаемым существом!

Гены - носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Мужчины чаще, чем женщины, рождаются с теми или иными отклонениями: среди мужчин больше тех, кто будет очень высоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом. Похоже, что на мужчинах природа - экспериментирует... При этом, если уж мужчина таким родился, ему изменить это в течение жизни очень сложно. Мужчина привязан к своему генотипу, его фенотип (внешнее проявление генотипа) - меняется слабо.

Родился длинным - длинным и останешься. Коротышка может с помощью спорта подняться на 1-2 сантиметра, но не более.

У женщин ситуация другая. Женщины рождаются более в среднем одинаковыми, среди них биологических, генетических отклонений меньше. Чаще среднего роста, среднего интеллекта, средней порядочности, идиоток и отстоя среди женщин меньше, чем среди мужчин. Но и выдающихся в интеллектуальном или нравственном отношении - аналогично. Похоже, что эволюция, проводя на мужчинах эксперименты, на женщинах решает не рисковать и вкладывает в женщин все самое надежное. При этом индивидуальная (фенотипическая) изменчивость у женщин выше: если девочка родилась маленькой относительно других, она сумеет вытянуться на 2-5 см (больше, чем может парень)... Женщины имеют большую свободу от своего генотипа, имеют большую возможность, чем мужчины, изменять себя.

Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают.

Из пшеничного зерна вырастает гордый пшеничный колос, а из саженца яблони - красивая ветвистая яблоня. Нашу суть, наши склонности и возможность реализовать себя дают нам наши гены. С другой стороны, из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется. У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит.

Человек - часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Если вам с генами повезло, вы сумели воспринять влияния ваших родителей и педагогов, выросли развитым, порядочным и талантливым человеком. Спасибо родителям! Если вам с генами повезло меньше, и вы (вдруг!) родились дауном, то в самом хорошем окружении из вас вырастет только воспитанный даун. В этом смысле наши гены - это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться - мы напрямую изменить не можем.

Много ли в нас генетически заложенного - вопрос очень спорный (взаимодействие наследственности и среды изучает психогенетика). Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.

Если вы любите своего ребенка и учитесь быть хорошим родителем и воспитателем, гарантированы ли вам успехи? Нет. Каким бы талантливым педагогом вы ни были, у вас может родиться «кислый» или трудный ребенок, с которым реально мало что можно сделать. Если вы сделаете лучшее из возможного, то сможете уменьшить неприятности людям от этого ребенка, но успеете ли вы из него вырастить достойного человека за два десятка лет его воспитания? Так получается не всегда. Человек появляется на свет со своим характером, и он бывает очень разным. Некоторые дети рождаются сразу «домашними» — характер легкий, податливый, со взрослыми дружат и их слушают. У других характер самого начала трудный: им тяжело самим, тяжело с ними.

Что это значит? Только то, что стоит приглядываться к тому или той, с кем вы собираетесь создавать семью. Обращать внимание на родственников, учитывая не только то, что с ними придется встречаться, а и то, что тот или иной характер может оказаться и у вашего ребенка. Хороших вам родственников!

Генетика бывает хорошей или плохой, и это зависит в том числе от нашего образа жизни. В благоприятных условиях и хорошем воспитательном процессе, возможная негативная предрасположенность может не реализоваться, или скорректироваться, "прикрыться" влиянием соседних разбуженных генов, а позитивная предрасположенность, иногда скрытая - проявиться. Иногда человек (ребёнок) просто не знает своих возможностей, и категорично "ставить крест", говорить, что "из этого гадкого утёнка лебедя не вырастет" - опасно.

Другая опасность, другой риск - тратить время и силы на человека, из которого путного все-таки ничего выйти не может. Говорят, что каждый может стать гением, и теоретически это так. Однако практически одному для этого достаточно тридцать лет, а другому нужно лет триста, и вкладываться в таких проблемных людей - нерентабельно. Спортивные тренеры утверждают, что именно врожденный талант, а не методика тренировок, - самый важный фактор формирования будущего чемпиона. То, что человеку дается от природы - база, на которой можно строить все остальное.

Если девушка родилась шатенкой с зелеными глазами и "предрасположенностью" к полноте, то можно, конечно, покрасить волосы и надеть цветные линзы: девушка все равно останется зеленоглазой шатенкой. А вот воплотится ли ее "предрасположенность" в пятьдесятбольшие размеры, носимые всеми ее родственницами, во многом зависит от нее самой. И уж тем более от нее самой зависит, будет ли она к сорока годам, сидя в этом пятьдесятбольшом размере, ругать государство и не сложившуюся жизнь (как это делают все её же родственницы) или найдет себе много других интересных занятий.

Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяют склонности плюс воспитание. Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого - он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет. И то, и другое соотношение - врожденная характеристика ребенка.

Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься. Начинайте! Гены задают возможности, от нас зависит, насколько мы эти возможности реализуем. Если у вас хорошая генетика, вы можете сделать ее еще лучшей и передать своим детям как самый дорогой подарок. Наша ДНК запоминает, какое у нас было детство, есть наблюдения, что генетически передаются привычки, навыки, склонности и даже манеры. Если вы выработали у себя воспитанность, красивые манеры, поставили хороший голос, приучили себя к распорядку дня и ответственности, то есть неплохая вероятность, что рано или поздно это войдет в генотип вашей фамилии.

Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности - у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Но что будет на базе этой площадки сделано - это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.

Думая о генетике, важно помнить, что человек живет и строит себя не в одиночестве. Если полагаться только на собственную генетику, можно остаться дикарем. Нас окружает культура, создававшаяся многими поколениями много сотен лет, вобравшая лучшее из генетики каждого. Нас учат, и мы можем учиться. То, что трудно в себе развить самостоятельно, может помочь развить учитель или тренер: возможно, у него именно к этому генетически заданный потрясающий талант. Люди могут помогать друг другу. Что один не сделает, сделаем вместе!


Генетику можно улучшать - пусть не всегда в своей индивидуальной судьбе, то, определенно, в судьбе своего рода. Удачной вам генетики!



  • Генетика
  • Врожденное
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (19):

Гость, 15 октября 2014 г. в 13:04
Статья очень понравилась. Понятным доступным языком изложены основы науки генетики.
alla.egorovns Гость, 16 января 2015 г. в 13:15
Статья замечательная, но мало кто с ней знаком. Ещё Конфуций определил, что есть люди рождённые умными, есть те, которые способны научиться и те, которых учить бесполезно. Отец космонавтики Королёв конкретизировал "Дурака учить бесполезно".
Светлана, 23 марта 2015 г. в 09:45
Я считаю, что процент "генетического поведения" гораздо выше ,чем 60%... Не менее 80%. Правильно здесь сказали,что все что мы делаем, это отголосок наших инстинктов - генов. Социальное подведение позволяет это выражать в допустимых рамках... На мой взгляд, гармоничная личность - это прежде всего тесная взаимосвязь все трех блоков управления психическими функциями, и когда внутренняя гармония и идеальное осознание своего "Я" совпадает с внешней, нравственно обусловленной средой, вот тогда мы получаем цельную, зрелую личность.
Гость, 27 апреля 2016 г. в 10:48
Уважаемый Николай Иванович, очень доволен, что прочитал вашу статью. Мне она помогла понять некоторые возникающие вопросы при изучении Библии. Я верующий, изучаю Библию. При чтении возникали некоторые трудные вопросы. Но теперь я понял и не мало, что наука и Библия очень близки. Я сам имею богословское образование, но это не значит, что я могу всё что в Библии написано, понимать. Для этого нужно откровение от Бога. Звание не даёт знания, а только труд и желание к познанию, тогда будут откровения от Бога. Ещё раз благодарю за вашу статью. Хотелось бы больше разбираться в генетике, в психологии. С уважением, Николай Кушнарёв. Вы можете посмотреть мои статьи, если наберёте в (Google) богослов Николай Кушнарёв, там мои статьи, хотелось бы знать ваше мнение. Ещё раз спасибо.
1 ответ
Гость, 14 мая 2016 г. в 13:16
Религия и генетика противоречат друг другу. Наука и религия пртиворечат друг другу. Раскройте глаза.
2 ответа
Гость, 03 июня 2017 г. в 18:33

Сказано же: дурака учить бесполезно - пусть спокойно ждёт своего "откровения", во всяком случае он не стал маньяком-убийцей, что уже неплохо.

Гость, 05 февраля 2022 г. в 18:10

Вы раскройте глаза: в религии, генетике и науке нет противоречий.

Гость, 24 октября 2016 г. в 11:50
Очень некорректно выразился автор о людях с синдромом Дауна. Это прежде всего люди, а не "дауны".
1 ответ
Гость, 20 октября 2018 г. в 10:54

Согласен. Мало того, некоторые "дауны" вполне так адекватно учатся в ВУЗах, нормально общаются как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, вообще у меня складывается впечатление, что "синдром Дауна" в большей степени не генетически обусловленное заболевание, а педагогически запущенные (в подавляющей массе) случаи. Причём уровень ЭМОЦИОНАЛЬНОГО интеллекта у них даже выше, чем у "нормальных" людей!

Гость, 12 июня 2017 г. в 20:42

Статья понравилась, очень информативная и содержательная. Спасибо автору!

Гость, 12 августа 2017 г. в 15:15

Замечательная статья!))

Гость, 13 августа 2017 г. в 13:41

Для умных и уверенных в себе людей, знающих что такое гены и стереотипы - статья очень полезная. Для всех остальных - к сожалению, бесполезна.

Гость, 06 октября 2017 г. в 10:52

Статья очень интересная! Меня давно занимает этот вопрос, хочу сказать, что полность согласна с автором. Автор, а как вы относитесь к евгенике? Ведь по сути человек выводит более качественные сорта растений, животных и т.д. и т.п., но наплевательски относится к своему будущему потомству.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 12 октября 2017 г. в 06:56

Евгеника - не одна, евгеники - две: позитивная и негативная. К негативной евгенике, которая рекомендует уничтожать дефективных людей, я отношусь негативно. К позитивной евгенике, которая рекомендует всячески поддерживать перспективных людей, я отношусь позитивно. Подробнее смотрите статью "Сингапур. Евгеника. Процветание".

Гость, 21 октября 2018 г. в 12:18

От чего же зависит, какой именно набор генов получит конкретный ребёнок?

1 ответ
Гость, 12 декабря 2018 г. в 07:59

Написано же: "Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься".

Гость, 10 февраля 2022 г. в 03:16

Полезная статья.

Гость, 05 апреля 2022 г. в 17:42

Здравствуйте, занимательная статья и спасибо, что написали ее, но со многими положениями я не согласна. Например с тем, что генетика определяет каким будет ребёнок по характеру, и что даже хорошее воспитание и влияние не изменит плохую наследственность. Это совершенно не так и уже есть куча экспериментов и доказательств того, что среда больше определяет характер человека и то, кем он вырастит. Например, если ребёнка с генетической предрасположенностью к шизофрении поместить в здоровую семью, то он вырастает здоровым и шизофрения не проявится (риск есть, но значительно меньше, чем если ребёнок рос с родителями шизофрениками). Если же здорового ребёнка поселить к шизофреникам, то ребёнок вырастит шизофреником. И генетика не определяет характер, характер - это то, что можно менять всю жизнь, генетика определяет темперамент и то не 100%, то же спорный момент. Допустим, генетика определила темперамент, для примера возьмём холерика. Ему свойственно легко возбуждаться и легко выходят из себя. Далее, возьмём это свойство темперамента (вспыльчивость) и наложим на его воспитание и влияние внешней среды, и мы увидим, что разные холерики будут его проявлять по-разному, и кто-то во вред, а кто-то в пользу, а кто-то вообще научится управлять этим и не испытать это чувство слишком часто и интенсивно, а кто-то наоборот будет агрессивным и неуправляемым и с большой интенсивностью. Генетика даёт лишь задатки, а как разовьются те или иные свойства определяет среда и воспитание (самовоспитание).

Валентина, 03 апреля 2023 г. в 06:30
Жаль, что когда мои дети - сын и дочь - росли, не было такой познавательной программы.

Материалы по теме:

Картинка к "Эпигенетика и переворот в мышлении психологов-практиков"
06 мар. 2020 г.
Благодаря термину «эпигенетика», мы можем понять, каким образом воспитание родителей превращается в изменённые гены у ребёнка.
0Подробнее →
Картинка к "Дауна синдром"
01 окт. 2022 г.
18 ноября 1828 г. родился Джон Лэнгдон Даун. В конце XX века человеку с такой фамилией пришлось бы нелегко. В современном просторечье словом «даун» обзывают того, кого по старинке звали дураком. «Виноват» в этой ситуации сам Джон Даун, который 133 года назад исследовал и описал одну из форм олигофрении, вызванную хромосомной аномалией.
Картинка к "Генетические основы характера"
01 окт. 2022 г.
Генетические основы характера - существуют ли? Да, существуют.
Картинка к "Плохая генетика и воспитание"
01 окт. 2022 г.
Хорошие родители редко оставляют своих детей, поэтому дети из интернатов часто имеют плохую генетику - не только по здоровью, но и по склонностям и чертам характера (исследования показали, что проблемы детей во многом обусловлены наследственностью
Картинка к "Телегония"
01 окт. 2022 г.
Телегония – термин строго биологический. Возник он в 19 веке для обозначения гипотетического закона о преимущественном наследовании у потомства самки признаков ее первого самца. Слово состоит из двух греческих: ТЕЛЕ – далеко и ГОНАО – порождать; по другим версиям – от имени Телегон – сыне Одиссея от Кирки (Цирцеи), который Одиссея по ошибке убил.
Картинка к "Виды поведения"
01 окт. 2022 г.
Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное...
Картинка к "Врожденное"
01 окт. 2022 г.
Врожденное - то, с чем человек родился. В первую очередь, это генетически заложенное, плюс то, что он приобрел во время внутриутробного развития.
Картинка к "Взаимодействие между врожденным и приобретенным (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Вопрос о том, что важнее в детерминации развития человека — наследственность («врожденное») или среда («приобретенное»), обсуждался столетиями. Например, в XVII веке английский философ Джон Локк отвергал господствовавшее тогда представление, что младенец — это маленький взрослый, приходящий в мир уже полностью наделенным способностями и знанием, и ему надо только расти, чтобы эти унаследованные свойства проявились. Локк считал, что все обстоит наоборот и разум новорожденного — это «чистая доска» (лат. tabula rasa). На ней записывается опыт младенца — то, что он видит, слышит, ощущает на ощупь, вкус и запах, его чувства. Согласно Локку, все знание приходит к нам через органы чувств. Оно обеспечивается опытом, и никакие знания или идеи заранее в человека не встроены.