Позитивна ли природа человека
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Разговор о природе человека — это разговор о том, каким человек рождается, каков он изначально, еще до всякого воспитания. Современные психологические направления в отношении взглядов на природу человека придерживаются иногда диаметрально противоположных взглядов, и один из главных споров — спор о том, является ли природа человека доброй (направленной на добро), человечной, конструктивной. Голоса разделились на равные кварты: примерно четверть специалистов убеждена, что природа человека (скорее) позитивна, четверть — что природа человека негативна, четверть полагает, что люди рождаются с разной природой, последняя четверть считает вообще бессмысленным рассматривать данный вопрос.
Действительно, по взглядам гуманистов, природа человека безусловно позитивна. «Фундаментальная природа человека, когда он действует свободно, конструктивна и заслуживает доверия» (Карл Роджерс — Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. с. 136. Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. с. 136.) По Маслоу, человек имеет биологический инстинкт человечности, который культура и среда могут легко убить, но не в состоянии породить или усилить1. В данном подходе личностный рост естественен (Лэндрет Г., 1994, с. 63) «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно», хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным (Братченко С. Л., Миронова М. Р. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ).
Вариантом этого подхода является взгляд, который можно назвать «Условно позитивная природа: расположенность к добру и возможность выбора». А именно, экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается именно такого, более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.
Близкую к этому позицию нередко можно услышать от воспитателей детских садов, утверждающих, что 70% детей — условно добрые. То есть нормальные эгоисты, но на доброту отзывчивые, откликающиеся, легко и искренне становящиеся добрыми рядом с добротой других (чаще всего — воспитателей). А если их предоставить самим себе, вполне могут начаться бои без правил, отнимания и жестокость. См.→
Большая часть специалистов-психологов считает, что природа человека с точки зрения добра и зла — нейтральна. Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». Бихевиоризму вообще смешны разговоры о природе человека, для бихевиориста человек — вариант биоробота. В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.
Классический фрейдизм во взгляде на природу человека пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная2.
Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует. См.→
Более мягкую, хотя также негативную, позицию занимают психологи христианского толка, говоря об условно негативной природе человека, природе, испорченной грехом.
Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа. Смотри М. Ю. Медведев. Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты и В. X. Манёров САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Некоторая часть исследователей считает, что единой природы у человека нет, что люди достаточно разные: есть люди с позитивным потенциалом, есть с неустойчивым, бывают люди и с негативным потенциалом. Однако при грамотном подходе и эффективном воспитании всегда возможна коррекция и в дальнейшем личностный рост. Подобный взгляд характерен для синтон-подхода.
1 «По моему мнению, человек обладает лишь очень слабыми рудиментами инстинктов, которые даже не стоило бы называть инстинктами в истинном, животном, смысле этого слова. Эти рудименты, эти инстинктоидные тенденции настолько слабы, что не могут противостоять культуре и научению, — последние факторы гораздо более сильны и могучи. Психоанализ и другие формы вскрывающей терапии, хотя бы тот же «поиск себя», выполняют очень трудную, очень деликатную задачу высвобождения инстинктоидных тенденций, вызволения слабо обозначенной сущностной природы человека из-под груза внешних пластов, сформированных научением, привычками и культурными влияниями. Человек имеет биологическую сущность, но эта сущность очень слаба и нерешительна: необходимы специальные методы, чтобы обнаружить ее. Человеку приходится искать и обнаруживать в себе — индивидуально и субъективно — свое животное начало, свою биологическую человечность. Человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить его или усилить». (А. Маслоу, Мотивация и личность)
2 Современным психоанализом многократно и убедительно доказано, что человек вовсе не является кладезем добродетелей. Каждый конкретный человек, как биосоциальное существо, по своей природе — агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие и удовлетворять свои собственные потребности в их естественных или сублимированных формах, к каковым принадлежат практически все виды стремления к достижению, карьере, власти, побуждение к художественному или научному творчеству. Обобщая эти характеристики, психоанализ объективно признает, что каждый отдельный человек является врагом государства и культуры, так как именно последние налагают запреты, а, независимо от того — осознается это или нет, каждый хотел бы, чтобы именно для него все запреты были сняты. (Решетников М.М. Современная демократия).